СюжетыКультура

Кто сказал: «Бог судья?»

В Петербурге отменена премьера оперы «Новый Иерусалим»

Этот материал вышел в номере № 36 от 4 апреля 2014
Читать
В Петербурге отменена премьера оперы «Новый Иерусалим». Авторы и продюсеры постановки утверждают: показ спектакля запретили полицейские и чиновники Северной столицы, усмотревшие в его содержании «разврат» и «экстремизм».

Авторы и продюсеры постановки утверждают: показ спектакля запретили полицейские и чиновники Северной столицы, усмотревшие в егосодержании «разврат» и «экстремизм». Правоохранительные органы и городские власти официально отрицают свое вмешательство.

Изображение

Премьера оперы «Новый Иерусалим» ожидалась на сцене студии «ЛенДок» 4–5 апреля. В постановке готовились выступить артисты Мариинского театра — солисты Артем Мелихов (главная партия) и Любовь Соколова (меццо-сопрано) в сопровождении симфонического оркестра. Авторы — известный композитор Илья Демуцкий и эпатажный поэт Артем Суслов — строили сюжет спектакля на реальных событиях.

Летом прошлого года группа охотников на педофилов из организации «Родительский контроль», возглавляемой петербургским депутатом Виталием Милоновым, поймала в свои сети водителя тонированной «Ауди» из автопарка Смольного. Вскоре выяснилось, что это служебная машина вице-губернатора города Василия Кичеджи. В интернете широко разошлись кадры, на которых перепуганный неизвестный мужчина вырывается из рук суровых преследователей и спасается бегством. Ни догнать его, ни раскрыть какое-либо преступление ловцам педофилов тогда не удалось. Позднее стало известно об увольнении водителя высокопоставленного чиновника.

В своей опере Суслов и Демуцкий хотели рассказать зрителям о судьбе охотников за извращенцами. Только сценические герои, в отличие от реальных персонажей, убивают пойманного ими педофила-рецидивиста.

— Охота заканчивается зверским самосудом — педофила заживо сжигают. С этого момента история рассматривается с нового — морально-этического и религиозного — ракурса. Начинается Божий суд над охотниками. Рассудить их очень сложно. С одной стороны, это убийство из благородных мотивов, по необходимости, с другой стороны — это все-таки убийство. Как быть? Судит Бог. Эта опера о нравственности, — настаивает Илья Демуцкий.

— В спектакле нет ни единого матерного слова, ни одной сексуальной сцены, никакой пошлости, нет насилия, нет несовершеннолетних, нет даже десятой части того, что было, например, у Ларса фон Триера в «Нимфоманке». Чем возмутил «Новый Иерусалим», я не понимаю, — недоумевает Артем Суслов.

2 апреля руководители «ЛенДока» и продюсеры постановки объявили об отмене премьеры. Причиной, по их словам, стали звонки с угрозами, причем — вполне реальными.

— 31 марта, через два дня после того, как по городу были расклеены афиши, а в соцсетях запущен промо-ролик оперы, мне позвонили с открытого номера, — рассказал «Новой» Артем Суслов, — представились сотрудниками Центра «Э» (отдела по противодействию экстремизму при ГУ МВД.Н.П.) и поставили условие: или спектакля не будет, или закроют и оперу, и студию «ЛенДок», а также обратятся в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело на организаторов за экстремизм и развратные действия. Еще пообещали прислать ОМОН и «положить меня мордой в пол прямо перед зрителями». Звонили и в «ЛенДок». Им тоже угрожали, что закроют студию, которая существует с 1932 года, и больше никогда ни на что не дадут денег.

— Да, были звонки с требованием не показывать оперу, — подтвердила «Новой» администратор «ЛенДока» Виктория Рубан. — Нам позвонили через час после размещения в Сети презентационного ролика спектакля и предупредили, что проведение такого мероприятия закончится для нас нехорошо. Официальных писем от полиции или от властей мы не получали. Однако звонящие (всего было три звонка) говорили, что они из Центра «Э» и из Комитета по безопасности Смольного. По согласованию с организаторами мы решили отменить показ.

Изображение

Билеты (а они почти все были распроданы) несостоявшихся зрителей в ближайшие дни просят вернуть. Продюсеры «Нового Иерусалима» оценивают убытки в десятки тысяч рублей: в постановке были задействованы талантливые артисты и симфонический оркестр, полгода в «ЛенДоке» длились репетиции. Однако на то, что показ в Петербурге в обозримом будущем состоится, не рассчитывают. Намерены везти оперу в Лондон.

— Так происходит якобы из «соображений нравственности». Но это ложь. Истинные мотивы власти не ясны. Ранее аналогичный запрет коснулся моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита». А в сентябре 2012 года я был организатором концерта в поддержку политзаключенных с участием группы «ДДТ» и других исполнителей, — вспоминает Артем Суслов. — Тогда тоже сложилась неоднозначная ситуация. Концерт то пытались запретить, то вроде бы разрешали. В клуб, где планировалось мероприятие, неоднократно направляли проверки. В итоге концерт мы все-таки провели, но через две недели тот клуб закрыли. То есть это уже не первый опыт, и мы не понаслышке знаем, что эти ребята не шутят. Клуб с миллионными вложениями закрыли. Мне не хочется такой же участи для «ЛенДока». Жалко подставлять людей, которые там работают.

Официально в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области отреклись от своей роли в этой истории:

— Это — недостоверная информация, из Главка никто никуда не звонил — ни авторам, ни в «ЛенДок», — сообщил «Новой» начальник управления информации и общественных связей регионального ГУ МВД Вячеслав Степченко.

В Смольном отмену спектакля обсуждать вообще отказались:

— Мы не имеем права комментировать, — заявила «Новой» пресс-секретарь Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Ольга Житникова.

— Я допускаю, что телефонные звонки могут быть с любого номера и люди могут называться как угодно, в том числе представляться должностными лицами, даже если они ими не являются, — говорит Виктория Рубан.

— Я думаю, это сделали чиновники, — придерживается категоричного мнения Артем Суслов. — Это очень похоже на их угрозы. Но поскольку все звонки шли с открытых номеров телефонов, и они сохранились, на днях мы подадим заявление в прокуратуру Петербурга с просьбой разобраться в случившейся неприятности.

Досье «Новой»

Илья Демуцкий — автор музыки для церемонии открытия Паралимпиады в Сочи «Полет Жар-Птицы», автор кантаты «Последнее слово подсудимой» для меццо-сопрано с оркестром, в основу которого было положено последнее слово на суде Марии Алехиной. За это произведение композитор получил первую премию на XIX Международном конкурсе композиторов в Болонье.

Справка «Новой»

Многофункциональное арт-пространство студия «ЛенДок» размещается в старинном особняке на набережной Крюкова канала, рядом с Мариинским театром и Консерваторией. Студия, образованная как площадка кинодокументалистов «Ленфильма», существует с 1932 года. Зал арт-студии «ЛенДок» рассчитан на 350 зрительских мест.

прямая речь

Михаил ЕФРЕМОВ, актер:

— Отказываться от постановки не стоило. Правильно ли они сделали, что не стали играть? Неправильно! Надо было играть, конечно! Запретили им? Здравствуй, культурная столица! Если честно, я не знаю, как на это реагировать… Я все никак не пойму, почему к нам на «Гражданина поэта» или на «Господина хорошего» никто не придет? Впрочем, года полтора назад, когда мы хотели в Петербург приехать с концертом «Граждане бесы», где должны были участвовать и Леонид Парфенов, и Дмитрий Быков, и Ксения Собчак, нам его там порезали. Причем где-то за неделю до концерта вдруг все агентства сказали, что билеты не покупают. Но мы думаем, что это произошло из-за страшноватого названия «Граждане бесы». Видимо, мы погорячились с названием.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow