СюжетыКультура

Калужская грязь на Лестер сквер

Как русские в Лондоне искали человека

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2013
Читать
Современное российское кино в Британии практически не показывается. Хотя у фильмов из России есть свой зритель, прежде всего сформированный ежегодными смотрами отечественного кино, инициированными «Академией Rossica» уже в седьмой раз.

Современное российское кино в Британии практически не показывается. Хотя у фильмов из России есть свой зритель, прежде всего сформированный ежегодными смотрами отечественного кино, инициированными «Академией Rossica» уже в седьмой раз.

Александр Кан, обозреватель Русской службы Би-би-си. Активный участник кинофорума с его основания, знаток питерского рока представлял в Британии документальный фильм «Небо под сердцем», посвященный программе Юрия Шевчука «Иначе». Кан в красках рассказывал публике о Шевчуке, экстраординарном поэте, музыканте взрывного темперамента, трибуне и философе. Все это происходило в легендарном кинотеатре Imperial на Лестер сквере, нарядном арт-деко в центре старого Лондона, по соседству с блистающей соцветиями Пикадилли. Когда-то Король Карл приказал лорду Лестеру построившему громадный дом, держать эту часть земли открытой для всех. Вот и кипит здесь жизнь круглосуточно, прохожих зазывают казино, театры, клубы. Толпы собираются вокруг уличных музыкантов, циркачей, лицедеев.

В Imperial когда-то вместе с первыми коммерческими показами братьев Люмьер — обретало жизнь техническое чудо «движущихся изображений». С тридцатых здесь проводятся главные мировые премьеры.

Жителю Соединенного королевства не просто понять «мета-мета-метафоризм» питерского «музыканта Юры». Камера пытается передать хотя бы толику живого магнетизма «концерта-разговора» со своей аудиторией. На экране «ХХYII съезд КПСС» — монументальное ало-стяговое единодушие отплывает и рушится-рассыпается на глазах: прощай ХХ век, да здравствует ХХI! «Мне бы только найти свое я!», — несется над головами и поднятыми руками хриплый голос. «И мне не много нужно, лишь свобода остаться самим собой». Шевчук пшикает в рот из пульверизатора лекарство, останавливая астматический приступ, и вновь хрипит в микрофон. Тут же дает указание режиссеру: «Да не надо этой чрезмерной мишуры, мельканья света – тут про другое». Цель программы вытащить из человека — человека… После показа фильма зрители интересуются, трудно ли в России при нынешней цензуре петь столь откровенные тексты.

Александр Кан — профессиональный переводчик пытается по мере сил рассказать о русском рок-н-роле. Когда в британских новостях дают синхрон Путина, наш президент по—английски говорит голосом Кана. Живет он в Лондоне 17 лет. Хотя признается, что до сих чувствует себя чужим среди своих. Считает нынешний седьмой кинофорум переломным, здесь впервые работает профессиональное жюри, которое возглавляет сам Йос Стеллинг.

На показах российского кино, как и на прочих гастрольных кинонеделях, публика делится примерно поровну: «наши люди» в Лондоне и британцы. Год от года эти пропорции меняются. Все зависит от «моды на Россию», политических событий и конечно же качества кино. В этом году главным фильмом смотра безусловно был «Географ, который глобус пропил». Три аншлаговых показа, билеты распроданы заранее. На фильм собирались большей частью бывшие соотечественники. Потом больше часа не расходились, делились впечатлениями, обсуждали кино, Россию, политику.

Среди пожеланий киносмотру — набрать «вес» и стать заметным явлением в жизни Лондона. Организатор кинопоказа «Академия Rossika» и ее глава Светлана Аджубей прилагают усилия, но все знают, насколько пресыщен Лондоне культурными событиями. Ноябрь переполнен кинопоказами, параллельно с нашим в Лондоне проходили смотры французского, еврейского, корейского кино.

Джошуа Хис — вышколенный, отменно воспитанный британский юноша. На форуме русского кино работает волонтером с английской ответственностью и серьёзностью. Интересуюсь, зачем ему русское кино? Рассказывает, что все началось с конкурса на лучший литературный перевод, который в туманном Альбионе проводит «Rossika». А до этого Джошуа, студент русского отделения Кембриджа взахлеб читал Достоевского и Толстого, изучал труды, лекции Митрополита Антония Сурожского. Увлекся всерьез парень православной теологией. В следующем году собирается в Россию, углублять познания в православии. Боюсь, разочарует его встреча с официальной церковью…

Джошуа отвечает за контакты с британской прессой. О русской кинонеделе пишут «Financial times», «Independent», «The Daily Telegraph». Обзоры в солидных изданиях обеспечивают интерес к русскому кино. Но Джошуа считает, что и выходцам из России, которых год от года в Лондоне все больше, необходимо ощущать ток русской жизни.

Волонтеров много, даже больше, чем нужно. По словам Светланы Аджубей, именно эти студенты, работающие на фестивале, сохранят интерес и понимание другой культуры. Зрители пришли и ушли, а ребята, проведшие здесь неделю, приобретают уникальный опыт общения с интересными гостями из России, более близкого ощущения страны, ее жизни.

Одно из центральных событий кинофорума — благотворительный вечер фонда «Подари жизнь». Сначала показ культового в девяностых фильма «Страна глухих». Картину представили актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун, рассказали о работе Фонда о необходимости пополнять бюджет, потому что средств на дорогие лекарства больным детям не хватает. На экране героиня Чулпан ради спасения подруги приходит к криминальному авторитету просить денег. «Я не хотел, чтобы ты приходила ради денег» — отвечает авторитет (Максим Суханов). «Мне не к кому больше идти!» После аншлагового показа не ушел ни один человек. Зрители расспрашивали актрис про фонд, про фильм — как выучили язык глухих, про жизнь. Одна женщина сказала: «Фильм нисколько не устарел, большая человеческая драма трогает до слез. Спасибо вам за то, что вы такие же сумасшедшие как на экране».

У дверей в зал — коробка из оргстекла: кэш бокс, для пожертвований. Входя в зал Чулпан с Диной сами бросают деньги, чтобы у «коробки» не было «сиротского» вила. Актрисы говорят, что «Подари жизнь» для них такая же территория творчества, как кино. Они отдали Фонду свои имена, и не разделяют свою работу на «организационную» и «творческую». «Для меня важно, — говорит Светлана Аджубей, — что творческие люди своей харизмой, любовью поддерживают давние русские традиции милосердия. Культура меняется, но остается актуальной сверхзадача — творить благо, помогать больным и обездоленным. «Rossika»взаимодействует с двумя фондами. Помимо «Подари жизнь» — «Русфонд», организация основанная 15 лет назад, собирающая деньги на лечение конкретного ребенка. Сейчас в Лондонских клиниках благодаря «Русфонду» лечится семеро ребят.

Каждый год на неделе российского кино зрителям раздают карточки с двумя вопросами: оцените фильм и назовите ваш родной язык. Любопытно, насколько по—разному англичане и русские оценивают картины.

Русская аудитория многослойна. Но одно из характерных качеств наших соотечественников — забота о репутации. Как—то здесь после показа «Девственности» Виталия Манского чуть в клочки не разорвали: «Кто вам дал право порочить образ русской женщины? Нас и так тут проститутками считают! — негодовали ухоженные дамы в бриллиантах. В этом году неделя кино открывалась фильмом Таисии Игуменцевой «Отдать концы». Часть русской аудитории демонстративно покидала зал во время показа: «Зачем вы привезли нам эту калужскую грязь!» Видимо, из-за этой самой грязи, они родину и покинули, а она и тут их настигла. То же было после показа фильма Хлебникова «Пока ночь не разлучит». Болезненную реакцию пыталась нивелировать актриса Маша Шалаева. «Где вы видели таких самодовольных русских?» — самодовольно вопрошали банкирские жены, требующие, чтобы экран «отражал», сколь они и их экс-родина величественны, исключительны. Это вопрос их зарубежного социального статуса. Пришлось Аджубей, объяснять, что и европейцы, и британцы ценят в людях способность смеяться над собой. Английская часть аудитории зааплодировала.

Впрочем, кинофорум ориентируется прежде всего на европейский контекст и молодую, более открытую часть аудитории, которая год от года разрастается. Это многонациональные young professionals — молодые профессионалы, интегрированные в британскую жизнь, социально активные, восприимчивые к поиску, живущие не прошлым – настоящим, жаждущие смыслов.

Идея российского киносмотра была на поверхности, — говорит Светлана Аджубей, — 15 лет назад вместе со славистами из Кембриджского и Лондонского университетов мы создали нашу академию с целью представлять и распространять современную русскую культуру. Начали издавать журнал, проводить художественные акции, конференции. Дошло дело и до русского кино, которое в Британии было терра инкогнито. Сегодня здесь смотрят «Интимные места», «Трубу», «Стыд», «Зеркала».

На пресс—конференции Робби Коллина, известного своими язвительными текстами обозревателя «The Daily Telegraph» спросили, почему он согласился работать в жюри. «Для кинокритика, посещающего фестиваля класса «А», — ответил он, — подобного вопроса не существует. Вижу регулярное присутствие российских фильмов на мировых киносмотрах, среди них встречаются работы отменного качества. То что, то что они не попадают в наш прокат — наша беда и проблема. Кино объясняет нам, что происходит не только с искусством, но с обществом, с людьми в других странах».

«В этом году появилось ощущение, — говорит Светлана Аджубей, — что постепенно мы становимся органической частью насыщенного лондонского культурного календаря. Вы видели сколько англичан было на открытии? Мы активно сотрудничаем с британским киноинститутом, Лондонской киношколой, Британской национальной школой кино и телевидения, ведущими университетами». Поэтому зрителей столько студентов, да и в самих университетах проходят показы и дискуссии с российскими режиссерами.

Вера Кричевская представила фильм «Гражданин поэт. Прогон года». Через оптику лихого концертного проекта авторы фильма пытаются взглянуть на события современной России. В кадре харизматики: Васильев, Быков, Ефремов, Максим Ковальский. Сатирическое шоу чем—то напоминает рождённый в Британии и все еще популярный стендап. Наши «комедианты» — вроде бы валяют Ваньку на сцене и за кулисами, при этом ясно артикулируют ощущение тотального разложения общества. Они на это осмелились. Они рискнули.

Только что рожденный приз «Лондонский Лев» по решению британского жюри достался авторскому опусу «Зимний путь», дебюту Сергею Ткачеву и Любови Львовой. Напряженная драма о взаимопритяжении юношей из разных социальных слоев: рафинированного консерваторца и одичалого гопника. Изысканное изображение фильма обеспечено ювелирной работой оператора Михаила Кричмана, (постоянного соавтора Андрея Звягинцева). Помимо Льва из стекла, «Зимний путь» получил и ограниченный прокат в Британии. Вот и славно. На родине фестивальной картине об отношениях героев одного пола прокат вряд ли светит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow