СюжетыЭкономика

Присоединение «черного лебедя». Во что обойдется России новая внешняя политика

Приняв троянский Крым, Россия обеспечит себе экономические проблемы на долгие годы

Этот материал вышел в номере № 27 от 14 марта 2014
Читать
Решение о возможном вхождении Крыма в состав России на правах субъекта Федерации имело исключительно политические мотивы, экономические и социальные последствия такого шага не просчитывали ни в Москве, ни в Симферополе. Новые крымские власти ничего делать и не собираются, уповая на золотой дождь с востока...
Изображение

Решение о возможном вхождении Крыма в состав России на правах субъекта Федерации (мы рассматриваем именно такой вариант потому, что он вытекает из решений, принятых действующими властями Крыма и РФ) имело исключительно политические мотивы. Поэтому экономические и социальные последствия такого шага не просчитывали ни в Москве, ни в Симферополе. Новые крымские власти, очевидно, ничего делать и не собираются, уповая на золотой дождь с востока. Наши чиновники, конечно, готовы исполнить любой приказ, но, в отличие от военных, не очень понимают, как именно это можно сделать.

«Новая» представляет мнения экспертов, которые помогут нам понять, с какими проблемами столкнутся Россия и Крым в случае исторического воссоединения.

Игорь ЮРГЕНС, президент Института современного развития (ИНСОР)

«Могут быть заморожены российские активы на полтриллиона долларов»

Изображение

— Первый эшелон санкций — визовые ограничения, приостановка переговоров по широкому кругу торгово-экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, которые нас интересовали, блокирование счетов активов официальных лиц, причастных к украинским делам, замораживание активов крупнейших госкомпаний и точечные действия в отношении госбанков. На первом этапе неприемлемого ущерба для российской экономики это не нанесет, но будет существенное ухудшение общеэкономической конъюнктуры вокруг России. Тем не менее общий объем российских активов, которые могут оказаться под санкциями, по нашим расчетам, составляет около 500 миллиардов долларов. Это много. Только в банках Евросоюза на депозитах размещено около 150 миллиардов долларов.

Если мы продолжим гнуть жесткую линию и откажемся от каких-либо переговоров, последует второй эшелон санкций непрямого ущерба. Международные рейтинговые агентства Standard & Poors, Moody's, Fitch Ratingsначнут пересмотр суверенного рейтинга России. В этом для потребителя с улицы нет ничего страшного. Но суверенный рейтинг имеет точную корреляцию с корпоративными заемщиками. Деньги, которые мы будем занимать за границей, станут обходиться нам дороже, потому что в кредит будет внесена маржа политического риска. Снижение рейтинга автоматически удорожает заимствования и рефинансирование взятого ранее долга (процент будет больше). В 2014 году уже взято 100 миллиардов долларов. Условия размещения крупными корпорациями первоначального капитала, новых IPO, евробондов ухудшатся на соответствующий процент. Уже многие компании отказываются размещать свои бумаги из-за невыгодных условий. Любые внешние деньги для России станут дороже. Соответственно, изменится цена заимствований здесь. Малый бизнесмен, если захочет взять деньги в кредит, будет платить больший процент, чем раньше.

Что касается банков, то предел устойчивости банковской системы у нас определялся стресс-тестами Банка России в конце прошлого года. Они закладывали максимум 30% падение обменного курса рубля. Это значит, что при таком ослаблении курса российские банки не испытают проблем. C начала года мы уже прошли отметку в 10%. Дальше будет хуже. Норматив достаточности основного капитала у банков сильно снизился, им не хватает ликвидности. Вероятность кризиса в банковском секторе растет.

В связи с плохими новостями политического свойства следует ожидать усиление оттока капитала. По минимальным оценкам, до 100 миллиардов, по максимальным — 200 миллиардов, что вызовет в текущем году переход сальдо текущих операций платежного баланса в отрицательную область.

Санкции могут притормозить общий экономический рост. Как известно, все последние десять лет мы боролись за улучшение инвестиционного климата. Безуспешно, но какие-то меры все же были предприняты. Иностранцы начали говорить, что делать бизнес в России стало немного легче. Безусловно, санкции снимут легкий, положительный флер, и тогда спад экономики, который ожидается, может сползти в мягкую рецессию. То есть ВВП не стагнирует, как предсказывают Аркадий Дворкович и Алексей Улюкаев, а будет сокращаться на 1-2%. Конечно же, от этого проиграет потребитель.

Дальнейшие санкции могут идти по нарастающей. Например, фактическая заморозка Еврокомиссией газораспределительной системы OPAL(«Северный поток») из-за действий энергопакета ЕС. То же самое ожидает «Южный поток». Не исключено, что будут санкции по дальнейшему расширению «Северного потока».

В конце прошлого года мы должны были присоединиться к американскому Закону о налоговом контроле за зарубежными счетами (FATCA). C 31 марта 2015 года банкам и финансовым организациям по всему миру надо информировать службу внутренних доходов США об операциях их клиентов, чтобы они не уходили от налогов. Это было важно в русле нашей знаменитой деофшоризации. Присоединение России к американскому акту регулируется соответствующим международным соглашением. Его уже пытаются не подписать американцы. В этом случае с каждой финансовой операции в российских банках от доходов от американских активов будет удерживаться дополнительно 30% налога (например, если кто-то из американцев косвенно через корреспондентские счета положил вам деньги). С 2017 года эта норма расширится на выручку от продажи всех американских ценных бумаг. Вы даже не представляете, как много денег банки размещают в американские бумаги, чтобы повышать проценты!

Санкции по газу пока введены не будут. ЕС зависит от поставок нашего газа на 30%. Но если они примут решение, что Россия — не клиент, а угроза, меры ограничения покупки газа и нефти будут настолько мощными, что мы не сразу сможем перебросить поставки углеводородов на рынки, условно говоря, Индии и Китая.

В целом общая картина в краткосрочной перспективе не так страшна, а вот в долгосрочной, если мы не собираемся учитывать никаких западных озабоченностей, жизнь будет довольна тяжела.

Наталья ЗУБАРЕВИЧ, директор региональной программы Независимого института социальной политики

«Еще одной «олимпиады» наша страна не выдержит»

Изображение

— У меня нет детальной статистики по Крыму, но по уровню дотационности, составляющему 65–70%, он сравним с северокавказскими республиками. Конечно, не с Чечней и не с Ингушетией, но, например, с Дагестаном. Аналога среди краев и областей РФ нет.

Конечно, в федеральном бюджете РФ есть средства для того, чтобы закрывать тот объем дотаций, которые Крым получает сейчас от Украины. Проблема в том, что сейчас бюджетная система РФ разбалансирована. В 2013 году произошел фактический секвестр федерального бюджета, на 5% по ряду направлений. Снизились трансферты региональным бюджетам с 1,7 триллиона рублей до 1,5 триллиона рублей. Это 200 миллиардов рублей, или восьмая часть от общей суммы, что, конечно, очень чувствительно.

Кроме того, очевидно, что расходы на Крым в случае его присоединения к РФ не ограничатся одним только текущим содержанием. Нужны колоссальные вложения в инфраструктуру, а еще одной сочинской «олимпиады» Россия не выдержит.

Смотрите, в 2013 году у нас крайне скромные показатели по росту ВВП, рост промышленного производства нулевой, инвестиции сократились, пусть и незначительно, доходы населения росли медленно. Мы имеем все шансы перейти из фазы стагнации в вялотекущий кризис.

Консолидированный долг субъектов Федерации и муниципалитетов составляет 2 триллиона рублей, до 90% региональных бюджетов убыточны. Любые дополнительные расходы в ситуации общей экономической нестабильности могут стать последней каплей, которая перевесит чашу весов.

Словом, россияне хорошо заплатят за ура-патриотизм, и речь идет не только о прямых расходах на Крым, но и об изменении в худшую сторону качества экономической политики государства. Например, вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что нужно разбираться с ростом цен на продовольствие на местах. А как разбираться? Вернуться к плановой экономике? Нужно ведь признать, что рост цен прямо связан с ростом цены импорта из-за снижения курса рубля.

Понятно, что правительство не хочет допустить всплеска инфляции, ведь от ее уровня зависит индексация социальных расходов: зарплат бюджетников, пенсий. Если цены будут расти намного быстрее доходов, то даже государственной пропаганде будет очень сложно объяснить этот факт происками внешних и внутренних врагов. Когда люди считают деньги в своем кошельке, к ним возвращается разум.

Евгений ГОНТМАХЕР, член Комитета гражданских инициатив

«Будут обмануты надежды бедных жителей»

Изображение

— В Крыму живут 2 миллиона человек, сотни тысяч из них — крымские татары и украинцы, возможно, откажутся принимать российское гражданство. И что делать — присваивать им статус неграждан, как в Прибалтике? Они перестанут получать пенсии и социальные выплаты от Украины, но на каком основании тогда их будет выплачивать Россия? Кроме того, некоторые из них, например, учителя, могут получить фактический запрет на профессию, другие — стать гастарбайтерами у себя на родине.

В Крыму около 500 тысяч пенсионеров, если умножить это число на среднюю российскую пенсию, близкую к 10 000 рублей, то получится 5 миллиардов рублей в месяц, или 60 миллиардов рублей в год. Саму по себе эту цифру нельзя назвать неподъемной для России, но ведь важно понимать, что пенсия в нашей стране начисляется по сложным, запутанным и постоянно меняющимся правилам, которые, естественно, не действовали в Украине. Даже простое начисление пенсий — колоссальная работа. А ведь та же проблема возникает и при пересчете зарплат бюджетников, приведении их к российским стандартам.

Еще сложнее окажется ситуация с занятостью и доходами в частном секторе. Значительная часть турпотока в Крым — это россияне, которые добирались поездом или на автомобиле, но в условиях обострения отношений с Украиной это будет не так легко, как раньше. Про сокращение турпотока из Украины я даже не говорю. Крупные пансионаты еще могут выкупить российские инвесторы, но как быть с остальными людьми, которые останутся без дохода, — выдавать им материальную помощь в конвертах?

Не меньшие проблемы ждут и сельскохозяйственный север Крыма. Конечно, Украина поднимет тарифы на электричество и водоснабжение, от которых полуостров критически зависим, и если гражданам изменение можно компенсировать субсидиями, то частные агропредприятия столкнутся с ростом издержек и убыточности.

Для людей в Крыму, которые долгие годы живут бедно, ничего, по сути, не изменится, обмануты будут только их надежды, а вот среднеобеспеченные граждане столкнутся с падением уровня жизни. Крым на наших глазах превратится в экономического инвалида — вроде Ивановской области.

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор

«Дотационных регионов в России — абсолютное большинство»

Изображение

— Никаких социально-экономических трудностей в связи с присоединением Крыма к России я не вижу.

Те, кто говорит о проблеме параллельного хождения гривны и рубля, никогда не были в Швейцарии, где давным-давно совершенно легально в ходу франк и евро. Там расплачиваются евро, а сдачу дают в швейцарских франках. По аналогии будет сделано и в России. Через две недели или два месяца параллельного хождения гривна естественным образом будет изъята из оборота. Расплачиваться люди смогут в двух валютах, а сдачу давать — только в рублях. За два месяца люди смогут спокойно поменять по установленному курсу свои сбережения в гривнах на рубли.

Та же история произойдет и с полисами обязательного медицинского страхования (ОМС). Два-три месяца будет отведено на замену полисов. Люди придут в республиканские отделения, которые никуда не денутся, перерегистрируются и получат новую карту страхового полиса. В течение переходного периода деньги будут поступать на старые счета, взносы автоматически трансформироваться на соответствующие счета в российских страховых компаниях. Переходный период коснется и льгот и пособий. Люди придут в собес, перерегистрируются, а через два-три месяца получат деньги за предыдущий период. Я предполагаю, что будут технические сложности — задержка по времени. Но все будет выплачено до копейки.

Безработица в Крыму минимальная, украинская экономика по итогам года выросла на 3%, промышленность в Крыму — на 12,7%. Речь не идет о депрессивном регионе. Безработица в Крыму меньше, чем средняя по России. Но в данном случае мы сравниваем две средние температуры по больнице. Пик занятости в Крыму — с мая по октябрь. Я не представляю, как Минтруд может разработать программу всесезонной занятости для крымчан. Сезонная занятость тем и отличается, что люди зарабатывают деньги летом и живут на них весь год. Сезонный фактор искажает картину: летом безработица небольшая, зимой — 20%.

Для борьбы с безработицей можно в летние месяцы ввести некий взнос по страхованию по безработице. А зимой, если человек работал летом, из вновь образованного фонда (это, кстати, необязательно делать через государство) получать небольшие взносы.

Размер пенсий и социальных пособий определяется, в том числе исходя из объема отчислений в социальные фонды и стажа, который для крымчан, естественно, не учитывался по российской методике. В связи с этим специально для Крыма Пенсионный фонд сможет сделать перерасчет пенсионного капитала из гривны на рубли. Будут состыкованы две пенсионные системы Украины и России, которые, в общем-то, похожи. До того момента, пока не будет сделан в местном фонде перерасчет, люди будут получать пенсию в рублях по курсу гривны. Пенсионные права — вещь относительная. В основе современной пенсионной системы лежит страховая часть. То есть базовая часть будет выплачиваться за счет бюджета, страховая — за счет взносов, которые в том числе будет платить занятое население. Пенсионеров в России 40 миллионов, в Крыму — 500–600 тысяч человек. Масштаб проблемы огромный: 1,5% от бюджета Пенсионного фонда. Эту проблему можно устранить, если чуть-чуть ужесточить борьбу с обналичкой.

В том, что регион потребует дотаций, нет ничего страшного. Потому что дотационных регионов в России — абсолютное большинство. А стратегический эффект от присоединения Крыма, подъем национального самосознания не измеряется в деньгах.

Отдельную программу необходимо принимать для развития экономики Крыма, его налогооблагаемой базы. Однако она не будет сравнима по масштабам с сочинской Олимпиадой. По самым пессимистическим подсчетам, годовое субсидирование крымской экономики составит порядка 90 миллиардов рублей (меньше 1% от федерального бюджета). В очередной раз чиновники напишут дежурную бумажку, лишь бы отписаться, и будут в итоге решать все задачи в режиме ручного управления. Крым будет интегрирован в социально-экономическую систему России с присущим ей бардаком. Хотя, если из Крыма создать особую экономическую зону, ее можно через несколько лет вывести в абсолютные лидеры по темпам развития среди всех российских регионов.

Справка «Новой»

Население Крыма составляет 2 миллиона человек, из них трудоустроены 334 тысячи, за вычетом сезонной и неполной занятости — 251 тысяча человек.

В 2013 году из 5,9 миллиона человек, отдохнувших в Крыму, только 1,5 миллиона были россиянами. В случае продолжения конфронтации с Украиной турпоток сократится вчетверо.

В сфере поставок природного газа Крым на 60% зависит от компании «Черноморнефтегаз», добывающей «голубое топливо» на шельфе Азовского и Черного морей. Компания принадлежит «Нафтогазу», но может быть национализирована.

До 80% электроэнергии поступает на полуостров от украинских электростанций. В случае присоединения к России платить, очевидно, придется по рыночным условиям.

Четыре пятых пресной воды, доставляемой в Крым, поступают из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Скорее всего, вода станет просто дорогой, но в случае политического обострения Украина всегда сможет устроить в автономии гуманитарную и экономическую катастрофу. Путей оперативного решения проблемы силами России не существует.

Крупнейшие промышленные предприятия на полуострове, «Крымский Титан» и «Крымский содовый завод», принадлежат украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу. Помимо них, основу налогооблагаемой базы составляют винодельческие предприятия и малый бизнес, который платит единый налог. В случае перехода на игру по российским правилам их налоговое администрирование изменится незначительно, а значит, рассчитывать на сокращение объема дотаций не стоит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow