СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 27 от 14 марта 2014
Читать

«Занимайтесь любовью, а не войной» — вневременной посыл. Именно под таким девизом в Кремле Театр классического балета Владимира Васильева и Натальи Касаткиной 18 мартапредставит премьеру балета «Лисистрата» по комедии Аристофана. Созданная в конце V века до нашей эры пьеса и к нашей с вами современности совсем не потеряла актуальности. Речь там, если помните, о том, как женщины под предводительством Лисистраты, которую называли «разрешительницей сражений», берутся положить конец войне весьма хитроумным способом — отказывая мужьям в исполнении супружеского долга, не позволяя ни обнимать себя, ни ласкать, прекратив улыбаться и кокетничать. Итог: эротический бойкот венчается полным успехом. Острый и пикантный сюжет в новой постановке изложен в либретто и хореографии основателей театра на музыку Ольги Петровой, изложен пластично и точно, с симпатичными скабрезностями и множеством ярких сцен.

Государственный Кремлевский дворец. Начало в 19.00.

Государственный музей Маяковского открыл в выставочном зале «Домик Чехова» выставку, посвященную поэме Владимира Маяковского «Про это» — с репринтом первого издания произведения 1923 года в качестве «хита» экспозиции. Плюс - самые ранние рукописные варианты текста и прижизненные издания поэмы, личные вещи поэта и Лили Брик, в частности, его дневник, который он вел в период создания поэмы и который напрямую обращен к Лиле. Их взаимоотношения были весьма непростыми: для обоих это был роман жизни, и потому поэт и его муза не раз преодолевали множество периодов — от любовной эйфории до холодного отчуждения. «Про это» создавалась именно в такой тяжелый для поэта период, на фоне разрыва… Доступ к дневнику был открыт совсем недавно.

Ул. Малая Дмитровка, 29, стр. 4. До 18 мая.

Рок-мюзикл «Todd» о кровавом цирюльнике Суинни Тодде был последним детищем Михаила Горшенева, более известного до своей смерти летом прошлого года как Горшок, бессменный лидер популярной панк-группы «Король и Шут». В спектакле звучала музыка Горшенева и его вокал, ибо за ним была главная роль. Да и вообще, он был двигателем постановки. Минувшим февралем, после более полугода тишины, мюзикл был восстановлен — такое решение приняла группа «Король и Шут» и остальная команда проекта. Роль Суинни Тодда теперь исполняет Роберт Остролуцкий, фронтмен московского industrial-коллектива «Собаки Табака», однако в финале, во фрагменте «На краю» звучит — в записи, конечно, — голос Горшка. 15 марта «Король и Шут» — ныне «Северный флот» — и другие артисты, занятые в мюзикле, встретятся с поклонниками в рамках автограф-сессии после специального дневного спектакля в 14.00, назначенного в связи с острой билетной недостаточностью на вечерний показ в 20.00. Сама автограф-сессия начнется в 16.45. Все — в культурном центре «Москвич».

Волгоградский пр-т, 46/15.

Ритм, контраст, цвет — московская художница и фотограф со знойным немосковским именем Вивиан дель Рио про это. Она поэтизирует повседневность, поднимая узнаваемые фрагменты урбанистических будней до целостной экспрессионистической абстракции — то ли неопластицизм, то ли живопись цветового поля, только средствами фотографии. Городской реальности посвящена новая работа Вивиан — красочный альбом авторских фотографий «Habana+Москва», презентация которой — в рамках одноименной однодневной выставки — пройдет на «Винзаводе», в Винтажном зале, 15 марта. Художница, проведшая, к слову, первые годы жизни на Кубе, соотносит две столицы — по цвету, архитектурным формам, темпераменту, уличным жанровым сценам, обнаруживая яркие ассоциативные связи и тонкие противопоставления.

4-й Сыромятнический пер., 1. Начало презентации в 17.00.

Город Москва vs. город Крышкин. Две территории, всего «двести верст» между, но жизнь — что называется, небо и земля. Граница между ними — еще одно пространство, будто бы непроницаемое, затянутое абсурдом — то ли из романов Кафки, то ли из фантасмагорического фильма о будущем. Преодолимо ли оно? Смогут ли понять друг друга двух «миров»? И что, в конце концов, составляет их жизнь, их счастье? Примерно с этими вопросами имеет дело пьеса Ксении Драгунской «Луна-парк имени Луначарского», к которой обратился в одноименной постановке в театре «Школа драматического искусства» режиссер Александр Огарев. Подвижный пол и сцена-балкон зала «Глобус» театра весьма способствуют разговору о жизни современного мегаполиса и провинции и о противоречиях между ними. А «иностранная» ретро-музыка в исполнении хора театра оказывается уместным сопровождение абсурдным и гротесковым событиям, разворачивающимся по ходу пьесы. Премьера — 15 и 16 марта.

Ул. Сретенка, 19. Начало в 19.00.

Подошло время для второго концерта XIII музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…», стартовавшего в феврале — впервые не в родной для оперной дивы Абхазии, а в Москве. 18 марта в стенах Московской консерватории прозвучит «Реквием» Джузеппе Верди в исполнении Государственного симфонического оркестра Татарстана, Государственной академической хоровой капеллы им. А. Юрлова и солистов: собственно, Хиблы Герзмава, сопрано Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также меццо-сопрано Елены Манистиной и баса Михаила Казакова, представляющих Большой театр, и тенора Евгения Акимова из Мариинского театра. За дирижерским пультом — Александр Сладковский, худрук вышеназванного оркестра.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Интеллектуальная опера

Продолжается международный фестиваль «Опера Априори» в Московской консерватории. 16 марта в концерте «Интеллектуальная опера: за гранью воображения» будут представлены одноактные оперы — Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» и Алексея Курбатова «Черный монах». Бартока на «Синюю Бороду» (1911), как известно, вдохновила не французская сказка, а ее сумрачная версия Мориса Метерлинка, в которой персонажей всего два — герцог и его жена Юдифь. «Черный монах» создавалась в 2008–2009 годах на основе одноименной повести Чехова — помните, грустная история магистра Андрея Коврина, сошедшего с ума и разговаривающего с невидимым для остальных монахом, который отвечает на все вечные вопросы — «Зачем мы здесь? Почему мы? Что есть счастье? Есть ли вечная жизнь?». Концерт состоится силами Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Сорокина, Государственной академической хоровой капеллы им. А. Юрлова и самых известных на сегодняшний день исполнителей партий Герцога и Юдифи, венгерских певцов Балинта Сабо (бас) и Ильдико Комлоши (меццо-сопрано), а также ведущих солистов Большого театра — Дарьи Зыковой (сопрано), Максима Пастера (тенор), Петра Мигунова (бас) и солиста Фламандской Оперы Геворга Григоряна (бас-баритон).

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Важнейший фестиваль документального кино в Великобритании Sheffield Doc/Fest приезжает в Москву с программой из пяти фильмов, представляющих разные грани фестиваля, на котором начиналась прокатная судьба многих известных картин, скажем, прошлогодней оскароносной «В поисках Шугармена» или номинанта нынешнего года, ленты «Акт убийства», — и одновременно — современную британскую документалистику. В частности, с 20 по 23 марта в московском Центре документального кино покажут сделанный на материале архивов Британского киноинститута «Большой сплав» — симфонию Шеффилда как бывшей сталелитейной столицы Англии, написанную при непосредственном участии Джарвиса Кокера из группы Pulp. Фильм «Операция «Дикая природа» — смешная история отца, который, отчаявшись оторвать своих детей от iPad’ов, задумывает массированную рекламную кампанию в поддержку природы, начав со своего дома и развернувшись на всю страну. «Сальма» — последний фильм режиссера Ким Лонджиното, которая получила одну из главных наград в Шеффилде — премию Inspiration Award. «Великая хип-хоп-мистификация» — это в своем роде «Великое рок-н-рольное надувательство» наших дней, захватывающая история двух шотландцев, которые пытались выдать себя за американских рэперов. И наконец, «Проект Стюарта Холла» — это блестящее посвящение выдающемуся британскому социологу, интеллектуалу и одному из основателей культурологии Стюарту Холлу, умершему месяц назад. Расписание показов — на сайте центра: http://cdkino.ru/events/schedule.

Зубовский б-р, 2.

Архив семьи Боуден

В потертой картонной папке с нарисованным красной шариковой ручкой логотипом Театра на Таганке — более полусотни программок, билетиков, служебных пропусков, принесенных членами семьи Боуден со спектаклей Театра между 1968 и 1990 годами. На каждой — надпись от руки: дата, имя того, кто именно был на спектакле, и краткий комментарий к увиденному. Связь химиков Боуденов с Театром столь же типична, сколь и уникальна: они жили в Днепропетровске и всякий раз, бывая в Москве в командировке, спешили на Таганку. Потом переехали в Москву… Камерная выставка «Архив семьи Боуден» является продолжением проекта Группы юбилейного года — команды режиссеров, художников, театроведов, менеджеров, выпускников Школы театрального лидера — в Театре на Таганке, одна из целей которого — превратить фойе театра в параллельную сцене художественную площадку. В материалах из потертой папки — история знаменитого театра глазами незаметного, анонимного ее участника. Выставка работает по субботам и воскресениям с 14.00 до 17.45 и закроется 24 марта.

Ул. Земляной вал, 76/21.

Клуб кинопутешественников

Большое путешествие по России предпримут 6 столичных кинотеатров сети «Московское кино». 16, 23 и 30 марта в «Факеле», «Звезде», «Сатурне», «Спутнике», «Туле» и «Круговой панораме» покажут кинофильмы о красивейших местах страны, с севера на юг, с запада на восток. Каждый из зрителей фестиваля «Путешествия по России» сможет построить свой собственный маршрут с помощью сайта http://mos-kino.ru: по традициям современных шаманов Бурятии с этнографом Владиславом Кетковичем и Арктике с финским актером Вилле Хаапасало, к поморам Архангельской области с документалистом Дмитрием Васюковым и в тундру — с режиссером Алексеем Вахрушевым, на Алтай и на Чукотку, в Подмосковье и Коктебель (слава богу, пока без путинских войск). Вторую и третью часть «Путешествия по России» запланировали на лето и осень.

Страсти по Иуде

20 марта в российский прокат выходит фильм «Иуда», по мотивам известной повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», в которой он переосмыслил канонического библейского персонажа практически противоположным каноническому образом. Иуда, темпераментный вор и мошенник, вдруг, неожиданно для себя, находит подлинность жизни, ее смысл и глубину в учении Назарея, а заодно обнаруживает недалекость ближайших его учеников, слепоту, с которой они следуют за ним, не понимая его. Отстраненная интонация Леонида Андреева позволила ему создать апокриф. Режиссер Андрей Богатырев пытается достичь этого эффекта аскетичной съемкой, неочевидным кадрированием и обманчиво монолитным монтажом — повествование ведется сценами без промежутков на фоне скрупулезно выбранной натуры, воссоздающей ландшафты Святой земли, и не очень точно детализированного обихода Иудеи начала первого тысячелетия. Удачной, хотя и не новой находкой можно считать то, что история Иуды рассказывается если не от его первого лица, то через его рефлексию происходящего. Мы оказываемся с изнанки новозаветного ряда событий, ни одной из которых не явлено на экране, за исключением, быть может, моления о чаше, которое, как и положено молитве, молчаливо, да пути на Голгофу — оба эпизода показаны вскользь, фрагментарно, недолго. Что-то такое мы видели у Тома Стоппарда в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», когда сюжет, знакомый до мельчайших, казалось бы, деталей, сказанный-переложенный бессчетное множество раз, поворачивается стороной, о которой мало кто подозревал. Иуда из легендарного предателя становится жертвой, которую он сам приносит ради божественной истины. «Живой учитель может спросить, правильно ли выполнен урок. А когда учитель умирает, то учителями становятся ученики», — говорит он первосвященнику Анне, и в его словах звучит недвусмысленный упрек церкви, весьма далеко отошедшей от евангельских, то есть самими этими учениками записанных заповедей. И его жертва в фильме выглядит убедительной, во многом благодаря сыгравшему главную роль Алексею Шевченкову, — в отличие от Христа в исполнении Андрея Барило, который, мягко говоря, не выглядит тем, за кем можно идти на смерть, — ни харизмы, ни ораторского искусства. Актерская дикция — это вообще главная слабина в картине. Если осовремененная речь персонажей может быть прочитана как прием, через который монументальный сюжет опрощается, снижается до повседневного и потому очень понятного уровня, то интонационная развязность, проглоченные согласные и тому подобные проколы оправдания не находят. Впрочем, за большими вопросами, об этом как-то скоро забываешь. И в этом сильная сторона «Иуды»: это, может быть, не шедевр, но определенно выпадает из общего ряда отечественной кинопродукции тем, что апеллирует к вещам, в которых каждому нужно разобраться самому.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow