КолонкаПолитика

Новое назначение Сердюкова как предвестник кадровой революции

Один из ключевых итогов путинизма в деле государственного строительства: «двор» есть — государства нет

Этот материал вышел в номере № 130 от 20 ноября 2013
Читать
Изображение

РИА Новости

Российской власти опаснее посадить уволенного со скандалом бывшего министра обороны в тюрьму под восторженный гогот парней с ментального «Уралвагонзавода» и тихую радость простых тетушек, чем назначить его на руководящую должность в госкорпорацию. И это плохая новость для российской элиты.

Если система не сдает «своих» на пятнадцатом году жизни, это означает, что, когда рано или поздно придут «чужие», они разнесут прежнюю кадровую элиту в клочья.

Анатолий Сердюков, о коррупционных скандалах вокруг которого в момент и накануне отставки с поста министра обороны говорили едва ли не все главные телеканалы страны и превращение которого «буквально вот-вот» из свидетеля в обвиняемого неоднократно публично анонсировал Следственный комитет, с 1ноября 2013 года официально работает генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения («ФИИЦ М»). Сам центр находится на балансе Росимущества и входит в один из холдингов госкорпорации «Ростехнологии» — «РТ-Авто». Причем известно об этом назначении стало спустя почти две недели: то ли специалист такой ценный, то ли должность такая «секретная», что решили сразу не афишировать.

В сообщении на сайте «Ростеха» есть специальное пояснение: трудоустройство Сердюкова не противоречит российскому законодательству. Причем буквально в тот же день, когда известие о назначении Сердюкова все-таки просочилось в СМИ, появившись на сайте «Ростеха», бывший министр обороны окончательно не стал фигурантом уголовного дела о хищении бюджетных средств через ОАО «Славянка», переданного в суд. Правда, пока он проходит свидетелем по уголовному делу «Оборонсервиса», главной обвиняемой по которому является его подруга, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. Но сам факт назначения в российских реалиях 2013 года означает, что и по этому уголовному делу его статус свидетеля не изменится.

Судьба вельможи Сердюкова знаменует окончательное превращение ближнего круга путинской элиты в «двор» императора. В этом смысле «двором» не была даже сталинская элита. Сам Иосиф Виссарионович загубил не только массу высокопоставленных верных ленинцев, но и множество назначенных им самим госначальников. При этом в советские времена, благодаря институту компартии как руководящей и направляющей силы, которая в итоге была выше любого своего вождя, — оказался возможен и феномен Анастаса Микояна. Того самого, который продержался во властной обойме, преимущественно на хлебном месте наркома пищевой промышленности, с ленинских до брежневских времен. Благодаря чему и удостоился знаменитой фольклорной политической биографии: «От Ильича до Ильича без инсульта и паралича».

Сейчас в республиканской России нет государственных институтов, зато есть император. Причем установленное им под давлением узкого круга элиты положение этой части российских граждан «над» законом (а Сердюков высочайшей волей фактически публично выведен из-под действия законов РФ) одновременно есть и положение «вне» закона. Если вам не писан закон, пока вы у власти, значит, и у нового режима появляются основания объявить вас вне закона — таков неумолимый закон истории.

Став кастой неприкасаемых во главе государства, нынешняя элита рискует быть полностью сметена той следующей, которая дорвется до власти, да еще, увы, со все большей долей вероятности, не мирным и не законным путем. В общем, все будет как во времена царской России, когда коронация каждого нового императора становилась неизбежным прологом к раздаче чинов и наград, с одной стороны, и быстрой тотальной чистке «двора» предшественника — с другой.

В путинской России так и не появилась и уже не появится (ибо иначе придется самим крушить основную скрепу режима — его несменяемость) независимая от конкретного правителя элита. Как нет у нас и правителя, который может проводить свободную и прозрачную кадровую политику, не имея теневых закулисных договоренностей со «своими», с частью «двора». И это один из ключевых итогов путинизма в деле государственного строительства: «двор» есть — государства нет. При таком раскладе любая реально новая власть будет и новым государством.

Назначение Сердюкова — ярчайшее свидетельство того, что в России нарастает угроза не только политической, но и кадровой революции, которая сметет всю путинскую обойму.

Отказ от законов для горстки приближенных делает любую власть незаконной в глазах тех, кто будет пытаться прийти ей на смену. А в российских условиях, где фактически вне закона еще и честные выборы, в результате чрезвычайно затрудненной процедуры обычной смены власти может не уцелеть не только путинская элита (бог бы с ней), но и… сама страна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow