СюжетыКультура

«Все проходит, да не все забывается»

Россия прощается с легендарным артистом

Этот материал вышел в номере № 135 от 2 декабря 2013
Читать
Россия прощается с легендарным артистом
Изображение

И блистательный премьер Вахтан-говского театра: от Панталоне в возрожденной «Принцессе Турандот» (1963) и А.П. Чехова в незабвенном спектакле «Насмешливое мое счастье» (1965) — до графа Сен-Жермена в «Пиковой даме» Петра Фоменко, дядюшки Сорина в «Чайке», бунинского Николая Алексеевича из «Темных аллей» в «Пристани» Римаса Туминаса.

Впервые Юрий Васильевич Яковлев вышел на свою арбатскую сцену в 1952-м.

Последний раз сыграл в «Пристани» 27 ноября 2013 года.

…Как он играл Сорина — в блестящем сценическом окружении Людмилы Максаковой, Сергея Маковецкого, Владимира Епифанцева! Седой, прямой, породистый и застенчивый тайный советник в отставке, неудавшийся литератор, весь спектакль сидел в кресле, окутав ноги пледом (Юрию Васильевичу было к премьере 75 лет). И излучал доброту и благородство, казался более значительным и не менее одаренным, чем парад петербургских знаменитостей в его именьице. Казался — отступившим по сознательному выбору в тень с ярмарки тщеславия.

Премьеру «Пристани» Яковлев сыграл в возрасте 83 лет. «Темные аллеи», алмазный бунинский рассказ в три страницы о случайной русской встрече при дороге, встрече седого барина в генеральской шинели и бывшей дворовой девушки, горько и отчаянно любившей его много лет назад, — Юрий Васильевич играл вдвоем с Лидией Вележевой. Сцена Театра Вахтангова казалась в эти двадцать минут окном в русский XIX век — со всем его серебром и золотом. «Все проходит, все забывается», — бормотал седой (и по-прежнему прямой, как стрела) генерал Юрия Яковлева, отводя глаза от хозяйки постоялого двора. «Все проходит, да не все забывается», — истово, как на молитве, отвечала она.

Юрий Васильевич Яковлев остался со зрителем — в блеске трагического и комического, в сюртуке и в ментике, в мокром зимнем пальто… Не все забывается!

Прежде младшие вахтанговцы с упоением говорили о нем: как добр, благороден, образован… Как отечески надежен на сцене. Сегодня, в первые часы после его смерти, — у всех ком в горле. «Дать комментарий СМИ» не может никто.

Вечная память…

Отдел культуры

Лидия ВЕЛЕЖЕВА:«Не могу говорить. Плачу с утра. Меня трижды перегримировывали: я на съемках. Я слово дала режиссеру, что сегодня больше не буду плакать. До десяти вечера, до конца съемочного дня — не имею профессионального права. А если я заговорю сейчас… если заговорю…»

(Пауза. Лидия кладет трубку.)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow