СюжетыКультура

«Песни протеста»

Музыкальная история последних 50 лет и текущий момент глазами участников

Этот материал вышел в номере № 133 от 27 ноября 2013
Читать
Музыкальная история последних 50 лет и текущий момент глазами участников

В фильме Никиты Васильева «Песни протеста» три главных рассказчика — Василий Шумов, Александр Липницкий и Артемий Троицкий. В мае прошлого года они придумали «Белый альбом», в котором собрали песни исполнителей, выступающих против закручивания гаек и политических репрессий.

В создании альбома приняли участие уже более 400 коллективов, но в фильме речь не об этом — авторы пошагово восстанавливают историю протестной музыки и пробуют угадать, какие формы она может принять в будущем.

Артемий Троицкий объясняет: все, строго говоря, началось с «Марсельезы» и «Варшавянки», но самостоятельное значение песни протеста обрели в начале XX века. Их звучание менялось, и рок 60-х имел мало общего с революционными маршами, однако функция сохранилась — дать голос тем, у кого отняли право на высказывание. Обычно такая музыка злободневна и прямолинейна, но помнят и продолжают слушать то, что, помимо правозащитного месседжа, предлагает твердую и эстетически безупречную модель поведения.

Герои фильма вспоминают Вудсток, много говорят о советских бардах и русском роке, и все же смотреть «Песни протеста» стоит по другой причине. Фильм оживляет музыкальную историю последних 50 лет, и от сравнений той эпохи с текущим моментом не уйти. Если раньше реальность требовала от художника непосредственного участия в событиях (желательно с оружием в руках, как призывал Годар), и нужно было немалое мужество для того, чтобы оставаться на территории эстетики, то сегодня вопрос стоит иначе: делай хоть что-нибудь, только не скатывайся к полному и безоговорочному соглашательству. Какими законченными пацифистами выглядели Леннон и Джоан Баэз на фоне Че, «Черных пантер» и RAF, и какой бешеной смелостью и свободомыслием сегодня кажется любое, даже самое робкое несогласие с властью.

«Они тоже называют себя пацифистами, — говорит в фильме лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин о музыкантах, не реагирующих на современные проблемы. — Но у них какая-то путаница с терминологией: это называется приспособленчеством».

«Когда мы пригласили в «Белый альбом» Г-ского, — рассказывает Александр Липницкий, — он сказал: «Ребята, я сейчас на Первом канале, мы всем довольны». А Макаревич, пытавшийся год назад повлиять на власть личными обращениями, кажется, отчаялся и в этом году дал в альбом свою новую песню «Крысы».

После показа фильма в Библиотеке Эйзенштейна Никита Васильев говорил, что фильм сделан без бюджета на голом энтузиазме: «Это не фильм. В нем нет конфликта, мало хроники… Если появятся средства, мы хотим расширить его до 4 серий: западные исполнители, барды, отечественный рок и протестная музыка сегодня».

Премьера «Песен протеста» состоялась на телеканале «Совершенно секретно» 17 ноября. Скоро фильм появится на сайте канала.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow