СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 131 от 22 ноября 2013
Читать

В парке искусств «Музеон» художник Ильмар представит на парковых стендах проект «Конверсия». Выпускник британской Высшей школы дизайна по классу фотографии с глянцевой индустрией в бэкграунде нашел свой творческий метод в работе с мелкими локальными сообществами, объединенными географически, профессионально или идеологически. Регбисты, старшие школьники в подмосковном городке, члены старого шахматного клуба, заседающие в районном ДК, — из них образуется «соучаствующая» документация: художник внедряется в то или иное микросообщество, чтобы описать его с позиции совместно прожитого с ним опыта. «Конверсию» в этом плане следует понимать напрямую с латыни как «обращение», «превращение». С другой стороны, главные герои проекта — жители военного городка Власовка, который после распада СССР утратил свое прямое назначение и перестал быть моногородом. Населению Власовки пришлось в срочном, почти шоковом, порядке приспосабливаться к запросам современности — осваивать новые, гражданские, профессии. Результаты этой адаптации и представлены в снимках Ильмара.

Крымский Вал, вл. 2. До 24 ноября

В Еврейском музее и центре толерантности 21 ноября открывается выставка «Performance Now. Антология 2000-х годов», для которой выбраны работы знаменитых художников, которые внесли большой вклад в развитие перформанса, ставшего на сегодняшний день одним из главных и объединяющих жанров современного искусства, несмотря на всю свою сомнительность. Фактически проект представляет собой выставку-исследование эволюции жанра с 2000-х годов в контексте мировой визуальной культуры. Более 20 работ таких художников, как Клер Фонтейн, Аллора и Кальсадилья, Сантьяго Сьерра, Клиффорд Оуэнс, Яэль Бартана, Гай Бер-Нер, Марина Абрамович, Уильям Кентридж, составляют экспозицию из разных медиа: видео, объекты, рисунки и фотографии. Куратором выступила Розали Голдберг, теоретик визуального искусства и один из главных спецов по перформансу. Накануне открытия выставки, а именно ― 19 ноября в 19.30 состоится встреча с Сантьяго Сьерра, провокационным художником испанского происхождения, который многие годы работает с рыночной реальностью разных стран мира. Для участия во встрече необходимо зарегистрироваться здесь: http://jewish-museum.timepad.ru/event/90171. Модератором выступит главный редактор журнала «Синий диван» кандидат философских наук Елена Петровская.

Ул. Образцова, 11, стр. 1а. До 19 января

Всемирная история в пластилине

Музей миниатюроткрыт на территории Измайловского кремля. В его основу легла частная коллекция миниатюр, сделанных из обычного детского пластилина. В экспозиции — сто уникальных фигур, изображающих исторических деятелей и просто людей разных эпох. Миниатюры были созданы около 40 лет назад мастерами-любителями Ростиславом Олюниным и Андреем Миллером. Обоих уже нет в живых, но их работы по-прежнему не могут не восхищать и поражают воображение. Викинги в рогатых шлемах, древние короли, египетские фараоны, князья Древней Руси, легендарные красавицы, герои известных книг — все они помогают представить историю нашей цивилизации «в лицах». Во время экскурсии можно узнать интересные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей и секреты лепки: в музее проводятся мастер-классы для детей и взрослых.

Измайловское шоссе, 73Ж

Йонас Кауфман выступит завтра в концертном зале «Барвиха Luxury Village». Немецкий тенор впервые выступит в Москве с сольной программой — в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова с Йохеном Ридером за дирижерским пультом. Это, так сказать, формальная часть. Неформальная и, возможно, субъективная состоит в том, что тембр голоса Кауфмана — красоты необыкновенной: «темный» тенор с баритональным оттенком. Он часто и умело пользуется приемами угасания звука и нарастания звука в такой выраженности, какой не было даже у великих Доминго или Паваротти, которых по богатству тембра Кауфман иногда, кажется, и превосходит. Тонкие актерские умения вкупе с удивительной одухотворенностью, что совсем уж редко для оперной сцены, сделали его дебют в 2006 году чрезвычайно громким, а его самого — звездой необычайно яркой. Если мера искренности, которая слышна в записях, скажем, вагнеровского «Лоэнгрина» или чего-нибудь из Рихарда Штрауса и Верди, не заслонится ненужной концертной мишурой или вообще идиотским гламуром места — внешность и харизма позволяют, а билеты кусаются — концерт обещает быть что надо.

Рублево-Успенское ш., 114/1. Начало в 19.00

В Молодежном театре (РАМТ) 28 ноябряспектакль худрука театра Алексея Бородина «Участь Электры» по трилогии Юджина О’Нила «Траур Электре к лицу». «Отец» американской драмы, ее родоначальник и реформатор, лауреат Нобелевской премии по литературе и четырежды лауреат Пулитцеровской премии, О’Нил положил в основу трилогии о жизни нескольких поколений семьи Мэннонов древнегреческий миф о микенской царевне Электре, убившей свою мать за то, что та отравила своего мужа и отца Электры. «Участь Электры» — это трагедия столкновения человека с собственной судьбой, фатальная история семьи, разрушенной страстями, история любви и мщения, надежды и рока. В обстоятельствах, из которых нет выхода, герои О’Нила отчаянно пытаются вырваться за пределы судьбы, за пределы себя. РАМТ сохранил форму трилогии — спектакль идет в трех действиях.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00

Наследство Мендельсона

Гений Мендельсона-композитора проявился очень рано: к 14 годам он был уже автором ряда вполне мастеровитых, не без оригинальности написанных партитур. В стиле юного музыканта отчетливо чувствовалось как влияние полифонического мышления его кумира, Иоганна Себастьяна Баха, так и «буря и натиск» времени романтизма, окрашивающие его концерты, камерные ансамблевые опусы в поэтические и страстные тона. 27 ноября за наследие немецкого композитора возьмется молодежный оркестр Veritas и дирижер Максим Емельянычев, удивительным образом напоминающий молодого Мендельсона ранним проявлением разнообразных талантов: он и пианист, и клавесинист, и исполнитель на старинном духовом инструменте корнет, и в то же время дирижер, смело берущийся за самые сложные современные партитуры. Вместе с ним и Veritas на сцену Московской консерватории выйдут признанные мастера отечественной школы — пианист Владимир Овчинников и скрипач Андрей Винницкий. В программе: концерт для скрипки с оркестром ре минор, октет для струнных ми-бемоль мажор и концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра ре минор.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют!

28 ноября в Москве случится настоящий адский трэш — турнир чемпионата мира по шахбоксу. Что это такое, спрашиваете вы себя? Это нынче как бы вид спорта, гибрид, как следует из названия, шахмат с кулачным боем, призванный, по всей видимости, прилюдно доказать, что они, боксеры, в нее, голову, не только едят. Идея из романа «Холодный экватор» француза Энки Билала, родившаяся более двадцати лет назад, нашла, таким образом, воплощение в XXI веке, да не просто так, а со всеми атрибутами большого профессионального спорта — Всемирной организацией шахбокса (WCBO), весовыми категориями спортсменов и чемпионатами мира. Вот один из последних и состоится в Изестия-Hall'е: восемь атлетов в четырех весовых категориях побьются за возможность быть названным «самым умным и сильным человеком на планете», а также получить чемпионский титул. Главными боями шоу станут схватки с участием действующих чемпионов в тяжелом и полутяжелом весе по версии WCBO — россиянина Николая Сажина и белоруса Леонида Чернобаева. На ринге спортсмены чередуют трехминутные раунды «быстрых шахмат» с трехминутными же боксерскими раундами. Соревнование длится 11 раундов и включает 6 раундов шахмат и 5 раундов бокса, между которыми дается пауза в 1 минуту для смены поля игры. Победа достигается нокаутом, техническим нокаутом, матом, сдачей противником шахматной партии или просрочкой им шахматного времени. В общем, это надо видеть.

Пушкинская пл., 5. Начало в 20.00

«Эгопойнт» — работа ведущей танцовщицы Staatsballet Berlin Надежды Сайдаковой, созданной в тесном сотрудничестве с английским трансовым музыкантом Люком Слейтером и художником-постановщиком Еленой Лукьяновой. В основе спектакля — личный опыт и переживания хореографа. В нем нет конкретного сюжета, и действие разворачивается в абстрактном пространстве человеческих взаимоотношений. Это сложносочиненный танец поиска гармонии между сумасшествием каждодневной жизни и глубоким желанием самопознания человека, который стремится к внутреннему равновесию, но точка равновесия едва ли достижима. 23 ноября на сцене Театра Наций.

Петровский пер., 3. Начало в 19.00

Привычка творить

22 ноября в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» состоится премьерный — с точки зрения проекта «Британские спектакли на большом экране» — показ спектакля «Привычка творить искусство» лондонского Королевского национального театра по пьесе Алана Беннета с безвременно ушедшим в марте Ричардом Гриффитсом в главной роли. (Последний широко известен российской публике как дядя Вернон Дурсль в «Гарри Поттере».) Дата показа была выбрана не случайно: в этот день исполняется 100 лет со дня рождения великого британского композитора Бенджамина Бриттена, который и является центральным героем спектакля. Сочиняя новую оперу «Смерть в Венеции», Бриттен обращается за советом к своему старому другу и бывшему коллеге, поэту Уистену Хью Одену. Это их первая (и вымышленная) встреча за последние 25 лет, и на ее протяжении два гения обсуждают вопросы искусства, излагают свои взгляды на жизнь, поэзию и музыку. Однако они не единственные участники этой встречи — за происходящим наблюдают еще несколько человек, в числе которых их будущий биограф и юноша с автобусной остановки.

Комсомольский пр-т, 21/10. Начало в 19.30

Самый крупный, энергичный и разнообразный Фестиваль современной японской культуры, в котором принимают участие творческие люди из России и других стран, состоится 23 и 24 ноября в концертном зале «Космос». В основе концепции J-Fest'а — три принципа: отображение многообразия современной Японии, качество отображения и отображение для всех возрастов. Поэтому программа фестиваля, которую, к слову, можно найти здесь: http://j-fest.org/schedule, обширна и включает в себя все что угодно. Например, демонстрацию кюдо — японского боевого искусства стрельбы из лука — и дистанционный курс манга с японской художницей Юри Такаги; мастер-класс Хидеки Морикава, шеф-кондитера «Азбуки Вкуса», и фестиваль медийных искусств Агентства по делам культуры Японии; визит настоящей гейши Кикукава-таю, самой молодой из четырех ныне здравствующих киотских Таю — избранных королев поколения, обладающих безупречной внешней красотой, глубоким умом и образованием; и персональную фотовыставку Такэо Акиямы «Токио: улицы города эпохи Сёва»; лекцию Сатору Мацумото, директора Ассоциации японской анимации, для любителей сборных моделей и яркое шоу «лолит» — представителей стиля Gothic&Lolita из Москвы; разумеется, японскую кухню и многое-многое другое. Всем фанатам Страны восходящего солнца посвящается.

Пр-т Мира, 150

Не успел отбыть из Москвы амстердамский Concertgebouw, номер один среди мировых оркестров по версии британского издания Gramophone, как все девять симфоний Бетховена в столицу привозит Венский филармонический оркестр, старейший академический коллектив Европы — с почти двухвековым сундуком традиций и историей, которой хватило бы на двести оркестров. С 1933 года венские филармоники не имеют главного дирижера, работая с приглашенными маэстро, среди которых были Вильгельм Фуртвенглер, Артуро Тосканини, Карл Бём, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн, Карло Мария Джулини, Георг Шолти. Сегодня звездным — без малейшей натяжки — составом дирижирует немец Кристиан Тилеманн, чьи интерпретации немецкой музыки эпохи романтизма, как оперной, так и концертной, считаются образцом для подражания во всем мире. 23 ноября в Концертном зале имени Чайковского оркестр исполнит симфонии №№1, 2 и 3. Днем позже прозвучат симфонии №№8 и 9 Людвига ван Б.

Ул. Тверская, 31/4. Начало концертов в 19.00

Босниец Горан Брегович прорвался из безвестных югославских рокеров в популярные у широкой интернациональной публики композиторы, оседлав с конца 1980-х цыганскую волну фильмов Эмира Кустурицы. Музыка из «Времени цыган» и «Андеграунда» зацепила регулярные европейские души близостью к земле, задорностью и задиристостью, годилась для танцев и выпивки, напоминала о корнях. В России Брегович ― неминуемо частый гость, но плодовитость балканского маэстро гарантирует, что каждая его гастроль не обходится без заметного информационного повода. На сей раз это Champagne for Gypsies ― прошлогодний альбом Бреговича, постсоветское турне в поддержку которого продлится целый месяц и торжественно финиширует в «Главклубе»(http://www.glavclub.com/msk/afisha/71.html#/71.html).

Бойкую балканскую цыганщину будут ждать в «Главклубе» 28 ноября. И Брегович ее, конечно, выдаст по полной со своим Свадебно-похоронным оркестром, основу которого составляет сербский брасс-бэнд, дополняемый исполнительницами болгарских народных песен, струнной секцией, мужским хоровым секстетом, приглашенными вокалистами и перкуссионистами. Но, как ни странно, эта часть сет-листа Бреговича ― слабая: его медно-духовые экзерсисы с приплясом не идут ни в какое сравнение с подлинной изобретательностью и артистичностью таких мэтров жанра, как румынский оркестр Fanfare Ciocarliaили, скажем, сербский Boban Markovic Orchestar. Вроде все на месте, вполне себе зажигательно, но чего-то не хватает, какой-то сути. Оригинальный голос музыка Бреговича обретает, когда цыганщина отходит на второй план, уступая место более причесанным формам вроде вкрадчивой In The Deathcar из «Аризонской мечты» Кустурицы же и исполнявшейся в фильме Игги Попом, или кавера на Ya-Ya, игривый хит Ли Дорси из начала 1960-х. Именно в их правильности них нет-нет да и проступит что-то из родоплеменного создания, какая-то сокровенная первобытность, за которую, собственно, и любят балкано-цыганские дела.

Ул. Орджоникидзе, 11, стр. 1. Начало в 20.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow