СюжетыПолитика

СМИ и ты, малыш

Госдума придумала закон для популярных блогеров. Их уравняют со средствами массовой информации и подарят букет наказаний — от блокировки до УК

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 апреля 2014
Читать
Госдума придумала закон для популярных блогеров. Их уравняют со средствами массовой информации и подарят букет наказаний — от блокировки до УК
Фото: Reuters
Фото: Reuters

В минувшую пятницу Госдума одобрила поправку в законопроект из «антитеррористического пакета», согласно которой блоги приравняют к СМИ. Ее внесли не сразу, а ко второму чтению законопроекта. Авторами выступили председатель Комитета по информполитике Алексей Митрофанов и члены ЛДПР — Андрей Луговой и Вадим Деньгин.

С чем вскоре могут столкнуться популярные пользователи социальных сетей? Законопроект вводит понятие «блогера» — пользователя, чья страница в блог-сервисах и социальных сетях имеет более 3000 посетителей в сутки. В будущем, как заявляют авторы, эту категорию можно будет разбить на три: «блогер», «супер-блогер» и «стар-блогер» (в интернете уже начали шутить на тему «супер-стар» статуса).

Новоявленным «блогерам» придется подчиняться основным требованиям закона о СМИ: проверять достоверность публикуемой информации, выполнять правила предвыборной агитации (например, не публиковать данные экзит-поллов до окончания голосования на всей территории страны), не посягать на частную жизнь других людей, указывать возрастные ограничения, избегать распространения экстремистских материалов и ругаться матом. Им также придется размещать свои реальные персональные данные: фамилию, инициалы и адрес электронной почты (чтобы оперативно получать претензии). Неизвестно еще, не проще ли сразу регистрировать СМИ, а не сообщество в соцсетях.

Митрофанов, один из авторов поправки. уже успел заявить, что инициативу депутатов поняли неверно — раз восприняли ее как приравнивание блогов к СМИ. По его словам, блогерам, всего-то, «предлагается не ругаться матом, соблюдать законы, не совершать преступные деяния и не разглашать государственную тайну».

При этом, если верить документу, закон не будет распространяться на тех, кто использует интернет для личных и семейных целей. Авторы предполагают, что такой фильтр автоматически исключит из-под действия закона до 95% пользователей интернета. Не совсем понятно, по каким критериям будут определяться направленности блогов — общественного и личного. То, что ЖЖ известных оппозиционных политиков станут общественными — очевидно, но как быть, например, авторам журналов, которые не публикуют тексты на общественно-политическую тематику? В частности, популярный блогер-путешественник Сергей Доля, который уже много лет назад превратил свой ЖЖ в иллюстрированный путеводитель по странам мира.

«Я из любого человека могу сделать «блогера», дав ссылку на его запись из своего ЖЖ. Гарантирую, что у него будет больше трех тысяч просмотров в ближайшие пару часов», — рассказал Доля «Новой».

Луговой и компания любят подчеркивать, что теперь у блогеров появятся не только обязанности, но и права. Например, они смогут публиковать рекламу (в соответствии с законом «О рекламе»). Однако по большому счету такой бизнес уже давно функционирует, причем законно: поп-блогеры, тот же Сергей Доля, регистрируют ИП, заключают договора и платят с доходов налоги.

Что будет с матом в комментариях и отвечает ли «блогер» за модерацию среди своих подписчиков — тоже неясно. К примеру, СМИ, по новому законодательству, обязаны модерировать комментарии читателей, не допускать угроз, призывов к экстремизму, массовым беспорядкам и тому подобным неприятностям. В противном случае ресурсу грозит внесудебная блокировка по требованию прокуратуры. Из-за атак троллей многие медиа-площадки вынуждены были отключить возможность оставлять комментарии на своих сайтах.

Отдельно в тексте законопроекта прописаны обязанности так называемых «организаторов обмена данными». За этим словосочетанием стоят соцсети-гиганты Facebook, LiveJournal, Twitter и др. Они должны будут подавать в Роскомнадзор данные об аккаунтах и оперативно взаимодействовать с ведомством по вопросам предоставления информации. На это площадкам дается три дня, иначе — штраф (10-50 тысяч — для граждан, 50-300 — для юридических лиц). Повторное нарушение будет караться полумиллионом рублей или приостановкой деятельности.

В Роскомнадзоре с трудом представляют, как именно должна работать новая система реестров, и рассчитывают (если закон все-таки будет принят) на временной зазор, чтобы подготовить его правоприменение. Согласно тексту документа, в случае принятия, он вступит в силу 1 августа.

Вопросы вызывает и ключевое определение этого документа — «посещаемость» блогов. Под этим термином обычно понимается количество заходов на сайт с одного и того же устройства, но отдельные системы считают количество уникальных IP-адресов. «Эти неопределенности должны быть разрешены в следующих чтениях законопроекта», — рассчитывают в Роскомнадзоре.

Нет ясности и в части технической реализации задачи. «К сожалению, законодатели, возлагающие на нас все больше обязанностей, не учитывают наши возможности. Под это не выделяются новые трудовые и финансовые ресурсы, и нам придется придумать схему, по которой это можно осуществлять», — пожаловался представитель Роскомнадзора.

P.S. В день рассмотрения Думой описываемой поправки «Яндекс» объявил о закрытии рейтинга блогов. И предупредил: кнопки, показывающие количество читателей блогеров, работают некорректно. В компании отказались прямо связать это решение с законотворческой деятельностью отдельных депутатов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow