СюжетыОбщество

Новая гримаса «бабы ЕГЭ»

Отечественное образование, тяжело дрейфующее от реформирования к модернизации, в очередной раз напугало выпускников, их родителей и учителей

Этот материал вышел в номере № 40 от 14 апреля 2014
Читать
Отечественное образование, тяжело дрейфующее от реформирования к модернизации, в очередной раз напугало выпускников, их родителей и учителей. Из Единого полностью убирают тестовую часть, сообщил массам министр образования и науки Дмитрий Ливанов...
Изображение

Из Единого полностью убирают тестовую часть, сообщил массам министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Но как пояснили «Новой газете» в пресс-центре Минобрнауки, вопросы о ликвидации части А в тестах ЕГЭ, о добавлении устной части экзамена по гуманитарным дисциплинам, о переходе на компьютерную форму работы на экзамене, — еще только прорабатываются в Федеральном институте педагогических измерений. В связи с этим просьба: хватит нас пугать, сформулируйте ясные и долгосрочные правила «игры»!

Тема ЕГЭ горячая: если даже изменения введут с будущего учебного года, все равно это очень близко. И очевидно, что подобные изменения требуют серьезной подготовки.

Вот цитаты из Дмитрия Ливанова, вызвавшие шторм на новостных лентах, как их приводит газета «Известия»:

«Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам». «Также мы планируем ввести устную часть в ЕГЭ. Вначале это будет иностранный язык, а затем такая технология будет опробована на всех гуманитарных предметах — истории, литературе и так далее».

А еще, по словам министра, окончательные изменения будут подготовлены не позднее августа этого года, чтобы уже с 1 сентября были известны новые правила, по которым будет проходить Единый госэкзамен в 2015 году.

«Новая» обратилась в пресс-центр Минобрнауки. Мы просили ответить: действительно ли с будущего года из материалов ЕГЭ по всем предметам будет исключена часть А, когда выпускник должен делать выбор из предложенных ответов? Подготовлен ли порядок проведения устной части госэкзамена? Будет ли обкатка, или новшества планируется принять сразу с будущего года? И еще один принципиальный вопрос: что будет с детьми, которые не справятся с ЕГЭ после исключения наиболее легкой части А? В прошлые годы некоторые слабые выпускники вообще не принимались за творческую часть С: на «тройку» хватало и ответов в частях А и В. Эти баллы было проще всего добыть. Очевидно, без них число детей, которые недотянутся до положительной оценки, — вырастет. Получат ли они аттестаты о среднем образовании? Если нет, то какие проекты их жизнеустройства подготавливаются?

Ответ из пресс-центра мы получили в тот же день. Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), объяснила, что разработчики контрольно-измерительных материалов госэкзамена«тщательно анализируют целесообразность отказа в ЕГЭ от заданий с выбором ответа», потому что в последние годы «усилился критический настрой общественности по отношению к таким заданиям». Стало расхожим мнение, что выполнение заданий А сводится к угадыванию. Но Оксана Александровна пишет, что специалисты считают бытующее мнение ошибочным, а полное исключение таких заданий «может отрицательно сказаться на достоверности результатов ЕГЭ». Вопрос об отказе от таких заданий будет вынесен на обсуждение Ученого совета ФИПИ. Будут решать, по каким предметам сохранить задания с выбором ответа, по каким — сократить, а в каких случаях совсем исключить, как это уже сделано по математике и литературе. Вопрос о проведении ЕГЭ в устной форме «будет также обстоятельно обсужден, взвешены все положительные эффекты такого решения и возможные риски».

«В текущем году Единый государственный экзамен не претерпит каких-либо изменений, озвученные предложения касаются возможных перспектив. Все изменения будут вводиться поэтапно с обязательным общественно-профессиональным обсуждением и научным анализом проблемы», — заверила директор ФИПИ.

Благодарим за ответ, но вопросов стало еще больше.

Когда и что изменится, видимо, будет понятно, как сказал министр, к началу будущего учебного года. Но и будущий год не безразличен. Мой младший сын, например, учится в 10-м классе. Выдохнули после ГИА, пытаемся набрать воздуха перед будущим, выпускным годом, перед ЕГЭ. Но ровного дыхания нет: министерство все время меняет условия игры по ходу самой игры. В этом году уже было: возвращение выпускного сочинения; смена профильных предметов для поступления в вузы; учет среднего балла аттестата при поступлении; учет сдачи норм ГТО… Теперь вот уйдет часть А, и появится устный экзамен по гуманитарным предметам.

Или вот, скажем, в начале этого года была история: приказом министерства менялся перечень вступительных экзаменов в вузы, но восстали родители старшеклассников, и приказ пришлось отменить.

Привыкнуть к заявлениям Дмитрия Ливанова невозможно. У учащегося народа терпение на исходе. Школа сегодня не может подготовить выпускников к поступлению в вузы. У большинства старшеклассников — репетиторы. Родители второй раз оплачивают то, что уже оплатили в виде налогов. И им не все равно, какие предметы и в какой форме будут сдавать их дети. С деноминацией своих вложений, проводимой министром образования, люди мириться не намерены. Семейным бюджетам хватает и инфляции.

Комментарий

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский:

— У нашего министерства недостатка в идеях нет. Есть провалы в исполнении задуманного. Идеи правильные: улучшение качества вузов, честность диссертаций, повышение качества учебников, введение образовательных стандартов… Но способ реализации выбирается такой простой и формальный, что здравая идея превращается в свою противоположность. Хороший вуз не могут отличить от плохого; качественные учебники, зарекомендовавшие себя многолетней практикой, исключают из списка. Такая сложилась специфика этого министерства: предельно формализованное механистическое исполнение. Показатели, критерии выхолащивают суть самого процесса. Так же и в совершенствовании ЕГЭ. Тестовую часть я бы не дискредитировал. С ней надо справляться. То, что у нас в России что-то не получается, — не значит, что от этого надо отказаться. Мы так далеко зайдем. Правила дорожного движения у нас тоже плохо соблюдают. Министерство, видимо, надеется, что уберут часть А, — и уйдут претензии по поводу игры «в угадайку» и натаскивания. Но это чистой воды популизм.

Многое зависит от того, как пройдет ЕГЭ этого года. Не надо отвлекаться и отвлекать общественное внимание на проблемы будущего учебного года. Давайте проживем 2014-й, и после этого станет во многом понятно, будет ли это министерство реализовывать ЕГЭ-2015? Я много езжу по регионам, вижу подготовку. Камеры, которые сейчас ставят, безнадежно устарели: громоздкие, плохо работают. График завоза экзаменационных КИМов с участием ФСБ сложен. Надо решать, что делать с ГИА в 9-м классе, — проблема в том, что те, кто не сдаст ГИА, не смогут идти в 10-й. Куда они пойдут? Это острейшая социальная проблема.

Вместо этого — пирамиды инициатив. Как министерство будет выходить из этой ситуации? Отвлекать внимание? В серьезных вещах не хотят разбираться, а наполняют информационное пространство фейками типа эффективного контракта, — пустые слова, за которыми ничего не стоит. А вот серьезные вещи: например, введение стандарта дошкольного образования — практически сорвано министерством: опоздали с принятием и регистрацией в Минюсте, поздно дали регионам методические рекомендации, не успели ко времени, когда принимали бюджеты. В результате денег на введение стандарта в регионах нет. Но министр на этом фоне выступает с пустышками.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow