СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 125 от 8 ноября 2013
Читать

Название этого амстердамского оркестра непритязательно настолько же, насколько высок его статус: в 2008 году оркестр Concertgebouw — «Концертный зал», по-нашему, — стал номером один по версии британского журнала Gramophone, впервые опередив в рейтинге лучших оркестров мира знаменитых филармоников Вены и Берлина. Именно в этом «звании» коллектив, который — вместе с тем самым залом на Концертгебаупляйн, 10, — отмечает в этом году 125-летние, приезжает в Москву, где в последний раз был почти 40 лет тому назад. В кругосветном цикле юбилейных концертов завтра, 9 ноября, оркестр со сцены Большого зала Московской консерватории (ул. Большая Никитская, 13/6) представит концерт №3 для фортепьяно с оркестром Бетховена и симфоническую поэму «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. За дирижерским пультом встанет латышский маэстро Марис Янсонс, который относится к поколению дирижеров, чье мировоззрение сформировано в 1960-е, а музыкантский стиль отточен в Европе, не без влияния Караяна, и который в качестве «худрука» оркестра и привел его к первенству среди равных. Послезавтра, 10-го числа, уже в стенах Концертного зала им. Чайковского (ул. Тверская, 31/4, стр. 1) прозвучит малеровская симфония №2 «Воскресение» для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра. Интересно, что второй концерт будет транслироваться в прямом эфире на сайте московской филармонии http://meloman.ru. Слушать, не задумываясь.

Начало концертов в 19.00

День в театре

9 ноября, то есть завтра, спектакль «Берег утопии» открывает свой 7-й сезон на сцене Молодежного театра (РАМТ). Как известно, трилогия Тома Стоппарда, по которой поставлен спектакль, — это весьма заинтересованный взгляд на жизнь тех, кого в России хорошо знают, но преимущественно по школьным учебникам: Бакунин и Белинский, Герцен и Огарев, Станкевич и Грановский, Маркс, Чаадаев, Тургенев… Впрочем, у мэтра британской драматургии они перестают быть персонажами хрестоматий и снова становятся живыми людьми, живыми до неприятности, но ищущими и страдающими, спорящими и любящими. Это вам не разговоры о судьбах России за цигаркой на панельной кухне, а персонифицированные судьбы России. Трилогия оказывается длиною в жизнь. РАМТу на нее потребовалось 8 часов сценического времени: три спектакля по каждой из частей трилогии играются один за другим, начинаясь, соответственно, в 12.00, 15.30 и 19.00. Это целый день в театре, но оно того стоит.

Театральная пл., 2

В прошлом году знаменитый немецкий режиссер Люк Персеваль и его театр Thalia (Гамбург) играли на фестивале «Сезон Станиславского» «Вишневый сад» и «Отелло». В этом году они привозят в Москву «Там за дверью» — спектакль по пьесе Вольфганга Борхерта, вошедшей в золотой фонд немецкой драмы XX века. Феликс Кнопп играет на разрыв аорты солдата, пришедшего с войны в разрушенный Гамбург, его тоску о милосердии ушедшего довоенного мира, его лихорадочный разговор с Эльбой и с Богом, «в которого нынче никто не верит».

«Цирк абсурда», «трагическое кабаре», парадоксальная «зеркальная» сценография — Персеваль превзошел сам себя. Спектакль пронизан музыкой: текст словно выпевает себя, хрипит, шепчет, кричит на верхнем пределе, рвет слова в клочья и баюкает, плавит их в звуках электрогитары, ударных, баса. И это звучит, как партитура. Как вопль протеста, инструментованный композитором, начинающийся из полной тишины. 12 и 13 ноября «Там за дверью» — на сцене Театра им. Маяковского.

Ул. Большая Никитская, 19/13. Начало спектаклей в 19.00

Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, известный как Гете-Институт, представил российской столице собственный кинофестиваль. 14 ноября в кинотеатре «Художественный» стартует «BLICK’13: Новое кино Германии», который, как ожидается, в ежегодном режиме будет знакомить московского зрителя с интеллектуальным немецким синематографом. Отсюда и название фестиваля: blick по-немецки — взгляд, а по-русски — отражение света, блик на предмете, в переносном смысле речь идет о видении актуальных проблем нашего времени под новым углом зрения, об их отражении и духовной рефлексии. В дебютной программе фестиваля значится пять новых игровых и документальных фильмов, метафорически объединенных темой «Отцы и дети», а также — ретроспектива Аренда Агте, известного немецкого режиссера кино, как говорится, для детей и юношества, который станет к тому же почетным гостем фестиваля.

В качестве фильма открытия (19.00) будет показана политическая драма «Кто, если не мы» Андреса Файеля, основанная на исторической книге Герда Кёнена «Веспер, Энсслин, Бадер — истоки немецкого терроризма» и отмеченная на Берлинале-2011 двумя призами в номинации «Новые перспективы киноискусства». Теперь вот — московская премьера ленты. ФРГ начала 1960-х. В стране пока еще спокойно, но протест уже чувствуется в воздухе. Бернвард Веспер, сын нацистского писателя Вилли Веспера, тоже начинает бунтовать, выстукивая на пишущей машинке яростные тексты, которые хочет предъявить инертному обществу. Но знакомится с Гудрун Энсcлин, и начинается бурная, мучительная и изматывающая история любви. Вместе они собираются завоевать мир…

Арбатская пл., 14. До 20 ноября

Неутомимый бригадир русского рока Гарик Сукачев выпустил новую пластинку — первую за последние восемь лет — и завтрапредставит ее в клубеArena Moscow. Во «Внезапный будильник» вошло девять песен, некоторые уже попали в радиоротацию, ибо формат, чего уж. Это в основном все то же вымученно-ироничное сочетание ретродворовой разухабистости с лиричностью примерно оттуда же, которые Сукачев исповедует со времен «Старых песен о главном». К чему сюда кавер на гребенщиковского «Человека из Кемерова» с нью-эйджевыми дудками и хаммондом на «подкладке» — непонятно совершенно. Похоже, еще одна старая привычка/любовь Гарика — к перепевкам. Впрочем, в некоторых вещах — «Твой зеленый педикюр», «Гауди всплывает» — вдруг всплывает тот самый жгучий «пролетарский джаз», которым был славен Сукачев лет двадцать пять тому назад. И именно они, а не тиражируемые факты про то, что в записи альбома принимали участие цыганский театр «Ромэн», симфонический оркестр «Глобалис» и детский хор ВГТРК, обещают неплохой концерт. Тем более что обещаются хиты и «Бригады С», и «Неприкасаемых», а также джем с Crossroadz и Сергеем Мазаевым.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 20.00

Небольшая Большая опера

Конкурс-телепроект канала «Культура» «Большая опера»завершается блестящим — так говорят специалисты — гала-концертом восьми финалистов в Большом зале Московской консерватории. 15 ноября лауреаты конкурса, который был призван открыть новые имена, а заодно нести оперу в массы через голубые экраны, представят свои лучшие номера — те, что принесли им если не любовь зрителей (пока еще), то как минимум признание жюри, в котором достаточно имен: Тамара Синявская, Мария Гулегина, Аида Гарифулина, Дмитрий Бертман и другие оперные и не только авторитеты. В концерте примет участие Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Настройщик

Михаил Казиник— искусствовед, музыкант, поэт, драматург, просветитель, музыкальный эксперт Нобелевского концерта, автор книг-бестселлеров и множества теле- и радиопрограмм, профессор Высшей школы бизнеса Скандинавии и Драматического института Стокгольма и проч. и проч., в общем, один из самых неординарных и эрудированных людей нашего времени, чей дар рассказывать о культуре и искусстве москвичи могли слышать собственными ушами (??) на радио «Серебряный дождь» и «Орфей» (и не только, разумеется). Так вот, живет он в Швеции, но нынче проводит в столице серию ноябрьских концертов, в которых завораживающим образом — правда, правда! — соединяет в единое целое Слово, Музыку, Поэзию, Философию и немного Театра. 9 ноября в концертном зале «Гнесинки» (Малый Ржевский пер., 1) он прочтет «Фауста» Гете, а 10-го — в Театрально-концертном центре Павла Слободкина (Арбат, 48) в его исполнении — и при участии Московского камерного оркестра Центра — прозвучит «Симфония радости». «У меня задача — духовно настроить человека на ту волну, на те вибрации, которые исходят от творений поэзии, музыки, литературы, живописи», — говорит Казиник. Сходите, настройтесь.

Начало выступлений в 19.00

10 ноября Камерный зал Московского международного Дома музыкипогрузится в темноту для полуторачасовой магии кино и музыки, коей должно ознаменоваться возвращение на сцену Антона Батагова. Последние 15 лет — а в Москве так все 20! — композитор-минималист, впечатляющий пианист и вообще креативная фигура современной российской музыки почти не выступал на публике, записывая альбомы камерной музыки и компьютерной оперы в сотрудничестве с электронными шаманами, звездами world music и тибетскими ламами и давая редкие концерты для узкого круга поклонников и друзей. Но широкая аудитория с его творчеством все равно знакома: в конце 1990-х он создавал музыкальные заставки для телеканалов НТВ и РТР, а последние десять лет работает для канала «Культура». В ММДМ Батагов исполнит программу «Магия кино» — сочинения, написанные им для фильмов Ивана Дыховичного и Татьяны Данильянц, а также для некоторых телепередач. Обещают подушки для зрителей прямо на сцене, знакомые некоторым зрителям по авторской концертной программе Антона Батагова «Избранные письма Сергея Рахманинова».

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

«Тоска» на экране

Кинотеатр «35 мм» продолжает проект Met Opera — серию прямых трансляций шедевров мировой оперы в постановке нью-йоркской Metropolitan Opera. Новый сезон открылся в октябре, в нем запланированы показы 10 спектаклей. 9 ноября на большом экране — «Тоска» Джакомо Пуччини в постановке Люка Бонди. Патриция Рассетт исполнит роль темпераментной дивы, Роберто Аланья споет возлюбленного Тоски, художника Каварадосси, а Георгий Гагнидзе — безжалостного развратного Скарпиа. Продирижирует пуччиниевской душераздирающей историей о политике, похоти и убийстве Риккардо Фрицца.

Ул. Покровка, 47/24. Начало в 21.55

Тема тела

Выставка «Акт неповиновения» в Центре фотографии им. братьев Люмьер представляет независимую фотографию харьковской школы 1970-х сквозь призму одной из ключевых тем как в классическом, так и актуальном искусстве — темы тела. Изображение обнаженной натуры, прежде чем закрепить за собой всем знакомое ню, существовало в советской фотографии 1970-х под определением «актовая фотография», или «акт». В выставленных работах тело становится не только и не столько предметом восхищения или поводом создания буколических или салонных карточек, но инструментом «удара», критического, философского высказывания, актом неповиновения госбульдозеру, социальному унынию, семейному ханжеству, художественным клише и предрассудкам. Благодаря разнообразию техник и художественных приемов, экспериментам со способами печати, раскрашиванием, коллажированием, но в первую очередь внутренней свободе художников в выборе тем и осознанности метода, выставка весьма интересна. Весьма.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 15 декабря

Выставка «Новая роскошь: Голландский дизайн в эпоху аскетизма», собранная Московским музеем дизайна, начиная с 12 ноября будет представлять в «Манеже» скромное обаяние… ну, новой роскоши, да, как и следует из названия. И аскетизм — в смысле непритязательности и внимания к повседневности. 41 объект ультрасовременного дизайна, который создан как именитыми голландскими дизайнерами, так и молодыми выпускниками дизайн-школ и который устареет уже завтра — но это будет завтра, — нынче откроют для зрителей роскошь воображения и удовольствия: 85 обычных лампочек, собранных в шикарную люстру; дерево упавшее и ставшее скамейкой с классическими бронзовыми спинками стульев; старые ящики, небрежно скрепленные жгутом и превращенные в комод, который входит в коллекции множества музеев по всему миру… Голландские дизайнеры предполагают, что в будущем ценность предмета не будет напрямую зависеть от экстравагантности материалов — главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта, нестандартный идейный ход, вдохновение, нечто неожиданное, что ломает рутину и делает его, объект, привлекательным. Кто из нас не заблуждался… Впрочем, именно такие предметы и будут впервые показаны на выставке.

Манежная пл., 1. До 12 января

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow