СюжетыОбщество

Иосиф Райхельгауз: Дом сгорел, театр жив

Как будут восстанавливать здание «Школы современной пьесы» и где теперь выступать актерам

Этот материал вышел в номере № 125 от 8 ноября 2013
Читать
Как будут восстанавливать здание «Школы современной пьесы» и где теперь выступать актерам

— Осторожно, там потолок обваливается, — предупреждают сотрудники театра. В помещении сыро и пахнет гарью. Под ногами хрустят осколки. Полы залиты водой. Сцена — в обломках. Из подсобок выносят коробки с сохранившимся реквизитом. Стопками спасают отсыревшие документы. В приоткрытой комнате пестреют сваленные в кучу костюмы.

5 ноября здание частично сгоревшего в воскресенье театра «Школы современной пьесы» посетил Сергей Капков, глава департамента культуры Москвы. Вместе с худруком Иосифом Райхельгаузом они обсудили, как восстанавливать работу театра. Капков после совещания признал: здание непригодно для постановок, и с реконструкцией быстро не получится — вряд ли закончат раньше 2015 года.

Точная причина пожара еще не известна, но Райхельгауз сообщил, что в ходе проверок ежегодно выявлялось нарушение: отсутствие автоматической противопожарной системы. Противопожарную систему не могли установить, потому что этого не позволяли деревянные перекрытия театра.

В течение десяти дней МЧС подготовит официальный отчет о причине возгорания. Когда эксперты точно оценят ущерб от огня, театр начнут реставрировать. А пока в ближайшие три недели планируется восстановить купол над сценой, высушить помещение и законсервировать театр на длительную реставрацию. Реставрировать собираются по чертежам старого проекта: к счастью, они уцелели при пожаре.

Театр однажды уже начинали реконструировать — в 2005 году, задолго до пожара. Тогда был разработан план реставрации старого здания и строительства новой сцены. Заниматься этим должен был частный инвестор (в 2005 году театр заключил с ним договор). К 2008 году успели провести часть работ: получили разрешение на строительство, подготовили площадку, укрепили стены соседних зданий.

— К 2008 году была проведена подготовка под нулевой цикл, — рассказывает Екатерина Кретова, заместитель художественного руководителя театра, — но дальше процесс сильно затянулся. Возник комплекс проблем, которые анализировать я сейчас не хочу. К тому же в то время был финансовый кризис.

В итоге контракт с инвестором расторгли в 2011 году, и реконструировать театр собирались уже на бюджетные средства. Но не успели.

Сейчас руководители театра и сотрудники департамента активно обсуждают, где приютить спектакли на время реконструкции.

— Пока театр будет работать в кочующем режиме, — сказал Капков, — но мы будем искать отдельное здание для административных служб театра, а также площадки для спектаклей.

Многие столичные театры (Центр на Страстном, «Мастерская Петра Фоменко», «Школа драматического искусства», Гоголь-центр) уже предложили Райхельгаузу свои площадки для постановок.

— Звонили даже из Владимира и Перми, — делится худрук.

В дальнейшем для «Школы современной пьесы» планируется найти постоянную площадку, ведь «кочующий режим» нарушит работу принимающих театров. Но все не так просто: по словам Евгении Шерменевой, замруководителя департамента культуры по творческим организациям, свободных площадок нет даже в пределах третьего транспортного кольца. Департамент будет искать площадки среди подведомственных ему кинотеатров и домов культуры, а руководители театра пытаются найти место для выступлений в частных организациях.

— Мы готовы играть хоть завтра, если у нас будет место, — сказал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС народный артист России Альберт Филозов. Главный художник театра Алексей Трегубов сообщил, что после пожара уцелело 70% декораций, поэтому многие спектакли можно будет показывать, были бы площадки. Но актеры и худруки настаивают, чтобы после реставрации здание на Неглинной вернулось к театру и «кочующий режим» не затянулся навсегда.

— Этого права у театра никто не отнимал, никто ничего забирать не будет, — заверила Шерменева.

Пока ищут причины пожара, труппа «Школы современной пьесы» уезжает на гастроли в Новосибирск.

— Дом сгорел, но театр жив, — бодро заявил Райхельгауз.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow