СюжетыОбщество

Фальш-старт

В России подписная кампания началась как первоапрельская шутка. Резкий рост цен и неразбериха

Этот материал вышел в номере № 35 от 2 апреля 2014
Читать
В России подписная кампания началась как первоапрельская шутка. Резкий рост цен и неразбериха

Задолго до начала подписной кампании распространители газет забили тревогу: подписка под угрозой срыва. Правительство собиралось отменять ежегодную дотацию почтовикам на доставку прессы, что должно было вызвать резкий рост подписных цен. К тому же вопрос дебатировался слишком долго, и официальное объявление о прекращении субсидирования было сделано совсем незадолго до старта кампании. Становилось очевидно, что начало подписки будет сорвано. Специалисты указывали, что Москва, возможно, еще и успеет стартовать вовремя, но регионы уж точно опоздают: подписные каталоги заполнены не будут.

Минкомсвязи и «Почта России» уверяли, что ситуация под контролем. И вот — 1 апреля. Наши корреспонденты в Москве и регионах докладывают: старт подписной кампании провален. Каталоги не только не заполнены, во многих отделениях связи их просто нет. Что в Москве, что в регионах.

В «свое» отделение № 90-129090 на ул. Гиляровского я захожу, когда молодой человек в «гражданском» вешает на внутреннюю сторону входной двери плакат: «С 1 апреля. Подписка на почте. Все как всегда! Перечень изданий — в каталоге. Подписную цену спрашивайте у операторов». У одного окошка действительно лежат каталоги. Но на первое полугодие, со старыми ценами. Этому факту удивляются и операторы, и сам молодой человек, прибывший в отделение с плакатами. Решают, что «руководство, видимо, еще не прислало новых». Далее молодой человек сфотографировал плакат для отчета и убежал. Отчет есть, а каталога нет. Сотрудницы отделения зашипели вслед: «Мы бы за 60 тыщ тоже плакатики порасклеивали».

После десятиминутной перезагрузки зависшего электронного каталога операторы удивляются снова. На этот раз — новым ценам на издания. К примеру, цена подписки на «Новую газету» в Москве увеличилась почти на 400 рублей — с 1690 рублей до 2071 рубля (по индексу для физических лиц).

Напомню, почему так произошло. Подписная цена — это два слагаемых. Первое — издательская цена. У «Новой» она равна 1188 руб. для индивидуальных подписчиков и 1039 руб. — для льготников. И мы эту цену не повышали.

Второе слагаемое — цена доставки вашего экземпляра газеты или журнала от отделения до почтового ящика. Эта цена рассчитывается по тарифу в зависимости от веса одного экземпляра. До вчерашнего дня правительство субсидировало доставку и выделяло «Почте России» (а по сути — подписчикам) 3 млрд рублей ежегодно. Как делают в неизмеримо большем объеме все ведущие страны. Теперь этих субсидий не будет. Поэтому «Почта России» почти вдвое повысила доставочные тарифы. Из-за чего подписные цены выросли в среднем на четверть, а то и более.

О последствиях отмены субсидий — массовых увольнениях полиграфистов, продавцов, журналистов и информационной блокаде народа — мы подробно писали в № 24 и 34 от 5 и 31 марта.

Сейчас лишь спросим: кто теряет от повышения подписной цены? В первую очередь — преданные подписчики, которые лишатся денег. Во вторую — газеты, которые лишатся тиражей и своей, без того мизерной выручки.

Никита ГИРИН

Самара. Читатель начинает и проигрывает

Главпочтамт Самары. По просьбе клиентов администратор покидает свою стойку и выносит каталог.

— Здесь расценки для физических лиц и льготников, — говорит администратор, — а юридические лица будут завтра. Приходите завтра, если вы юридическое, конечно, лицо.

Я объявляю себя физическим лицом, а пожилой и очень худой мужчина рядом сообщает, что он как раз юридическое, причем из Кошек. Кошки — населенный пункт в Самарской области с населением восемь тысяч человек. Администратор вздыхает и обещает принести условия подписки для юридических лиц через полчаса.

Мужчина из Кошек, юридическое лицо, изучает цены и мрачнеет. Резонно предполагает, что расценки для юридических лиц, обещанные администратором через полчаса, будут еще выше.

— Да вы очумели, — говорит он громко, волнуя оформленные просторы главпочтамта. — Это почему? Это зачем?

Говорю, что вот раньше государство дотировало доставку, давало почте три миллиарда в год, а теперь вот не дает, и почта повышает цены.

— А вы не знали? — спрашиваю. — Интернет прямо давно шумит.

— Откуда мне знать, — сердится мужчина из Кошек, — да у нас никто и не знал, на автобазе. У нас интернет только в школе, на этой, как их? На информатике.

Наталья ФОМИНА

Киров. Пока только льготники

В Кирове подписаться на печатную периодику пока могут только льготники. Остальных просят подождать. Каталоги не готовы.

Кассир 33-го почтового отделения Светлана показывает на монитор: «На 6 месяцев «Новая газета» будет вам стоить 294 рубля 76 копеек». «Оформляйте, — говорю. — Подписываюсь». Светлана начинает записывать мой адрес и вдруг хмурится: «Это для льготников».

Сумма, названная Светланой, — это льготная подписка на месяц с доставкой. Новых цен на печатную продукцию для рядового читателя в кировских отделениях «Почты России» пока нет: ни на «Новую газету», ни на «АиФ», ни даже на региональные издания. Более того — и льготники пока могут подписаться только на месяц.

Иван ЖИЛИН

Красноярск. Список тех категорий, кому редакция готова предоставлять газету по сниженным ценам, почту не интересует

В полдень главпочтамт Красноярска (отделение 660000) почти пуст. Четыре барышни за перегородками, три, включая меня, посетителя. Ничто не выдает старт подписной кампании, привычных каталогов в свободном доступе нет.

Стоимость подписки на второе полугодие на «Новую» оператор мне называет, глядя в монитор. И тут же впадает в замешательство, собирая коллег на совещание. По какому индексу подписывать? Почему-то газета по индексу 32120 (в каталоге «Пресса России») стоит 1620 рублей, а по индексу 34329 (агентство «Роспечать») — на сто рублей дороже. Хотя последний индекс сама редакция обозначает как льготный. Но обширный список тех категорий, кому редакция готова предоставлять газету по сниженным ценам, почту не интересует, она им предлагает газету, напротив, дороже. Спрашиваю, каким категориям сама почта готова давать льготу? Их только две: инвалиды (по удостоверению) и те, кто готов забирать газету на почте «до востребования».

Сам я давно отказался от подписки, потому что путаница почтальонов в индексах неизлечима. Думаю, подписной индекс у газеты должен быть один. Если два, это уже требует напряжения ума, а работникам почты за это не платят.

Алексей ТАРАСОВ

Омск. А кто-то предвидел…

Марку Мудрику, старейшему омскому журналисту, театральному критику, ничего, по счастью, пока менять не придется: «Новую» он уже много лет получает в киоске «Роспечати» — подписная цена там меньше, чем на почте, и осталась, говорит Мудрик, прежней — 1259,5 руб., потому что на второе полугодие он подписался досрочно.

По словам руководителя отдела подписки областного управления Федеральной почтовой службы (УФПС) Натальи Ульяновой, за счет досрочной подписки (она проводилась с 1 февраля по 31 марта включительно) удалось восполнить ожидаемые потери тиражей, 20 процентов подписчиков от общего их числа в первом полугодии в активе УФПС уже есть.

Георгий БОРОДЯНСКИЙ

Санкт-Петербург. Между хлебом и газетой

На сколько в среднем подорожала подписка на газеты и журналы? В почтовых отделениях Петербурга говорить отказываются: еще не подсчитали. Зато существенный рост почтовых тарифов подтвердили наши многолетние подписчики. По их подсчетам, с 1 апреля 2014 года стоимость полугодовой подписки на «Новую газету» увеличилась примерно на 800 руб.

— Что такое для меня 800 рублей? — рассуждает Вера Павловна (пенсионерка, работает в библиотеке, месячный доход 14—15 тысяч рублей). — Посчитать легко! Это один поход в магазин, когда я на несколько дней покупаю хлеб, молоко, сметану, яйца, вареную колбасу, крупы, сахар. Примерно столько же стоит билет на концерт или в театр, куда я стараюсь выбираться хотя бы раз в месяц. Отказываться от газеты не собираюсь. Хотя теперь посчитаю, не будет ли дешевле покупать ее в киоске?

Как сообщил «Новой» заместитель директора по коммерции УФПС Санкт-Петербурга и Ленобласти филиала ФГУП «Почта России» Олег Машковский, в среднем тарифы на подписку и доставку газет и журналов повысились на 20—30%.

Везде в почтовых отделениях Питера с 1 апреля лежат каталоги с новыми ценниками. Для подписчиков, которые будут забирать свои издания в почтовых отделениях, предусмотрены скидки до 43%. Также в среднем на 220—250 рублей дешевле обойдется годовая подписка льготникам.

Для предприятий и организаций подписные издания, напротив, по традиции стоят дороже.

Нина ПЕТЛЯНОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow