КолонкаПолитика

Скорби час, потехе время

Теленеделя с Ириной Петровской

Этот материал вышел в номере № 131 от 22 ноября 2013
Читать
Изображение

«Вести недели» сразу после авиакатастрофы пожелали зрителям хорошего вечера

«Добрый вечер», — поприветствовал зрителей ведущий воскресной программы «Вести недели». И соврал, конечно. Вечер выдался не просто «недобрым», а жутким, но ни один мускул не дрогнул на гладком безмятежном челе ведущего, словно он и впрямь не знал, что полчаса назад в аэропорту Казани разбился пассажирский самолет.

Мог ли ведущий итоговой информационной программы главного государственного канала «Россия 1» не знать о только что случившейся трагедии? Теоретически — мог, разумеется, хотя сообщение о казанской авиакатастрофе появилось на лентах информагентств примерно за десять минут до выхода «Вестей недели» в эфир, и коллеги Киселева с родственного канала «Россия 24» буквально через несколько минут после этого переверстали воскресную сетку и начали информировать зрителей в режиме нон-стоп. Почти сразу же вступили на многочасовую информационную вахту и «Москва 24», и совсем недавно народившийся сетевой канал Life News, опередивший большинство «больших» каналов и по оперативности, и по эксклюзивности информации. Прервали плановый эфир каналы «Звезда» и РБК, и только «Вести недели» не стали ничего менять в своем первоначальном сценарии.

Что же помешало Киселеву и его команде хотя бы бегущей строкой оповестить аудиторию о случившемся в Казани? Может быть, либералы, накинув на шею ведущего свою белую ленту как удавку, не дали ему слова сказать? Или коварные геи держали его за… горло, лишая голоса? Или он сам, щеголь и франт, занятый перед эфиром гримом, примеркой костюма и подбором к нему галстука, а также репетируя свои проходы по студии с эффектным заламыванием рук, проглядел-прошляпил самую главную новость вечера? Тайна сия велика есть, но скорее всего ларчик просто открывался: не было команды сверху. Не было указания, как именно рассказывать об очередной трагедии, случившейся в России. В общем-то, и информации с места трагедии еще толком не было, но профессионалы с других каналов мгновенно кинулись собирать ее по крупицам, и только «Вести недели» все чего-то ждали. А естественные профессиональные инстинкты штатные пропагандисты, как показывает практика, начисто утрачивают. Вместе с естественными человеческими чувствами и свойствами.

На 32-й (!!!) минуте выпуска ведущий в нескольких словах оповестил зрителей о катастрофе, пообещав к концу программы «сообщить дополнительные уточнения». И картинно повернувшись, продолжил: «Далее в программе — «Как добропорядочные американские семьи противостоят натиску ЛГБТ-лобби»… Реклама на канале «Россия». Спустя еще почти полчаса (примерно на 58-й минуте) он на пару минут вернулся к авиакатастрофе, сообщив, что погибли все, что президент Путин уже распорядился создать правительственную комиссию, а официальный представитель МЧС по телефону рассказала, что на 22.30 назначено совещание всех служб. «Ну и к другим темам, — бодро продолжил Киселев. — Гримасы европейской толерантности».

В эти же самые минуты на Первом канале стартовало «Воскресное время» с Ирадой Зейналовой. Понятно, что у конкурентов «Вестей» было чуть больше времени на подготовку главного сюжета, хотя понятно также, в каком авральном режиме коллектив «Воскресного времени» переверстывал уже готовый выпуск. Но за этот весьма короткий период журналисты установили телемост с Казанью и своим тамошним корреспондентом Светланой Костиной, проработавшей потом бессменно в казанском аэропорту более суток, сообщили телефоны горячей линии, связались по телефону с представителем МЧС, нашли и расспросили пассажирку, прилетевшую тем же самолетом из Казани в Москву за несколько часов до трагедии, рассказали о технических характеристиках «Боинга 737» и только после этого перешли к другим темам программы, пообещав возвращаться к теме по мере поступления информации.

«Вести недели» меж тем, разобравшись с гримасами толерантности и американскими геями, вернулись к теме авиакатастрофы аж на 94-й минуте. И снова — ни прямых включений, ни связи с собственными корреспондентами на месте события, хотя журналисты «России 24» все это время выходили в прямой эфир у себя на канале и выводили в этот эфир представителей различных служб, работавших в аэропорту Казани. Зато Киселев, напустив на лицо скорбную мину, «зафиналил» тему: «Это большая беда России и Татарстана. Это момент, когда особенно важно чувствовать, что мы вместе скорбим и молимся… Президент Путин выразил соболезнование родным и близким погибших».

После этого он эффектно развернулся на другую камеру и, сбросив с лица маску скорби, бодро и даже весело доложил: «На этом закругляемся… Хорошего вечера!»

«Хороший вечер» продолжился очередной мелодрамой, и лишь в 23.30 канал «Россия 1» продолжил тему в программе Владимира Соловьева «Воскресный вечер», где в прямом эфире наконец вышел на связь корреспондент из Казани, а потом эксперты в студии по горячим следам обсудили первые подробности и версии происшедшего.

А Ирада Зейналова в финале «Воскресного времени» объявила: «В сложившихся обстоятельствах мы приняли решение не показывать сегодня КВН. Вместо этого смотрите драму «Дом». И что тут началось в соцсетях! «Где КВН? На хрен мне ваш «Дом»?»; «Почему у меня вместо КВН по телику идет какая-то …я?»; «Ну, …ть, я столько ждала КВН, и тут — на тебе!» — такие отклики возмущенных зрителей вызвали оторопь у тех пользователей интернета, которые с ужасом и болью внимали поступавшей из разных источников информации с места крушения самолета. Хотя… какой другой реакции можно было ожидать от тех, кого взрастило все то же ТВ с его цинизмом, сервильностью и совершенным равнодушием к чужому горю в моменты, «когда особенно важно чувствовать, что мы вместе скорбим и молимся». Скорби — час (а то и несколько минут), потехе — время. И даже когда хотят как лучше, получается как всегда. В целом на удивление деликатный понедельничный выпуск программы «Пусть говорят», посвященный казанской трагедии, то и дело прерывался бодрой оптимистичной рекламой. «Мы скорбим вместе с вами», — с искренним чувством говорил Андрей Малахов после показа фотографий погибших на фоне пронзительной музыки. А встык к нему после веселой отбивки реклама соблазняла шоколадом «Феличита», призывая потребителя: «Живи счастливыми моментами». Скорбь рекламе не помеха.

P.S. Но вот что самое поразительное. За весь вечер и часть ночи, которые я провела у телевизора сразу после трагедии в Казани, я даже и не вспомнила, что есть еще один федеральный канал, который, по идее, должен был оперативнее других откликнуться на событие. Тот самый канал, который когда-то гордо провозгласил: «Новости — наша профессия!» Оказалось, правильно сделала. НТВ вообще не стал париться и переверстывать воскресный эфир, не дав ни одного спецвыпуска новостей на Москву, откуда в Казань вылетел тот роковой рейс. Так что «Вести недели» — еще не худший вариант. Типичный.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow