СюжетыОбщество

Гражданин на районе

Мы поговорили с оппозиционными муниципальными депутатами, чтобы выяснить, зачем они выбрали эту «общественную нагрузку» и как помогают людям

Этот материал вышел в номере № 125 от 8 ноября 2013
Читать
Мы поговорили с оппозиционными муниципальными депутатами, чтобы выяснить, зачем они выбрали эту «общественную нагрузку» и как помогают людям

Когда у вас дома протекает крыша или гаснет фонарь во дворе, следует обращаться в муниципалитет или в управу? Чем муниципальный депутат отличается от депутата Мосгордумы? Кто из них получает зарплату, а кто работает за «спасибо» в ущерб своему досугу и благосостоянию? Большинство жителей Москвы не знают ответов на эти вопросы. Они и не подозревают, что муниципальные депутаты — это «санитары» района, обязанные обслуживать каждодневные интересы его жителей.

Выборы в муниципальные собрания (представительные органы местного самоуправления) прошли на пике протестной активности, и ровно поэтому в них попало много независимых, не связанных с «партией власти» людей. Еще пару месяцев назад деятельность муниципалов была сугубо волонтерской и не вознаграждалась материально. Сейчас они получают премию в размере 20 тысяч рублей в месяц. В отличие от коллег по Госдуме и Мосгордуме, муниципалы имеют право совмещать работу с бизнесом, но лишены таких льгот, как личный кабинет, служебная машина и помощник. Единственная привилегия — единый проездной билет.

Телефон представителя местного управления, как правило, находится в открытом доступе, к нему в дом в спортивном костюме и тапочках можно постучаться после работы, чтобы изложить свою проблему. Однако близость к народу оппозиционного депутата имеет и обратную сторону — его работа сопряжена с риском для здоровья и жизни. После недавнего инцидента с избиением депутата Пресненского района Елены Ткач парламентарии из Госдумы даже озаботились законодательной защитой «младших» коллег.

Современный муниципальный депутат, если только он хочет по-настоящему работать, — новый тип представителя граждан. Заинтересованный, активный, неравнодушный. Готовый работать не на себя, а на общее дело — в буквальном смысле слова.

Мы представляем небольшую портретную галерею муниципалов, маленький срез нового гражданского общества.

Изображение

Выпускник журфака МГУ Максим Мотин начинал спортивным журналистом. Любовь к футболу и крепкие связи в спорте сподвигли его на создание благотворительного фонда «Футбол детям», который устраивает турниры среди детдомовцев и знакомит их с известными спортсменами. Сейчас Мотин работает в крупной телекоммуникационной компании. Основная работа отнимает большую часть времени, но депутат предпочитает шашлыкам с друзьями решение проблем района Печатники (где он сам живет больше семи лет).

Желание баллотироваться в депутаты у Мотина возникло, как и у многих, на протестной волне. Оскорбившись рокировкой в тандеме и фальсификацией выборов в Госдуму, он залез в интернет, чтобы посмотреть, какие существуют формы легальной политической деятельности: «Я тогда впервые узнал о муниципалитетах и муниципальных депутатах». Во время избирательной кампании кандидат-самовыдвиженец обошел три тысячи квартир. Выборы в Печатниках прошли кристально чисто, так как на каждом участке за руками следили четыре независимых наблюдателя. Все они были друзьями Мотина.

Работа в собрании, где заседают два оппозиционера и десять представителей «Единой России» (среди них шесть врачей и директор школы), депутату-самовыдвиженцу дается нелегко. «Каждый раз я ставлю вопрос о переносе общественных слушаний или депутатских встреч на нерабочее время (обычно они проходят в 4 часа дня), но получаю отказ. Коллеги из «партии власти» — работники социального сектора. Им, в отличие от меня, лучше пораньше уйти с работы, посидеть часок на собрании и отправиться домой», — сетует он. Один из таких единороссов, по словам Мотина, работает и живет в другом районе, в Печатниках появляется раз в месяц — на собрании. «Однажды он взял и подписал акты закрытия работ по всему благоустройству за 2012 год, которые были выполнены с нарушениями, — вспоминает депутат. — Сделал это один, тайно, никому ничего не сказав. Я до сих пор не могу получить от него ответа на вопрос, зачем ему это было нужно».

Впрочем, единороссовское большинство в собрании не мешает Мотину влиять на судьбы района. За полтора года ему удалось поднять вопрос об отставке двух недобросовестных глав управ. Один из них — родственник заместителя мэра Бирюкова — был причастен к свалке асфальтового скола, обнаруженной независимыми депутатами (она была ликвидирована, а глава управы переведен в другой район. Этот вопрос находится в компетенции мэра.Д.Х.). Другой — планировал строительство асфальтового завода в жилом районе (проект отменили после того, как он был предан публичной огласке.Д.Х.). «С местными властями вести переговоры бесполезно. Они нормальные люди, понимают, что я прав, но не принимают самостоятельных решений. Проблемы района нужно решать на более высоком уровне — не управы и префектуры, а города», — считает Мотин.

К плюсам депутатской деятельности он относит возможность общения: «Я разговариваю с бабушками, вижу, на что они реагируют. Я знаю тех, кто голосует за Путина, — они в большинстве. Но я не пытаюсь их переубедить. По большому счету неважно, кто твой президент — Путин или Прохоров, никто из них не приедет в Печатники решать твои проблемы. Я считаю, что если жители смогли самоорганизоваться в Совет дома, — это победа. Они будут жить в лучших условиях, чем остальные. У нас есть девятиэтажка, где каждую неделю Совет дома проводит собрания, куда приходят 50 человек. Вы представляете, какая это сила?»

Изображение

«Если стиральная машина, без которой я не могу обойтись, не работает, я покупаю новую, — объясняет депутат от партии «Яблоко» Григорий Семенов. — Если муниципальный депутат не решает моих проблем, а штампует решения, спущенные сверху, — его надо заменить. Но кем?

Часто мои соседи говорят, что не верят никому, так как вокруг одни воры. Я задаю им встречный вопрос: «Ты вор? Ты сам себе веришь? Если да, то замени собой того, кого считаешь вором». Не надо стучать кулаками в грудь — нужно заниматься конструктивной политикой. Есть такое расхожее суждение: «Ты можешь не думать о политике, но политик всегда думает о тебе…» Я убежден, что политика начинается с кастрюли. Ты идешь на выборы за содержимым своего холодильника».

Любимое занятие депутата — хождение по домам. Во время предвыборной кампании он вместе с женой (супруги были единственными членами предвыборного штаба) стучался в соседские двери, чтобы поближе познакомиться с проблемами района. Жители Черемушек встречали его с удивлением: нечасто на пороге их дома появлялся кандидат в депутаты, готовый выслушать жалобы и помочь. «Звать людей за собой в даль светлую не нужно. Надо просто идти к ним самому», — говорит Семенов.

Муниципальное собрание Черемушек разделено на два лагеря: шесть оппозиционеров против шести единороссов. Проблемы горожан Семенов в основном решает за счет личных связей. Ему помогает преподавательский навык — умение убеждать: «Я звоню главврачу и говорю: Марья Ивановна, это депутат Семенов. Ко мне обратился астматик, которому не дают ингалятор. У него нет денег, помогите ему решить этот вопрос».

Семенов считает одной из своих обязанностей оказание моральной поддержки. Недавно к нему с проблемой обратился сосед. Его отец — инвалид войны, построил гараж на участке, выделенном райсоветом. Теперь власти считают постройку незаконной и хотят гараж снести, а соседа — заставить заплатить за демонтаж. «Ситуация почти безнадежная, но я вызвался помочь соседу, потому что человек не может остаться один на один со своей проблемой. Когда-нибудь я и сам могу попасть в такую ситуацию», — говорит депутат.

«Люди не задумываются о будущем, — рассуждает Семенов. — Они живут в гламурном доме, а переступив порог своего убежища, попадают на помойку. Есть вещи, которые человек делает лично для себя. Например, покупает золотые часы, которые не будут носить даже его родственники. Но есть вещи общего пользования. Фонари для всех светят одинаково. Чтобы вещи работали исправно, люди должны научиться договариваться между собой. Там, где нет сильного местного сообщества, где люди с детства не учатся жить вместе и решать общие проблемы, — возникает «эффект Бирюлева».

Изображение

Илья Свиридов, в отличие от остальных депутатов, большую часть своего времени посвящает депутатской деятельности. Юридический бизнес позволяет ему вкладывать в депутатскую работу личные средства, а также рассчитывать на помощь своих сотрудников — за последние две недели он направил 40 запросов, многие из которых были составлены при поддержке коллег из Госдумы. В ближайшее время Свиридов планирует защитить кандидатскую диссертацию. Он считает, что депутат обязательно должен быть юристом.

В муниципальное собрание Таганского района входят три единоросса (в прошлом созыве их было 12) и шесть эсеров. Представители «Справедливой России» — близкие друзья Свиридова. «Мы пошли на выборы одной командой — «Жители Таганки», потому что я знал, что ничего не смогу добиться в одиночку», — говорит депутат. Сейчас у эсеров блокирующий пакет, без их участия не может быть принято ни одно ключевое решение — назначение руководителя, принятие устава, бюджета.

Что касается представителей «Единой России», то двое из них — главный врач и его заместитель в районной поликлинике. «Я уверен, что им наплевать на самоуправление, они за полтора года не оформили ни одного запроса, — рассуждает Свиридов. — Я не говорю это им в укор. Просто они с утра до ночи работают, у них нет времени на волонтерскую деятельность. Это пережиток советской модели, когда бюджетников, достигших карьерных высот, вызывало к себе вышестоящее начальство и говорило: «Ну, Марья Ивановна, давай, будешь теперь депутатом».

Однако настоящую войну оппозиционные депутаты развернули против руководителя муниципалитета — единоросса и экс-начальника полиции, который, по их словам, злоупотребляет своим служебным положением (депутаты проголосовали против продления его полномочий, но суд отменил их решение.Д.Х.). Свиридов считает, что по указке муниципального начальника прокуратура чинит препятствия работе эсеров. «Мы как представительная власть транслируем народные настроения властям более высокого уровня. Когда я вижу, что власть не идет на уступки, то вывожу людей на улицу — 100—200 человек», — говорит он. Главный минус в работе муниципального депутата, по мнению Свиридова, это фактическое отсутствие у района источников собственных доходов. Пятнадцать миллионов рублей в год на 116 тысяч человек — это очень мало.

Изображение

Район, где родилась и выросла Елена Русакова, славится активным, неравнодушным и образованным населением. «Жители нашего района довольно плотно контролируют муниципальное собрание. Почти все дома в нашем районе имеют органы самоуправления (Совет дома или Правление). Эти органы связаны между собой и образуют сетевую структуру — Союз жителей района. Люди проявляют высокую степень солидарности: например, за пять дней могут собрать десять тысяч подписей под петицией. В других районах эта цифра достигает максимально 2-3 тысяч», — рассказывает депутат.

По закону, повестка дня заседания муниципального собрания должна публиковаться в интернете заранее, но это происходит не всегда; важные вопросы оказываются не включены в повестку или даются под «маскирующими» формулировками. Тогда депутату приходится выступать в качестве посредника-информатора.

Русакова считает, что оппозиционер, который пользуется поддержкой жителей района, может бросить вызов системе и победить. Свой успех она связывает отчасти с профессией социального психолога. Депутат знает закономерности самоорганизации людей и правила грамотного построения общественной кампании. Может быть, именно поэтому с марта 2012 года жители района сумели остановить все попытки уплотнительной застройки и вредных транспортных проектов.

Один из таких успехов — отмена реконструкции Ленинского проспекта. На предвыборной встрече Собянина с муниципалами, где все вопросы и темы для разговора были заранее согласованы, Русакова проявила изобретательность. Она не стала жаловаться градоначальнику на несправедливость, как другие депутаты, а попросила его дать поручение о создании конфликтной комиссии. Участие в ней позволило жителям района получить доступ к материалам слушаний. «Мы разыскали среди жителей юристов и специалистов, которые провели независимую экспертизу, доказали неприемлемость проекта и разоблачили незаконные действия по его «продавливанию».

У Русаковой нет ни отпусков, ни выходных. «Депутатскую деятельность я воспринимаю как свой личный благотворительный проект. Я жертвую свое время, деньги и энергию для решения проблем жителей района. В благополучных странах участие в жизни общества — норма жизни. Кроме того, там реально действует «Хартия местного самоуправления», согласно которой большинство вопросов должно быть передано на местный уровень. Дело в том, что чем ближе к «земле», тем сложнее идти на махинации и манипуляции. Именно поэтому «лояльные» депутаты так отчаянно борются с присутствием на заседаниях жителей района, которым нужно смотреть в глаза», — заключает народный избранник.

Фото автора

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow