КолонкаПолитика

Кто мы, если не Европа

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 апреля 2014
Читать
Изображение

«Россия не Европа». Эту фразу скромного чиновника из Минкульта, взорвавшего одним «мэмом» все многовековые напластования политической, философской, общественной мысли России, скоро можно будет напевать в ритме рэпа. Можно добавить, что Россия в этой логике чрезмерной самобытности и идентичности, предполагающей блуждание по Думе Жириновского в косоворотке, а Яровой в кокошнике, — Азиопа. Или, в терминах Иосифа Бродского, окраина Китая. Или, как говорят в Австралии, Северная Азия.

Одна из книг Сэмюэла Хантингтона, добрым словом поминаемого в концепции культурной политики, потому что он предрекал столкновение цивилизаций, называлась «Кто мы?» и была посвящена размываемой глобальными процессами американской идентичности. А кто же мы, если не Европа?

Российская ментальность очень подвижна. Она очень чувствительна к государственной пропаганде или политической моде. Народ, реализовавший таврический проект Екатерины, отныне может считать себя не Европой. Начальство сказало, что он — народ-победитель. Ибо, как писал поэт Ермил Костров (1755—1796), прославляя императрицу, без единого выстрела взявшую Крым: «Процветающа Таврида,/ Возгордись своей судьбой!/ Не облекшись громом брани,/ Не тягча перуном длани,/ Покорил тебя герой».

О том, как российскую ментальность формулировал на вчерашней Прямой линии с населением президент Путин — читайте в хронике «Новой»

Социология показывает, что отношение граждан, например, к Китаю, о котором теперь говорят как о самом перспективном партнере, быстро и последовательно меняется в лучшую сторону (исследование ФОМа). Четверть респондентов считают, что тех, кто не одобряет взятие Крыма, надо примерно наказать (исследование ВЦИОМа). Ну и так далее. Кажется, мы ментально самодостаточны и готовы впрыснуть в себя мощную дозу азиатчины.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но вот, например, структура поездок россиян. Горячая пятерка стран (по данным Росстата), куда наши люди отправляются не с туристическими даже целями, а по «частным делам»: Финляндия, Эстония, Литва, Турция. Дальше идет Германия. К Рюриковичам все больше тянет. Ну а что до Турции, то она и сама со своей идентичностью разобраться не может в последнее время.

В 2013 году в странах Евросоюза побывали почти 19 миллионов граждан России, в том числе 7,7 миллиона — с целью туризма. Российский турпоток растет бешеными темпами: в Испанию в 2013-м — на 32% больше по сравнению с 2012-м, в Грецию — на 54,7%.

Или вот импорт. 44% товарных ресурсов розничной торговли — импортные. Продовольствие, медикаменты, технологии, комплектующие, запчасти. По данным Росстата, на страны ЕС приходится третья часть импортируемых продовольственных товаров. Особенно чувствительными товарами являются молочные и мясные продукты. То есть духовность наша — особая. А вот «сало русское» (С.В. Михалков) мы не едим. Украинское — тем более.

Ну и еще немного цифр. 70% российского лекарственного рынка — импорт. И — внимание: 77% общего импорта лекарств — страны ЕС (США — всего 5%).

Переориентация поставок российского энергосырья на восток — дело геополитически важное, высокодуховное, соответствующее концепции культурной политики. Но пока, например, экспорт нефти в страны ЕС в 2013 году составил 67% от общего экспорта этого сырья. Доля экспорта нефти в Китай и Японию — 11% и 5%. Есть разница между 67% и 11%?

А так, конечно, мы не Европа… Скифы, азиаты, с раскосыми и жадными…

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow