СюжетыОбщество

Защитникам Арктики заменили арест на залог

Продление ареста по просьбе следствия — дело заурядное, особенно по обвинениям с политическим привкусом. Тем сенсационнее решение питерских судей в отношении экипажа Arctic Sunrise. К моменту публикации текста семь из восьми вердиктов — в пользу защиты.

Этот материал вышел в номере № 130 от 20 ноября 2013
Читать
Продление ареста по просьбе следствия — дело заурядное, особенно по обвинениям с политическим привкусом. Тем сенсационнее решение питерских судей в отношении экипажа Arctic Sunrise. К моменту публикации текста семь из восьми вердиктов — в пользу защиты.

Калининский райсуд расположен недалеко от СИЗО «Кресты», в котором после этапа из Мурманска сидят 14 арестованных по делу о штурме нефтяной платформы «Приразломная»: все россияне, а также имеющий шведский паспорт сын советского диссидента Дмитрий Литвинов, капитан ледокола Arctic Sunrise Питер Уилкокс и еще 9 активистов. Женщин содержат неподалеку, в СИЗО № 5, а остальных мужчин — в четвертом изоляторе.

В Калининском суде первым слушали дело врача Екатерины Заспа , а в другом районном суде — Приморском — одновременно начали рассматривать вопрос о продлении ареста радисту, австралийцу Колину Расселу.

Заседание по Екатерине в итоге длилось 8 часов. Примерно в середине заседания судья Мещерякова вроде бы ушла в совещательную комнату, и в тот же момент стало известно, что арест Расселу продлили на три месяца. Толпящиеся в коридоре активисты Greenpeace погрустнели, предчувствуя тридцать однотипных решений, но тут Мещерякова вернулась в зал и попросила вызвать на заседание Андрея Сучкова из международного отделения экоорганизации. Он подтвердил готовность внести за Заспа залог в два миллиона рублей.

Вердикт судьи стал ясен еще за полтора часа до его оглашения, когда, отвечая на предложение защиты о залоге, прокурор согласился с адвокатами, а не со следователем.

Из СИЗО Заспа выйдет после того, как на счет Следственного комитета будут перечислены 2 миллиона рублей и об этом сообщат администрации изолятора. После освобождения она будет обязана являться на допросы и заседания суда. При этом ей даже вернут загранпаспорт: она сможет свободно перемещаться по миру. В случае же неявки к следователям или судьям залог будет обращен в пользу государства, а Заспа изменят меру пресечения. Если же эксцессов не будет, после вынесения приговора или прекращения дела деньги вернут Greenpeace.

Следующее заседание — о продлении ареста фотожурналисту Денису Синякову — началось в половине восьмого вечера. Дело слушалось в том же крошечном зале: кроме родственников приставы пустили лишь шесть журналистов. Синяков выступил с большой речью. «Я искренне желаю доказать свою невиновность следствию. Свидетели обвинения показали на меня как на человека, который фотографировал происходящее», — заявил он и процитировал письмо, которое ему в «Кресты» прислал Леонид Парфенов: «Мы дошли до того, что на фотопротоколы имеем уголовные протоколы».

К делу приобщили поручительства главреда Lenta.ru Галины Тимченко и известного петербургского фотографа Сергея Максимишина, редакционное задание Синякова от той же Lenta.ru и договор аренды квартиры в Северной столице на случай возможного домашнего ареста. Адвокаты подчеркивали, что Синяков лишь фотографировал акцию экологов на нефтяной платформе. «Иначе надо поднимать вопрос о том, что Денис участвовал в военных действиях в Южной Осетии и других горячих точках, где он снимал!» — убеждали они.

Адвокат показал судье большую книгу с фотографиями Синякова, буквально утром того же дня ушедшую в печать. Альбом Синякова создан его сторонниками. Вышло так, что одновременно с заседанием суда в московском ГУМе проходил благотворительный аукцион, на котором лучшие российские фотожурналисты продавали свои кадры, чтобы собрать деньги на печать книги. Среди участников аукциона был Владимир Познер, а собрали в итоге 390 тысяч рублей.

Судья отпустила Синякова на тех же условиях, что и Заспа, но фотожурналисты уверены: их коллега не должен быть обвиняемым по делу. Альбом все равно будет напечатан.

Почти в полночь в понедельник под залог в Калининском суде отпустили и главу пресс-службы Greenpeace Андрея Аллахвердова .

А во вторник отпускать стали и в Приморском суде: 2 миллиона заплатят за освобождение бразильянки-матроса Аны Паулы , помощника капитана аргентинца Мигеля Эрнана, инженера-новозеландца Дэвида Хауссмана , после оглашения решения сказавшего по-русски «спасибо», и польского активиста Томаша Дземянчука. Таким образом, судьи разных судов Петербурга отклонили все ходатайства следствия о продлении ареста, кроме рассмотренного самым первым. Свое решение в постановлениях они обосновывают одинаково: обвинение смягчили с «пиратства» до «хулиганства», а следователи не доказали, что арестованные могут скрыться или уничтожить доказательства.

В последние недели Greenpeace резко изменил стратегию публичной защиты арестантов. Агрессивные акции альпинистов на стадионах, заправках «Газпрома» и достопримечательностях типа парижской Эйфелевой башни сменились попытками экологов рассказать о своей работе. Так, в Москве в выходные установили несколько специальных палаток, рассказывающих горожанам о позиции движения и опасности «Приразломной» для экологии Арктики. В своем дневнике еще из Мурманска Синяков писал: «Гуляя в тюремном дворике, увидел выскобленный на стене рисунок: кулак, сжимающий корабль, и подпись: Save the Arctic30». Накануне суда такие граффити появились и в Москве.

Впрочем, причины резкой смены курса «дела Arctic Sunrise» вряд ли лежат в русле публичной политики. В конце позапрошлой недели в Москве побывал король Нидерландов Виллем-Александр. Подробности его встречи с Владимиром Путиным не раскрывались, но мировые СМИ заранее писали, что монарх может обсудить с президентом и скандал вокруг Arctic Sunrise. Ледокол ходил под голландским флагом, и королевство сейчас в Международном трибунале по морскому праву обжалует его арест. Россия в заседаниях трибунала участвовать отказалась, но его вердикт по обеспечительным мерам — Нидерланды требуют освободить экипаж и судно — будет оглашен уже в пятницу.

Санкт-Петербург

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow