СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 7 от 24 января 2014
Читать

В театре Елены Камбуровой -премьера оратории-путешествия для солистов, народного хора и домашней утвари в 4-х частях.

Едва ли кто возьмется оспорить знаменитое тютчевское: «умом Россию не понять…», но также невозможно и перестать думать о ней. Авторы спектакля предлагают еще один портрет загадочной страны, соединив безудержную стихию народной песни со строгой красотой русской поэзией, взгляд изнутри и взгляд со стороны – свидетельство французского путешественника 19-го века Астольфа де Кюстина, чьи заметки о России, сочетающие в себе язвительность и возвышенные чувства, звучат поразительно современно. Режиссер - Олег Кудряшов, солисты - Елена Камбурова и Дмитрий Куличков. Ближайшие спектакли пройдут 27, 28 и 30 января.

«Мертвые души», как известно, — энциклопедия русской жизни, или, как в «Гоголь-центре»нынче переводят определение Белинского, ее «ключевой код». Все персонажи и типы русских людей сформулированы в чертах Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Манилова и прочих. В попытке отразить эту направленность поэмы и актуальную реальность Кирилл Серебрянников делает проекцию «Мертвых душ» на еще один гоголевский шедевр — на «Игроков», выстраивая на сцене архетипическую ситуацию, когда один шулер хочет всех обмануть, а в итоге получается, что другие шулеры обманывают его самого. Спектакль, премьера которого состоится 25, 26 и 28–30 января, складывался и как партитура (музыку написал композитор Александр Маноцков), и как инсценировка, причем сначала на латышском языке. Теперь русская литература, которую, словами режиссера, «грех не поставить», зазвучит и на русском. Один из сюрпризов постановки — актерский ансамбль. Состав получается довольно неожиданный. Например, один из ведущих актеров театра Олег Гущин сыграет Коробочку, а Чичиковым будут и молодой американец Один Байрон, и московский театральный актер Семен Штейнберг и вообще все, кто не в кокошниках.

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.00.

На предстоящей неделе завершается большой московский Моцарт-марафон, проходивший на различных столичных площадках с ноября. На протяжении последних трех месяцев в залах Государственного института искусствознания и Музея «П.И. Чайковский и Москва» звучали все скрипичные сонаты, все флейтовые квартеты, а также другие ансамблевые и фортепианные сочинения Моцарта. Кульминацией марафона станет исполнение всех его концертов для солирующих инструментов и ансамблей с оркестром. 25 и 26 январяс полудня и до вечера музыка Моцарта будет звучать в Рахманиновском и Малом залах Московской консерватории(ул. Большая Никитская, 13/6). 27 январявечером (19.00), в день рождения великого композитора, распахнет двери Большой зал консерватории. 28 и 29 января(начало в 18.00) эстафету примет Московский международный дом музыки (Космодамианская наб., 52, стр. 8). В завершающие дни Моцарт-марафона прозвучат около сорока концеров – фортепианных и скрипичных, для валторны и для флейты, для фагота и кларнета, для флейты и арфы, скрипки и альта, для двух и трех фортепиано, для квартета духовых инструментов… Среди участников марафона— пианисты Андрей Гугнин и Лукас Генюшас (будут играть в воскресение и понедельник соответственно), скрипачи Александр Тростянский и Никита Борисоглебский (суббота, воскресение, понедельник), американская флейтистка Линда Чаттертон (вторник), пианист из Германии Михаил Мордвинов (среда) и многие другие.

Чужие боги

Среди разнообразных демонических существ, упоминаемых в Библии, встречаются боги окружающих иудеев народов. По представлениям библейских авторов это злые силы, от которых необходимо защищаться. В литературе на идиш тоже не раз упоминаются демонические персонажи: в них верят простолюдины, их изгоняют хасидские цадики, ими пугают детей. До определенного момента их подробно не описывают: читателям и так понятно, о ком идет речь. Однако, в конце XIX века изображение потустороннего мира овладевает воображением писателей — интересными становятся имена, функции и иерархия демонов, их занятия и места обитания. Главным персонажем беллетристики на идиш оказывается Лилит — демоница, которая предстает в виде неотразимой красавицы, соблазняющей еврейских праведников. В продолжение comment-party «От Азазелло до повелителя мух», прошедшей на недавней книжной ярмарке Non-fiction, библеист Леонид Дрейер и филолог Александра Полян расскажут 26 января в клубе Zavtraо демонизации чужих божеств в еврейской культуре. Лекция-общение «Чужие боги»организуется проектом «Эшколот», поэтому вход, как обычно, свободный, но требуется регистрация на сайте проекта, где в урочный час пройдет онлайн-трансляция события.

Ул. Сретенка, 26. Начало в 19.00.

Лада, или страсти радости

29 января на сцене Молодежного театра (РАМТ)повесть Тимура Кибирова «Лада, или Радость» — первый прозаический опыт одного из самых популярных современных поэтов и премьерный спектакль режиссера Марины Брусникиной. Взгляд городского поэта-постмодерниста на будни российской деревни, доброе, но при этом совершенно не сентиментальное видение сельской жизни начинается с перевода — «горестного плача безутешной Лады на человеческий, русский язык». Брусникина, мастер литературного театра, от перевода — прозы в драматургию — отказывается, бережно и внимательно перенося авторский текст на сцену. То есть право сыграть и собаку Ладу, и хозяйку ее Егоровну, и остальных героев повести, а также взглянуть на происходящее глазами автора или дать собственную оценку в «хронике верной и счастливой любви» остается во многом за актерами, и это интересно.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

Действительный член Императорского московского археологического общества Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе был известным общественным деятелем, благотворителем и коллекционером, одним из основателей комиссии «Старая Москва» и, ко всему прочему, членом Русского фотографического общества. Поэтому когда общество археологическое приняло решение о полномасштабной фотосъемке города, это поручение было дано ему. Сегодня трудно восстановить критерии, по которым фотограф отбирал объекты для съемки в 1912–1914 гг. Скорее всего, он просто хотел отобразить и зафиксировать все, что могло открыться взгляду прохожего на московских улицах. И именно в этом заключается особое очарование фотографий, запечатлевших не парадные виды города, а повседневность его улиц и переулков. Замечательная работа была прервана Первой мировой войной, но и те пять сотен снимков, что успел сделать Готье-Дюфайе, являются уникальными свидетельствами московской жизни вековой давности. Экспозицию «Москва Готье-Дюфайе», выстроенную в Провиантских складах Музея Москвы по географическому принципу, составляют пары фотографий — начала ХХ века и современные, повторяющие ракурсы и перспективы старой съемки. Выставка открывается завтра.

Зубовский б-р, 2. До 25 февраля.

В 1972 году двадцатидвухлетний чешский фотограф Иржи Тондл отправляется в СССР, изучать теорию газетной и документальной фотографии в Ленинградском университете. В последующие пять лет он создает обширный документальный фотоархив, отображающих жизнь города в эпоху Брежнева. Грубость и зернистость советской пленки «Свема», с которой в Союзе все тогда работали, повлияли на характер съемки: давящая атмосфера того времени была передана прекрасно, но с расходилась, разумеется, с пропагандистскими штампами эпохи. Фотографии, «очерняющие социалистическую действительность», тогда опубликованы не были. Теперь их можно будет увидеть на выставке Иржи Тондла «Я вернулся в мой город…», которая открывается в малом зале Центра фотографии имени братьев Люмьер 29 января. Застойные дни сорокалетней давности, когда катастрофически не хватало качественных материалов и техники, а негативы резали руками из длинных мотков, полученных на киностудии за бутылку, запараллелены с возвращением фотографа в Северную столица в нулевые: некоторые фотографии сделаны в тех же местах. И это снова не блистательный Санкт Петербург, но город со своими проблемами и надеждами на будущее, город простых людей, живущих уже в ХХI веке.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 16 марта.

Коронация русских царей — это не только единовременный акт в Успенском соборе Московского Кремля, но еще и цепь нескончаемых церемоний и празднеств, которые проходили в Первопрестольной и за ее пределами. Они длились неделями, а то и месяцами. Десятки и сотни тысяч москвичей пользовались привилегией наблюдать и участвовать в пышных торжествах (одновременно за месяц до коронации Николая II из Москвы, например, были удалены все неблагонадежные лица). Специальная комиссия выдавала желающим увидеть торжественный въезд императора в город именные билеты с разрешением находиться у окон, выходящих на Тверскую, а балконы домов проверяла на прочность. При этом в ходе подготовки коронационные торжества все более приобретали черты коммерческого проекта: цены на комнаты в гостиницах и на извозчиков в дни праздничные увеличивались в 10 и более раз, за место у окна на главной московской улице в день торжественного въезда брали по 15 рублев… В общем, как вы понимаете, будет что послушать на лекции историка Александра Шевырева «Город и коронации» 28 января в лектории музеев Московского Кремля в здании Оружейной палаты.

Кремль. Начало в 16.30.

Из пустоты

Первая волна эмиграции после 1917 года: Георгий Иванов, Марина Цветаева, Саша Черный, Зинаида Гиппиус, Давид Бурлюк, Владислав Ходасевич, Иван Бунин, Владимир Набоков… Изгнанники из России, утратив близких, Родину, опору и поддержку, они получили взамен право творческой свободы. Возможность услышать великую поэзию и прозу русского зарубежья в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева, ведущих артистов Ермоловского театра — это спектакль «Из пустоты… (Восемь поэтов)» в театре Ермоловой 28 января. На поэтическом вечере, облеченном в театральную форму, звучат как знакомые, так и забытые стихи, написанные вдали от Родины.

Ул. Тверская, 5/6. Начало в 19.00.

Брюс Невсемогущий

Заслуженный и народный артист Соединенных Штатов Америки Брюс Спрингстинвыпустил новый — восемнадцатый по счету — студийный альбомHighHopes, который, открываясь бодренькой духовой секцией заглавной песни, быстро сползает во все ту же непритязательную в музыкальном отношении Американу, которую Босс исправно выдает гитарой и словом уже не первый десяток лет. В попытках осовременить саунд своих трехаккордных кантри-баллад Спрингстин, как и в предыдущих работах, избыточно умерен и кричаще мелодраматичен. И эта глянцевая половинчатость раздражает: ни тебе ортодоксальной аутентичности жанра, ни неожиданных экспериментов, — все более чем предсказуемо. Любая из песен High Hopes могла в качестве проходного, не особенно запоминающегося номера появится на любом другом альбоме музыканта последних двух декад, а недорогие аранжировочные трюки отвлекают и от их лирического нарратива. С учетом того, что пластинка включает в себя не только новый материал, но переработки нескольких старых, не лучших, вещей, а также пару каверов, которые Спринстинг прежде играл на концертах, это, по сути, сборник реминисценций, паллиатив альбома с неочевидной необходимостью. Так что, целых два Спрингстина на обложке — чистой воды суггестия, поскольку содержимое, по гамбургскому счету, не тянет и на одного.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow