СюжетыПолитика

«Вещать, пока не закончатся деньги»

Пока руководство «Дождя» борется за выживание канала, сам канал продолжает жить прежней жизнью

Этот материал вышел в номере № 16 от 14 февраля 2014
Читать
Еще две недели назад «Дождь» жил и развивался. Потом появился злополучный опрос про блокаду Ленинграда, за который извинились не один раз.И вот, две недели спустя, все крупные операторы один за другим отключают «Дождь», руководство выстраивает военную стратегию, зрители устраивают пикеты на Манежной площади и забрасывают интернет письмами поддержки.
Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»
Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

«Дождь» вещает, как и раньше, — и в самой редакции нет ощущения всеобщей паники, ожидаемой, казалось бы, в этой ситуации. Ведь еще две недели назад этот optimistic channel жил и развивался. Потом появился злополучный опрос про блокаду Ленинграда, за который извинились не один раз.

И вот, две недели спустя, все крупные операторы один за другим отключают «Дождь», руководство выстраивает военную стратегию, зрители устраивают пикеты на Манежной площади и забрасывают интернет письмами поддержки.

Но когда попадаешь в редакцию «Дождя», то кажется, будто до самой студии с разноцветными диванами и розовыми лейками на потолке так и не добрались железные лапы механизма, запущенного, чтобы уничтожить «Дождь». А в том, что заказ идет сверху и опрос про блокаду Ленинграда — просто формальный повод, уверены на канале абсолютно все. Впрочем, многие за его пределами — тоже.

В застекленной студии вещает вечерний Павел Лобков, информационная бригада занимается очередным выпуском новостей, звукорежиссеры готовят площадку для ночной программы Hard Days Night. Журналисты в один голос говорят: у нас все хорошо, никто не закрывается. Поясняют: было коллективное решение — комментариев коллегам из других СМИ не давать, все только через пресс-службу. В частной беседе говорят: конечно, было страшно, особенно первые несколько дней, когда канал начали отключать первые «гиганты» рынка вещателей — «Ростелеком», «Билайн», «Акадо». Кстати, большинство из них даже не предупреждали заранее, рассказывает бренд-менеджер «Дождя» Дарья Симоненко: узнавали от подписчиков в «Твиттере», которые один за другим сообщали, что пропала картинка.

— Сейчас стараемся не думать об этом, — говорит одна из журналисток «Дождя». — У нас много работы, как обычно, поэтому мы просто работаем. И уже нет ощущения, что все закончится плохо.

Убегать с тонущего корабля тоже никто не планирует. По крайней мере, если у кого-то и появляются мысли о том, что стоит поискать себе запасной вариант, вслух они не высказываются.

— Люди, которые приходят на «Дождь», чтобы просто работать за зарплату, у нас обычно надолго не задерживаются, — говорит Дарья Симоненко, стараясь, чтобы звучало не слишком напыщенно. — Команда — это те, кто верит в некую идею «Дождя», хотят именно строить канал.

Кажется, то, за что часто недолюбливали телеканал, сейчас помогает справиться и журналистам, и руководству с кризисом — вера в свою исключительность и даже избранность. «Дождь» вообще закрыт для посторонних: здесь встречают с приветливой улыбкой, но рассказывать о своих проблемах не станут — может, это и правильно, незачем выносить сор из избы. И конечно, железный аргумент, который приводят абсолютно все, — «мы же все-таки optimistic channel».

— Вон, Наташа несколько часов назад волосы отрезала, — показывает Симоненко на кабинет Натальи Синдеевой (генеральный директор канала), которая ненадолго вернулась в редакцию, теперь с каре. — Вроде как отрезала все плохое — есть же такая примета.

Синдеева с Александром Винокуровым, главным инвестором канала, пытаются выстроить стратегию. Реалистичный взгляд особых поводов для оптимизма не дает: вместе с операторами, отключившими канал, в числе которых с 11 февраля и крупнейший российский оператор «Триколор», канал потерял порядка 80% своей телеаудитории. А значит, один за другим будут уходить рекламодатели, катастрофически урезая бюджет канала.

— Вот вы из газеты, представьте, что у вас пытаются отобрать бумагу, — сравнивает Александр Винокуров. — Что тогда останется? Только интернет. Здесь работают триста человек, мы производим довольно дорогой контент. Есть, например, Общественное российское телевидение, которое тратит полтора миллиарда рублей в год. Сколько можно заработать на сайте? Сайт Slon заработал в прошлом году 100 миллионов рублей. Это максимум. Хватит ли 100 миллионов рублей доходов на такие расходы? Мы можем стать сайтом, но перестанем быть каналом. Это иллюзия, что нас не закрыли, — нас уже фактически закрыли.

На период 2014 года «Дождь» согласен отдавать свой сигнал бесплатно всем российским кабельным операторам. В этом случае канал будет зарабатывать только за счет рекламы. Но это предложение, во-первых, не для всех: так, «Триколору», например, «Дождь» сам платил деньги. А во-вторых, считает Винокуров, любые переговоры с операторами бесполезны, пока не устранили причину кампании, развернутой против канала.

— Если решение можно было принять, его можно и отменить, — считает Винокуров. — Я не знаю, насколько это реалистично, но мы в это верим.

Наталья Синдеева уже говорила, что если это потребуется, ради спасения «Дождя» она готова пойти лично к Владимиру Путину.

На решение проблемы отводят один-два месяца. Видимо, этот срок продиктован суровой реальностью: на вопрос о том, сколько еще «Дождь» сможет существовать в нынешнем формате, если не удастся вернуть крупных операторов, Винокуров отвечает — пока не закончатся деньги. Когда это произойдет, конечно, не поясняет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow