СюжетыОбщество

Зеленые «Кресты»

Экологи c «Арктик Санрайз» выходят на свободу

Этот материал вышел в номере № 131 от 22 ноября 2013
Читать
Экологи c «Арктик Санрайз» выходят на свободу
Изображение

Жены приникают к тонированному стеклу — из предбанника питерского СИЗО «Кресты» оно выглядит, как зеркало, но если прижаться вплотную, видно происходящее на КПП. Там Денис Синяков и Андрей Аллахвердов отвечают на вопросы людей в форме, берут баулы с вещами и наконец выходят, сразу оказываясь в объятиях супруг.

Суд решил отпустить их под залог еще в понедельник, и с тех пор адвокаты пытались внести необходимые 2 миллиона рублей, что оказалось непросто: специальный счет для этого случая не знали даже в судебном департаменте. А дать отмашку администрации изолятора судьи и следователи могли, лишь имея подтверждение о переводе от казначейства. «Сажать людей СК умеет, а выпускать — не очень», — заметил адвокат Синякова Вячеслав Тенишев. Залог как мера пресечения используется исключительно редко.

Синяков вышел за порог СИЗО и был встречен доброй сотней камер. Он рассказал, что отправляется в Следственный комитет узнать, может ли забрать изъятую технику. Фотограф пообещал, что будет продолжать сотрудничать с некоммерческими организациями, в том числе с Greenpeace и «Врачами без границ». На вопрос, было ли тяжело в СИЗО, ответил, что бытовые условия его не испугали: «Страшно, что в тюрьме тебя перестают считать за человека». Журналисты, клубком собравшись вокруг Синякова, проводили его с женой до машины, бросив вышедшего из изолятора Аллахвердова. Если Синяков за время ареста отрастил неровную бороду, то глава пресс-службы российского Greenpeace был выбрит подчеркнуто аккуратно: его, седовласого и в очках, вернувшиеся к входу корреспонденты даже не признали за бывшего узника «Крестов». Телевизионщики даже пытались отодвинуть удивленного Аллахвердова из кадра, записывая комментарий адвоката. Чуть позже Андрей, взяв за руку жену Веронику, тоже ушел в сторону от мрачного изолятора.

За углом, из женского СИЗО №5 отпустили судового врача Екатерину Заспа. Она, смущаясь, закрывала руками лицо на всем пути до двери машины и своего мужа смогла обнять, лишь оказавшись внутри. Предыдущим вечером здесь первой из всех отпустили матроса-бразильянку Ану Паулу. Она вышла из изолятора с англоязычным плакатом «Спасите Арктику», но тоже не стала разговаривать с журналистами.

Пресс-секретарь экологов рассказала, что Ана расслабилась лишь наутро — после небольшой вечеринки с пивом, получив возможность выспаться.

Ожидается, что в ближайшие дни под залог отпустят всех оставшихся в СИЗО активистов. В обоих судах, определяющих меру пресечения по делу экологов, слышен веселый говор на нескольких языках: и сотрудникам консульств, и друзьям, и коллегам, приехавшим поддержать арестантов, ясно, что отпустят всех — в среду решено было отпустить даже капитана судна, который, с точки зрения следствия, должен нести основную вину. Ясно это и конвою, поэтому полицейские ведут себя гораздо мягче, чем в первый день судов, и больше не выстраиваются вокруг клетки сплошной стеной. В зале суда голландка Файза Аулахсен через решетку обнимается с приехавшим из Амстердама коллегой по Greenpeace и через решетку же дает интервью голландским и английским каналам: «Первое, что я сделаю на свободе, — хорошенько поем и позвоню родным, с которыми не говорила два месяца!» Но пока все обвинения не будут сняты, праздновать нечего, считают в Greenpeace.

Судам осталось определить меру пресечения для трех человек. Радист Колин Рассел — единственный, кому продлили арест, его дело рассматривали раньше всех. Впрочем, возможно, его выпустят по апелляции — жалоба уже подана, и заседание пройдет через неделю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow