Сюжеты · Культура

Кто сказал: «Бог судья?»

В Петербурге отменена премьера оперы «Новый Иерусалим»

Этот материал вышел в № 36 от 4 апреля 2014
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 36 от 4 апреля 2014

09:31, 3 апреля 2014Нина Петлянова, «Новая в Петербурге»

1550

09:31, 3 апреля 2014Нина Петлянова, «Новая в Петербурге»

1550

Фото: «Новая газета»

В Петербурге отменена премьера оперы «Новый Иерусалим». Авторы и продюсеры постановки утверждают: показ спектакля запретили полицейские и чиновники Северной столицы, усмотревшие в его содержании «разврат» и «экстремизм».

 **Авторы и продюсеры постановки утверждают: показ спектакля запретили полицейские и чиновники Северной столицы, усмотревшие в его **  **содержании «разврат» и «экстремизм». Правоохранительные органы и городские власти официально отрицают свое вмешательство.** 

Не удалось отобразить 667

Премьера оперы «Новый Иерусалим» ожидалась на сцене студии «ЛенДок» 4–5 апреля. В постановке готовились выступить артисты Мариинского театра — солисты Артем Мелихов (главная партия) и Любовь Соколова (меццо-сопрано) в сопровождении симфонического оркестра. Авторы — известный композитор Илья Демуцкий и эпатажный поэт Артем Суслов — строили сюжет спектакля на реальных событиях.
Летом прошлого года группа охотников на педофилов из организации «Родительский контроль», возглавляемой петербургским депутатом Виталием Милоновым, поймала в свои сети водителя тонированной «Ауди» из автопарка Смольного. Вскоре выяснилось, что это служебная машина вице-губернатора города Василия Кичеджи. В интернете широко разошлись кадры, на которых перепуганный неизвестный мужчина вырывается из рук суровых преследователей и спасается бегством. Ни догнать его, ни раскрыть какое-либо преступление ловцам педофилов тогда не удалось. Позднее стало известно об увольнении водителя высокопоставленного чиновника.
В своей опере Суслов и Демуцкий хотели рассказать зрителям о судьбе охотников за извращенцами. Только сценические герои, в отличие от реальных персонажей, убивают пойманного ими педофила-рецидивиста.
— Охота заканчивается зверским самосудом — педофила заживо сжигают. С этого момента история рассматривается с нового — морально-этического и религиозного — ракурса. Начинается Божий суд над охотниками. Рассудить их очень сложно. С одной стороны, это убийство из благородных мотивов, по необходимости, с другой стороны — это все-таки убийство. Как быть? Судит Бог. Эта опера о нравственности, — настаивает Илья Демуцкий.
— В спектакле нет ни единого матерного слова, ни одной сексуальной сцены, никакой пошлости, нет насилия, нет несовершеннолетних, нет даже десятой части того, что было, например, у Ларса фон Триера в «Нимфоманке». Чем возмутил «Новый Иерусалим», я не понимаю, — недоумевает Артем Суслов.
2 апреля руководители «ЛенДока» и продюсеры постановки объявили об отмене премьеры. Причиной, по их словам, стали звонки с угрозами, причем — вполне реальными.
— 31 марта, через два дня после того, как по городу были расклеены афиши, а в соцсетях запущен промо-ролик оперы, мне позвонили с открытого номера, — рассказал «Новой» Артем Суслов, — представились сотрудниками Центра «Э» (_отдела по противодействию экстремизму при ГУ МВД._ —  **Н.П.** ) и поставили условие: или спектакля не будет, или закроют и оперу, и студию «ЛенДок», а также обратятся в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело на организаторов за экстремизм и развратные действия. Еще пообещали прислать ОМОН и «положить меня мордой в пол прямо перед зрителями». Звонили и в «ЛенДок». Им тоже угрожали, что закроют студию, которая существует с 1932 года, и больше никогда ни на что не дадут денег.
— Да, были звонки с требованием не показывать оперу, — подтвердила «Новой» администратор «ЛенДока» Виктория Рубан. — Нам позвонили через час после размещения в Сети презентационного ролика спектакля и предупредили, что проведение такого мероприятия закончится для нас нехорошо. Официальных писем от полиции или от властей мы не получали. Однако звонящие (всего было три звонка) говорили, что они из Центра «Э» и из Комитета по безопасности Смольного. По согласованию с организаторами мы решили отменить показ.

Не удалось отобразить 667

Билеты (а они почти все были распроданы) несостоявшихся зрителей в ближайшие дни просят вернуть. Продюсеры «Нового Иерусалима» оценивают убытки в десятки тысяч рублей: в постановке были задействованы талантливые артисты и симфонический оркестр, полгода в «ЛенДоке» длились репетиции. Однако на то, что показ в Петербурге в обозримом будущем состоится, не рассчитывают. Намерены везти оперу в Лондон.
 
— Так происходит якобы из «соображений нравственности». Но это ложь. Истинные мотивы власти не ясны. Ранее аналогичный запрет коснулся моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита». А в сентябре 2012 года я был организатором концерта в поддержку политзаключенных с участием группы «ДДТ» и других исполнителей, — вспоминает Артем Суслов. — Тогда тоже сложилась неоднозначная ситуация. Концерт то пытались запретить, то вроде бы разрешали. В клуб, где планировалось мероприятие, неоднократно направляли проверки. В итоге концерт мы все-таки провели, но через две недели тот клуб закрыли. То есть это уже не первый опыт, и мы не понаслышке знаем, что эти ребята не шутят. Клуб с миллионными вложениями закрыли. Мне не хочется такой же участи для «ЛенДока». Жалко подставлять людей, которые там работают.
Официально в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области отреклись от своей роли в этой истории:
— Это — недостоверная информация, из Главка никто никуда не звонил — ни авторам, ни в «ЛенДок», — сообщил «Новой» начальник управления информации и общественных связей регионального ГУ МВД Вячеслав Степченко.
В Смольном отмену спектакля обсуждать вообще отказались:
— Мы не имеем права комментировать, — заявила «Новой» пресс-секретарь Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Ольга Житникова.
— Я допускаю, что телефонные звонки могут быть с любого номера и люди могут называться как угодно, в том числе представляться должностными лицами, даже если они ими не являются, — говорит Виктория Рубан.
— Я думаю, это сделали чиновники, — придерживается категоричного мнения Артем Суслов. — Это очень похоже на их угрозы. Но поскольку все звонки шли с открытых номеров телефонов, и они сохранились, на днях мы подадим заявление в прокуратуру Петербурга с просьбой разобраться в случившейся неприятности.
 
<span style="color:#800000;"> **Досье «Новой»** </span>
_Илья Демуцкий — автор музыки для церемонии открытия Паралимпиады в Сочи «Полет Жар-Птицы», автор кантаты «Последнее слово подсудимой» для меццо-сопрано с оркестром, в основу которого было положено последнее слово на суде Марии Алехиной. За это произведение композитор получил первую премию на XIX Международном конкурсе композиторов в Болонье._
&nbsp;
<span style="color:#800000;"> **Справка «Новой»** </span>
_Многофункциональное арт-пространство студия «ЛенДок» размещается в старинном особняке на набережной Крюкова канала, рядом с Мариинским театром и Консерваторией. Студия, образованная как площадка кинодокументалистов «Ленфильма», существует с 1932 года. Зал арт-студии «ЛенДок» рассчитан на 350 зрительских мест._
&nbsp;
<span style="color:#800000;"> **прямая речь** </span>
 **Михаил ЕФРЕМОВ, актер:** 
— Отказываться от постановки не стоило. Правильно ли они сделали, что не стали играть? Неправильно! Надо было играть, конечно! Запретили им? Здравствуй, культурная столица! Если честно, я не знаю, как на это реагировать… Я все никак не пойму, почему к нам на «Гражданина поэта» или на «Господина хорошего» никто не придет? Впрочем, года полтора назад, когда мы хотели в Петербург приехать с концертом «Граждане бесы», где должны были участвовать и Леонид Парфенов, и Дмитрий Быков, и Ксения Собчак, нам его там порезали. Причем где-то за неделю до концерта вдруг все агентства сказали, что билеты не покупают. Но мы думаем, что это произошло из-за страшноватого названия «Граждане бесы». Видимо, мы погорячились с названием.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

2 часа назад

«Левада»: россияне стали меньше верить в эффект от послания Путина Федеральному собранию

Slide 1 of 6

выпуск

№ 47 от 30 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 47 от 30 апреля 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

404123

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

326682

3.
Репортажи

«Считаю вас всех предателями и оккупантами» Алексей Навальный проиграл суд по делу о клевете на ветерана и выступил с еще одним последним словом

195343

4.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

155447

5.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

144541

6.
Колонка

Власть из трех букв Государство перешло в новое агрегатное состояние — террор ФСБ. Грабить и сажать будут всех

117879

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera