Сюжеты

Добро, которому цены нет

«Лавка радостей» — это магазин, созданный, чтобы помогать

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 22 ноября 2013
ЧитатьЧитать номер
Общество

Елизавета КолесниковаКорреспондент-стажер

 

«Лавка радостей» — это магазин, созданный, чтобы помогать

 

Первый московский благотворительный магазин «Лавка радостей» — это не торговая площадка. Здесь можно найти предметы интерьера, аксессуары, бижутерию и одежду известных люксовых брендов или ручной работы. Каждый посетитель оценивает вещи самостоятельно и делает добровольный взнос, размер которого определяет сам, а понравившуюся вещь забирает не как покупку, а как подарок. Собранные лавкой средства идут на благотворительные цели: на лекарства, образовательные программы и семинары, популяризацию и развитие благотворительности, на работу с волонтерами...

«Лавка радостей» была создана в августе 2012 года благотворительным собранием «Все вместе», включающим на сегодняшний день 36 различных благотворительных фондов и организаций.

— Изначально мы жили в гостях у галереи «Пространство кукол» Светланы Пчельниковой в Ветошном переулке, — рассказала управляющий проекта «Лавка радостей» Ольга Анохина «Новой газете». — Но гости должны когда-то заканчиваться.

Сейчас у «Лавки радостей» нет своего помещения. Авторы проекта обращались за помощью в Москомимущество, но поскольку «Лавка» не имеет статуса юридического лица, то помещение для нее городом выделено быть не может.

— Мы не просто торговая площадка, — заявляет Ольга. — За рубежом существует такое понятие, как «социальное предпринимательство», и именно им мы, по сути, и занимаемся. Если благотворительность — третий сектор экономики, то социальное предпринимательство — четвертый.

На сегодняшний день вопрос социального предпринимательства у законодателей в разработке: Медведев дал поручение подготовить поправки в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», чтобы определить предпринимательскую деятельность, осуществляемую для оказания социальных услуг.

Пока «Лавка радостей» ищет постоянную крышу над головой, сейчас увидеть ее можно на городских маркетах и фестивалях — Seasons, «Ле Пикник», «Ламбада-маркет», «Райские яблоки», Fashion Bazaar. Несмотря на подвешенное состояние, лавка проводит и свои собственные благотворительные маркеты: фестиваль «День радости» при поддержке более чем 20 благотворительных фондов состоялся в июне этого года на Винзаводе, а еще один маркет планируется 30 ноября в кафе «Март», которое нередко бесплатно предоставляет пространство своей оранжереи для различных благотворительных мероприятий. В рамках готовящегося маркета будет проведена благотворительная лотерея, спонсорами мероприятия выступили журнал «Аллюр», компания Philips, шоу-румы Мити Веселкова и Lady May.

— Вот так, с миру по нитке организовываются благотворительные мероприятия, — рассказывает Ольга. — «Лавка радостей» разрушает миф о том, что благотворительностью могут заниматься только обеспеченные люди.

Принципы работы самой «Лавки радостей» просты.

— В качестве подарков мы принимаем предметы интерьера некрупных размеров, аксессуары, бижутерию, одежду, — перечисляет Ольга. — Одежда у нас разнообразная, но в настоящих условиях, не имея ни помещения, ни склада, мы стараемся принимать либо абсолютно новую одежду, либо вещи дорогих, премиальных брендов — это то, что можно реализовать за 4-5 часов работы.

Главный критерий отбора вещей — они должны быть подарком: без отбитых краешков, без повреждений, пятен... «Нам не нужны вещи, которые уже не подарок, но еще вроде можно носить», — поясняет Ольга. Такие вещи нуждаются в утилизации, а «Лавка радостей» такой возможности не имеет. Договора с какой-либо московской перерабатывающей компанией магазину заключить не удалось, поэтому деятельность лавки направлена главным образом на сбор средств. Этим московский благотворительный магазин существенно отличается от питерской сети «Спасибо!», где вещи собирают не только для реализации в магазинах, но также для помощи бездомным и утилизации.

— Очень хочется, чтобы каждый, кто заходит к нам, находил для себя что-то, — признается Ольга. — А заходят в лавочку разные люди: студенты, особенно с журфака МГУ, врачи, бизнесмены, школьники... У нас как-то раз женщина увидела обычные стаканчики, ничем для нас не примечательные, но для нее они оказались связаны с приятными воспоминаниями из прошлого. Она купила их за сумасшедшие, по нашим меркам, деньги. А самым дорогим приобретением в магазинчике был обычный кусочек мыла, за который посетитель заплатил 30 тысяч рублей.

Разнообразие вещей в лавке объясняется разнообразием дарителей. Магазину дарили и наряды на Хеллоуин, и свадебное платье, и таджикские национальные подушки, и шапочки всех народов мира, и старинную вязальную машинку...

— Однажды друзья привели в магазинчик мальчика из Израиля, и его настолько потряс этот проект, что он снял с себя значок и положил в общую коробочку, — вспоминает Ольга. — Значок вызвал дикий восторг у студентов-эмгэушников, они даже устроили фотосессию.

Часть вещей попадает в лавку от мастеров — это вещи ручной работы, часть приносят люди, которые хотят помочь проекту, а что-то предоставляют различные магазины и шоу-румы. Духи и косметику, которые хорошо расходятся на маркетах, предоставляют лавке глянцевые журналы, а некоторые бренды отдают сюда свои выставочные образцы, которые не подлежат продаже. Правда, в лавку, как правило, не принимают книги и игрушки, так как они занимают много места.

Хотя точных цен в магазине не установлено и сумма пожертвования остается на совести посетителей, Ольга отметила, что в российской действительности такая схема не всегда работает.

— К моему огромному сожалению, вариант «торговли» без цен — это утопия, люди психологически не готовы к такому испытанию, — рассказывает Анохина. — Некоторые восприняли лавку как место для халявы. Получается обесценивание подарков — а порой это очень дорогие вещи, что сильно обижает дарителей.

Сейчас организаторы «Лавки» ищут выход из сложившейся ситуации. Хотя все вещи в магазинчике — не товары, а подарки, авторы проекта надеются, что люди будут делать взносы, приблизительно равные стоимости понравившихся им вещей. А чтобы посетители могли сориентироваться, на вещах попробовали указывать приблизительную их стоимость.

— Безусловно, эти цифры корректируются, — говорит Ольга, — кто-то платит больше, кто-то меньше, чем мы указываем, и это нормально. Мы за большие и малые радости.

— Основная цель работы лавки — поиск людей, которые готовы отдавать, но не знают, куда пойти и где они нужны, — делится Ольга. — К нам приходило много людей, которые говорили: «Я могу делать то-то. Как я могу помочь?» В «Лавке» должны отвечать на такие вопросы! В магазине мы можем привлекать людей к работе в фондах благотворительного собрания, а ведь они очень разные: кто-то помогает хосписам, кто-то детям, одиноким старикам и т.д.

Весь этот проект — о помощи и для помощи. Даже название его символично — «Лавка радостей»: радость не просто в покупке, в приобретении безделушки для себя. Радость и в том, что каждый, кто переступает порог магазина, помогает: кто-то дарит подарки, кто-то покупает, а кто-то приходит поработать волонтером. И этот вариант помощи доступен для всех.

— Очень хочется верить в возможность таким простым способом объединять людей в добрых делах, — говорит Ольга. — Мы хотим сделать сеть, чтобы подобных лавок было много, мы готовы помогать тем, кто пойдет за нами. Но на данном этапе мы сами просим помощи!

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera