Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 137 от 6 декабря 2013
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

 

Выставка-непродажа

«С гениальностью все просто. Гениальность предполагает, что далеко не каждый может быть художником. Свобода же предполагает, что художником может быть любой. Я верю в свободу. А в гениальность не верю. Я не считаю, что художники — особенные люди. Это обычные люди, которым удалось понять что-то, что важно для всех. Не думаю, что художники рождаются особенными». Эти слова принадлежат одному из главных маркетологов современного искусства Дэмиену Херсту, влегкую впаривающему «знатокам» совриска свои «произведения искусства» за миллионы миллионские. Подобным отношением окрашена и его личная коллекция искусства, которая объединяет творения молодых британских художников и классиков модернизма и поп-арта и которая с завтрашнего дня будет представлена в Мультимедиа Арт Музее.

Херсту в коллекционерской ипостаси нравятся художники, разделяющие его волнения, страсти и одержимости — в той или иной степени. Сочетание банального и грандиозного, характерное для работ самого Херста, отличает и его собрание: Фрэнсис Бэкон и Альберто Джакометти, Ричард Гамильтон и Марио Мерц, Брюс Науман и Ричард Принс, Курт Швиттерс и Такаси Мураками, Питер Блейк и Энгус Фэйрхерст, Сара Лукас и Вик Мунис, Пикассо и Уорхол и многие другие. При этом преобладают два мотива — memento mori и царство животных. Вместе они выражают суть всей коллекции, состоящей из шедевров современного искусства и работ иного рода — ни на что не похожих objets d’art, иногда действительно уникальных, иногда — ни рыба ни мясо.

Ул. Остоженка, 16. До 2 февраля

 

Вечер свободной импровизации

Томас Бакнер — ветеран нью-йоркского авангарда, певец с академическим образованием, ставший одним из самых виртуозных вокалистов-импровизаторов на современной авангардной сцене. В его обширной творческой биографии концерты по всему миру, участие в международных фестивалях, коллаборации со многими импровизаторами и композиторами из разных стран. 7 декабря Бакнер выступит в Москве вместе с финским виолончелистом-виртуозом Юхо Лайтиненом. Оба музыканта в разное время выступали в столице, однако впервые выйдут вместе на сцену клуба «Дом». Компанию им составит дуэт польской флейтистки Эдиты Филь и российского музыканта-электронщика Алексея Борисова.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

 

Б.Г. в MMOMA

«Он бог, от него сияние исходит», — говорил о нем мальчик Бананан. Прошло тридцать лет, и ничего ни убавить ни прибавить: свет по-прежнему исходит от Бориса Гребенщикова, его музыка по-прежнему лучшая терапия для души, его стихи по-прежнему непонятно понятны. Но есть еще Б.Г.-художник. О нем страна, шумно отметившая его 60-летие на прошлой неделе (сам он привычно скромно-иронично постоял в стороне), знает меньше. Те, кому нужно, могут восполнить пробел в Московском музее современного искусства, где позавчера открылась ретроспективная выставка лидера «Аквариума» «Внутренние свойства пейзажа». Живопись, рисунки, фотографии, афиши, знаковые клипы, киноработы — экспозиция прослеживает взаимосвязь визуального творчества Б.Г. с ленинградской контркультурой 1980-х, аурой странных для всей страны 1990-х, отстранением нулевых… Городские пейзажи, китайские беседки, «девушка с веслом» и сценки из жизни вождей мирового пролетариата — популярные мифологемы петербургского андеграунда конца прошлого века — возникли в одно время с «митьковским» периодом «Аквариума», близки городскому фольклору и благодаря своим длинным названиям соединяют живопись с литературой. Но они сопрягаются и с более поздними фотографиями серии «Инфра-Петербург», и с относительно недавними пейзажами, которые больше не являются фоном для каких-либо историй, а существуют сами по себе, вне законов техники и жанра. И в каждой работе Б.Г. «редкоземелен как литий». Движение зрителя по выставке сопровождается музыкой, написанной специально для этого проекта. Кроме того, запланированы показы фильмов «Два капитана 2» и «Б.Г. Лев Толстой». Гоголевский б-р, 10. До 12 января

P.S. И еще. Сегодня и завтра Б.Г. играет в клубе Arena Moscow (Ленинградский пр-т, 31, стр. 4). Начало концертов в 21.00.

 

Дива

Инва Мула прославилась, исполнив внеземную арию Дивы Плавалагуны в бессоновском «Пятом элементе». Но она сама дива — с сочным и солнечно-ярким сопрано, лишенным всякой резкости и наполненным теплотой и бархатистостью, особенно на нижних нотах. Легкость и филигранность колоратур, богатство тембровых красок, изящно вписанных в смысловое содержание любой роли — а оперный репертуар албанской певицы чрезвычайно широк, — ждут слушателя 12 декабря в Московском международном доме музыки. В сопровождении Национального филармонического оркестра России с Владимиром Спиваковым за дирижерским пультом Инва Мула исполнит арии из опер Беллини и Доницетти, Верди, Массне и Гуно, а также романсы и вокализы Рахманинова.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

 

Портреты науки

Беренис Эббот была неутомимым экспериментатором. Слава пришла к ней еще в 1920-е, в Париже, где она прославилась своими фотопортретами. Затем была знаменитая фотосерия о Нью-Йорке 1930-х годов. Однако сама Эббот считала своим главным профессиональным достижением научные фотографии, балансирующие на грани абстрактности и крайней реалистичности. В них она видела колоссальные и во многом нереализованные возможности, связанные с визуализацией науки и с выстраиванием коммуникации между наукой и широкой публикой. Самые важные работы Эббот в области научной фотографии относятся к концу 1950-х. В них она фиксирует волновое движение и другие физические явления для образовательного проекта Массачусетского технологического института. Сейчас эти уже легендарные снимки можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее в рамках выставки «Беренис Эббот. Фотография и наука», организованной с участием Политехнического музея. Основу экспозиции составляют 32 фотографии из серии «Образ физики».

Ул. Остоженка, 16. До 22 декабря

 

Produits de France

Кинотеатр «35 мм» продолжает «в том же духе», или, если хотите, «в своем репертуаре», то есть проводит один за другим фестивали национальных синематографов. В рамках стартующего завтра фестиваля «Французское кино сегодня» нам привезли несколько самых актуальных картин, многие из них вышли буквально на днях или даже еще вообще не были нигде показаны. Так что программа в некотором смысле уникальная, как и гости фестиваля. Например, Фанни Ардан представила свою вторую полнометражную картину — «Навязчивые ритмы», в которой выступила не только как режиссер, но и как сценарист, отдав одну из ролей Жерару Депардье, в партнерстве с которым дебютировала когда-то в «Соседке» Трюффо. Гийом Гальенн снял себя в главной роли в фильме «Я, снова я и мама» по мотивам собственной автобиографической пьесы, в которой сам исполнял все роли. Так же поступила — сняла себя в главной роли — Валерия Бруни-Тедески — в картине «Замок в Италии». Рассказ о бегстве 11-летней девочки, старшей из трех детей в семье, где матери никогда не бывает дома, отец — хищный зверь, а бабушка слишком чиста, чтобы о чем-то догадаться, — это «Меня зовут Хммм» Аньес Трубле, известной как Agnès B. Не обойдется программа фестиваля без комедий и документальных работ. Это же французское кино!

Ул. Покровка, 47/24. До 15 декабря

 

Про музей

Музей Москвы открыл собственный лекторий в Провиантских складах: со 2 декабря регулярные лекции позволят пообщаться с художниками, урбанистами, архитекторами, критиками и историками — и все так или иначе о Москве, разумеется. О ее истории, архитектуре, искусстве, музеях. Вот 10 декабря Валерий Анашвили, главред философского журнала «Логос», заведующий кафедрой проектов в сфере культуры НИУ ВШЭ и один из ведущих отечественных издателей качественной нон-фикшн-литературы, расскажет, почему музей считается убыточным, почему культура не может зарабатывать и как с этим бороться. Лекция в рамках курса «Каким должен быть современный музей» называется «Экономика культуры». Вход свободный.

Зубовский б-р, 2. Начало в 19.00

 

С той стороны зеркального стекла

«Подпись авторства фотографии обычно пишут 6-м шрифтом на изгибе журнальной страницы», — говорит фотограф Тим Мантоани, который семь лет назад занялся проектом, призванным отдать дань лицам, стоящим за великими фотографиями. Используя массивную камеру 20х24’ дюйма, Тим запечатлел известных фотографов, держащих в руках свою самую прославленную фотографию. Под каждой работой автор оставлял свое примечание или небольшую историю создания снимка, что создало многослойность повествования. Проект, начавшийся с памятной съемки старого друга Тима, музыкального фотографа Джима Маршалла, который позировал со своим снимком Джони Кэша во время саундчека в Сан-Квентине, нынче приезжает в Москву и 11 декабря открывается в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Мантоани снимал в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Бостоне на оригинальные крупноформатные камеры, фиксируя фотографов, которые сами часто не просто документировали историю, а фактически определяли ее. Получается такой «рок-н-ролл про рок-н-ролл», но безумно интересно, ибо каждая из 153 работ в экспозиции «Легенды фотографии» рассказывает свою историю, свою легенду.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 2 февраля

 

«Спартак» с экрана

8 декабря в Москве, Санкт-Петербурге и еще 23 городах России пройдет кинопоказ — в рамках Театрального киносезона 2013/14 — балета «Спартак» Большого театра. Свои лучшие партии сыграют Михаил Лобухин (Спартак), Анна Никулина (Фригия), Светлана Захарова (Эгина) и Владислав Лантратов (Красс). Либретто по мотивам одноименного романа Рафаэлло Джованьоли с использованием сценария Николая Волкова, равно как и постановка-хореография — Юрия Григоровича. В столице свои экраны под большой балет отдадут кинотеатры «Формула кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10), «Формула кино Европа» (пл. Киевского вокзала, вл. 2, ТРЦ «Европейский») и «Кронверк Синема Лефортово» (ш. Энтузиастов, 12/2, ТК «Город»).

Начало в 15.00

 

В старинном стиле

«В старинном стиле» — такая пометка сделана в названии сюиты знаменитого норвежца Эдварда Грига «Из времен Хольберга». В ней неизбывный романтизм композитора уступает место строгости старинной сюиты эпохи Баха и Генделя: сюита написана к 200-летию датского писателя-просветителя Людвига Хольберга с использованием средств музыкальной выразительности и приемов, характерных для музыки эпохи XVIII века. В музее-заповеднике «Царицыно» в совместной программе пианиста-виртуоза Михаила Лидского и Владимирского губернаторского симфонического оркестра 7 декабря она прозвучит наравне с музыкой «столпов» барокко и классицизма — Баха и Бетховена, а именно: с концертом для фортепиано с оркестром ре-минор первого и фортепианным концертом №4 второго.

Ул. Дольская, 1. Начало в 15.00

 

 

Блок музыки и поэзии

Века назад Александр Блок написал «Розу и крест». Постановку готовили в Художественном театре, но революция прервала ее. С тех пор масштабного воплощения пьеса так и не обрела. К ее столетию это пытаются сделать в театре «Школа драматического искусства»: 10, 11 и 13 декабря на сцене театра спектакль режиссера Александра Пономарева «Роза и крест» — насыщенного музыкой, песнями менестрелей, танцами, средневековыми поединками, красочной сценографией и необычными историческими костюмами. «Есть песни, в которых звучит смутный зов к желанному и неизвестному. Можно совсем забыть слова этих песен, могут запомниться лишь несвязные отрывки слов; но самый напев все будет звучать в памяти, призывая и томя призывом», — писал Блок когда-то… Музыкальный образ спектакля создан композитором Михаилом Смирновым совместно с гитаристом Олегом Бойко из смеси древних бретонских и андалузских мотивов, соединяющихся с мистическим звучанием Серебряного века: фортепиано перекликается с волынкой, барочная гитара и лютня — с разнообразной перкуссией и струнным трио. Пьеса к тому же романтична и заряжена специфическим юмором Блока. Будет что послушать, над чем подумать и чему улыбнуться.

Ул. Сретенка, 19. Начало спектаклей в 19.00

 

Кто тут в цари крайний?

13 декабря в лектории Музеев Московского Кремля — в здании Оружейной палаты — состоится лекция доктора исторических наук Антона Горского «Представления о царе и царской власти на Руси». Речь пойдет о том, что предшествовало принятию российскими правителями царского титула, какими были представления о царской власти в раннее Средневековье и как они эволюционировали в эпоху ордынской власти над русскими землями, как происходило становление Московского царства и кто из московских князей впервые стал именоваться царем. Лекция приурочена к выставке «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», которая объединяет около 400 экспонатов — от государственных регалий до архивных документов, гравюр и фотографий, которые позволяют воссоздать величественную атмосферу коронационных торжеств в России и проследить эволюцию ритуала возведения на престол.

Кремль. Начало в 16.30

 

Полное стерео

Stereo Total — берлинская группа, играющая одухотворенно-дебильную смесь пост-панка, диско и любого другого музыкального стиля — добавьте, что хотите, и не ошибетесь: коллектив славится неожиданными экспериментами, некоторые из них неплохо слушались бы в репертуаре Дэвида Боуи конца 1970-х или кого-то из его тогдашних приятелей-протеже. Так вот, они дают московскую гастроль — 10 декабря в клубе «Москва-Hall». Стоит предупредить, что звучать они могут иногда как худшая группа в истории поп- и рок-музыки, но вот смотрятся всегда исключительно — остроумно, с правильной долей абсурда, что делает их фрик-шоу неприхотливо легким и веселым. Чередование lo-fi-электроники c ироничным инди, песни на английском, французском, немецком, японском, турецком или детском лепете, ритм и приятная энергетика — вот примерно что будет. Главное — поменьше серьезности.

Триумфальная пл., 1 (вход с ул. 1-я Брестская, через арку). Начало в 20.00

 

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera