СюжетыОбщество

Красота вне конкурса

Реконструкция одной из центральных площадей столицы, Триумфальной площади, могла пройти без обсуждения в профессиональном сообществе. Власти остановило только вмешательство общественности

Этот материал вышел в номере № 143 от 20 декабря 2013
Читать
Реконструкция одной из центральных площадей столицы, Триумфальной площади, могла пройти без обсуждения в профессиональном сообществе. Власти остановило только вмешательство общественности
Изображение

На Триумфальной площади — снова митинг. Плакатов, лозунгов, задержаний площадь в последние годы видела множество — в 2010 году ее даже огородили глухим забором под видом ремонта, когда несогласованные акции за свободу собраний по 31-м числам набрали массовость, а снова доступной для горожан Триумфальная стала лишь этой весной.

Этот митинг обходится без задержаний. На пятачке у памятника – около сотни человек, на плакатах изображен печальный Маяковский, выкрашенный желто-зеленым - на манер бордюров и заборов по всей Москве. «Хотим архитектурный конкурс!» - гласят лозунги. Акцию собрали «Городские проекты» Варламова и Каца, цель — защитить саму Триумфальную от некомпетентной реконструкции.

«Власть не считает нужным сообщать москвичам о своих действиях, - сердится сооснователь «Городских проектов», архитектор Илья Варламов. - Обычно мы узнаем об изменениях в городе, просто выйдя однажды на улицу. Эта схема удобна власти: проведут тендер, подрядчик быстро все сделает, а москвичи привыкнут».

За благоустройство площади отвечает Департамент капитального ремонта. Реконструкцию он намеревался провести так: устроить тендер, выбрать подрядчика, вручить ему написанное в недрах департамента техническое задание, сформулированное в общих чертах - положить плитку, устроить клумбы, поставить на площади фонтан. Дальше пусть «креативит» сам подрядчик, а им в результате тендера стало ООО «Проектная компания «Трио». Компания (судя по ее же сайту) в основном ремонтирует больницы, иногда – дороги, а площади никогда не проектировала.

Разница между архитектурным конкурсом и конкурсом-тендером проста. На архитектурном конкурсе участники – архитектурные бюро - представляют детальные, продуманные и просчитанные проекты, и оценивают эти проекты специалисты. Основной же критерий выбора подрядчика, которым руководствуются чиновники – наименьшая цена и кратчайшие сроки выполнения работ. Именно так часто выбираются компании для устройства пешеходных зон в центре города и укладки плитки — за всю эту деятельность отвечает все тот же Департамент капремонта. Сейчас мэрия подняла на флаг создание пешеходных зон и комфортной среды в городе: закрытыми для автомобилей стали Никольская улица и Большая Дмитровка, совсем недавно появился пешеходный маршрут в Замоскворечье. На подходе расширение тротуара Маросейки – сейчас там едва могут разойтись два человека – и пешеходная зона на Пятницкой улице.

Но качество новых пешеходных зон вызывает нарекания «Городских проектов»: делать в этих зонах по-прежнему нечего, лавочки расставлены бестолково. Насколько качественно в городе кладут плитку, знает каждый москвич. Но среди новых пешеходных зон Москвы есть одна, которую не устают хвалить все: Крымская набережная. Это зона ответственности другого Департамента - культуры. Он пригласил для разработки концепции архитектурное бюро Wowhaus – они же проектировали основные объекты Парка Горького. Городские власти часто привлекают его для проектирования городских пространств.

Интересно, что через две недели после митинга «Городских проектов» проект Wowhaus по реконструкции Триумфальной появился на сайте Департамента капремонта (в компании с еще двумя: предложением Москомархитектуры и проектом выбранной по конкурсу-тендеру компанией «Трио»). Видимо, чиновники опомнились и объявили, что ждут от архитекторов проектов реконструкции. «У нас нет задачи отстранять архитекторов: мы хотим собрать идеи и обсудить, выявить лучшее. Но никто не отменял предварительную работу на местности, которая определяет, что там можно, а что нельзя построить. Ее и будет вести «Трио». Неизвестно, будет ли она реализовывать сам проект», - объяснили «Новой» в пресс-службе, хотя в документации конкурса ясно говорилось: выбранный подрядчик должен выполнить все работы. Похоже, решение поменяли на скорую руку.

«Принципиально вопрос в другом: такие конкурсы должна проводить Москомархитектура, а не какой-либо из департаментов», - настаивают в «Городских проектах».-Wowhaus сильная команда, но нас возмущает сам принцип: их просто приглашают, и все. Пусть они победят на честном конкурсе. Конкурс - это ведь еще и дискуссия, где всплывают и обсуждаются разные идеи».

Свой проект подготовило и архитектурное бюро Megabudka. Сделать площадь необычной и привлекательной для горожан можно и за меньшие деньги, чем предложенные на конкурсе стартовые 19 миллионов рублей, считает архитектор Кирилл Губернаторов. Вместе с коллегами из бюро Megabudka он сделал самый необычный пока проект реконструкции площади: предлагает устроить вокруг памятника Маяковскому «утопленный» амфитеатр, а ближе к гостинице «Пекин» посадить деревья: в начале XX века они на площади росли. «Нам как москвичам небезразлична судьба этого места. Когда летом на площади поставили павильон «Чайхоны», мы испугались за будущее этого места и поняли, что надо действовать». Тогда бюро и сделало проект, а теперь у них появился шанс, что он будет реализован. Все, что касается благоустройства города, должно решаться на конкурсной основе, считает Губернаторов. - Укладка плитки и прокладка коммуникаций – принципиально разные вещи. С плиткой результат должен быть эстетичный. А для прокладки коммуникаций нужны специалисты, скорость и качество работы».

Почему архитектурные решения часто принимаются без конкурсов, а то и вовсе без архитекторов, «Новой» объяснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Творческие архитектурные конкурсы у нас никакими законами не регулируются. Нет способа отбора подрядчиков путем архитектурных конкурсов — это инициативная нагрузка. Каждый решает сам: если эта нагрузка (для департамента – Н.З.) чрезмерная, конкурс не проводят. Я считаю, что конкурс — лучший способ получить максимально качественный результат. Чем больше их будет, тем лучше. C другой стороны, есть задача, которую надо решать, а она может упираться в деньги, время… Конкурс не должен быть ради конкурса».

Москомархитектура уже помогает Департаменту капремонта найти хорошее решение по Триумфальной, добавил он, убеждая, что за площадь можно не волноваться. Медленно и со скрипом, под давлением Москомархитектуры и не без поддержки, уверяет Кузнецов, мэра Собянина, в московскую жизнь внедряются открытые архитектурные конкурсы. Именно так выбирали в ноябре автора концепции парка Зарядье, который появится на месте снесенной гостиницы «Россия»: жюри из московских должностных лиц и иностранных специалистов выбрало победителем американское бюро Diller Scofidio + Renfro. Сейчас проводится открытый международный конкурс проектов нового здания Музея современного искусства — оно появится на Ходынском поле.

У Москвы третий в мире по размеру городской бюджет — отстаем только от Нью-Йорка и Шанхая. И реконструкция одной из центральных площадей - не тот случай, когда нужно экономить деньги или усилия чиновников.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow