РасследованияПолитика

«Уважаемый суд, ему памперс меняют»

На экране в зале Мосгорсуда — парализованный подсудимый Топехин

Этот материал вышел в номере № 20 от 24 февраля 2014
Читать
На экране в зале Мосгорсуда — парализованный подсудимый Топехин
Изображение

В № 3 «Новой» я рассказала историю страшного суда над парализованным Владимиром Топехиным, которого судья Неверова приговорила к шести годам колонии прямо в СИЗО «Матросская Тишина». В прошлый четверг состоялся уже суд апелляционной инстанции. Приговор стал мягче: прикованный к постели Топехин должен будет провести в колонии четыре года. Юридически этап может состояться в любую минуту. Но пока Топехина не смогли даже доставить в Мосгорсуд, и в заседании он участвовал в режиме видеотрансляции.

Владимир Топехин, обвиняемый в мошенничестве в особо крупных размерах, был помещен в СИЗО № 2 «Бутырка» в июле 2013 года. Там же через некоторое время его парализовало, у него отнялась нижняя часть тела, он стал лежачим больным. Внимание к этой драме удалось привлечь после того, как член ОНК Анна Каретникова написала о Топехине в своем блоге. Она увидела его в декабре в медчасти СИЗО №1.

После инфернального суда в СИЗО Топехина отправили на лечение в городскую больницу № 20. «Моему подзащитному там было намного лучше, чем в СИЗО, но 17 февраля его вернули в Бутырку», — рассказывает адвокат Светлана Сидоркина.

По словам членов ОНК, в помещении у Топехина расположены видеокамеры, которые выводятся на экран начальника СИЗО. Если случится чудо и Топехин внезапно встанет, можно будет смело объявить, что он симулянт. Но чуда пока не случилось, он лежит, как полагается парализованному человеку.

В зале судебных заседаний Мосгорсуда висит экран, на который ведется прямая трансляция из специальной комнаты Бутырки. Топехин лежит. Состояние его оценивается как удовлетворительное медиками СИЗО, они выдали справку: может участвовать в заседании.

У защиты — своя правда. Светлана Сидоркина заявила два ходатайства о приобщении к материалам дела двух заключений: специалиста в области юридической психологии Рубашинова В.А. и специалиста в области судебно-медицинской экспертизы из Санкт-Петербурга Петрова Л.В.

Первый из них утверждает, что Топехин не склонен к симуляции, а второй объясняет, что тюремная медицина не способна обеспечить необходимое лечение, потому что СИЗО не обладают соответствующими лицензиями.

Также Светлана Сидоркина представила на обозрение дело Семихвостова, решение по которому было принято 6 февраля этого года Европейским судом по правам человека. Александр Семихвостов был осужден за убийство на тринадцать с половиной лет тюрьмы. В СИЗО его избили, результатом стал паралич. В колонии за ним вынуждены были ухаживать другие заключенные, подсаживать его в инвалидное кресло, купать, помогать ему сходить в туалет. ЕСПЧ посчитал, что Россия нарушила права Александра Семихвостова, и присудил заявителю выплату компенсации в размере 16 тысяч евро, отдельно отметив, что государство должно создавать особые условия для заключенных с ограниченными возможностями.

Судебная коллегия удалилась в совещательную комнату. Зрители и участники процесса наблюдали за лежачим больным, которому пришло время делать обезболивающий укол. Топехин начал откидывать одеяло, подошел врач, просит снять памперс… Секретарь суда выглядит растерянной, просит врачей повременить до вынесения приговора, «а то все наблюдают». Но Топехину больно, терпеть он уже не может.

Секретарь суда просит врача закрыть собой голую часть тела Топехина, а также памперсы и прочее, что обнажилось под одеялом. В это время возвращается коллегия из трех судей.

— Все желающие присутствовать на оглашении приглашены?

— Уважаемый суд, ему памперс меняют, — уточняет Сидоркина.

Судьи тактично ждут, пока медики завершат начатую процедуру. Топехина накрывают одеялом, и судья продолжает: «…Снизить назначенное Топехину наказание до четырех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима…»

Приговор вступил в законную силу со дня оглашения, теперь Топехина могут в любую минуту этапировать в колонию. Правда, во вторник должна состояться комиссия, которая может назначить Топехину степень инвалидности, может быть, этот момент как-то изменит ситуацию вокруг парализованного заключенного, но пока Сидоркина оценивает приговор апелляционной инстанции как очень жестокий: «Я рассчитывала на то, что наказание заменят на условный срок, ведь у Топехина еще и больные родители. Они оба инвалиды».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow