КолонкаПолитика

Градусник Путина

Угрозы системе взвешиваются на весах первого лица вручную

Этот материал вышел в номере № 125 от 8 ноября 2013
Читать

Путин — это весы. Или, точнее, градусник. Это очень важное инструментальное качество в системе, построенной на ручном управлении. Если температура в котле настроений общества и/или элиты повышается сверх допустимого в котле уровня, срабатывает терморегулятор — на этом строится самовыживание системы. Системы, управляемой не институтами, а человеком.

Ровно поэтому Владимир Путин отчитал Владимира Жириновского как политика, выполняющего важнейшую для власти функцию канализации националистических настроений в легальное, в том числе электоральное, русло. То есть, в сущности, Жириновский отвечает за то, чтобы весь русский национализм сосредоточился на нем и в нем, а экстремистские проявления не превышали допустимого уровня. Какой уровень допустимый, интуитивно определяет первое лицо. Своими заявлениями о Чечне и Северном Кавказе лидер ЛДПР нарушил баланс настроений, и Путин получил недовольство как бы замиренной Чечни и человека, который за большие деньги отвечает за «спокойствие» в республике. Да еще на фоне Бирюлева, «Русского марша» и в целом проблем с миграцией.

Отсюда и внушение: «Владимир Вольфович, вы уже много лет в политике, более 20 лет… У меня к вам большая просьба. У вас устойчивый электорат, сложившийся уже за два десятилетия, и я думаю, что нет необходимости обращаться к отдельной части вашего электората для того, чтобы укрепить среди него свои позиции в ущерб фундаментальным интересам нашей страны».

Месседж внятный: в электорате ЛДПР — реальном и потенциальном, понимаемом в широком смысле как группа поддержки националистических идей, — есть экстремистская составляющая, балансирующая на грани погрома. И ее не надо раздражать: она должна остаться в поле под названием «Жириновский» и не выходить за его пределы с масками на лицах и с монтировками в руках.

Вопросы есть? Вопросов нет. А миграционное законодательство будем совершенствовать. Но мягко, взвешивая каждый раз любое действие на весах ручного управления.

Второй случай контрольного промежуточного взвешивания не заставил себя ждать. На специальном совещании по вопросам использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) начальник «забодал» проект магистрали Москва — Казань. Проект, родной для РЖД и его главы, Владимира Якунина, человека, чрезвычайно близкого, причем даже «духовно», Путину. Во всяком случае, было дано поручение дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование проекта. На эту тему, кстати, совсем недавно в интервью «Новой» высказывался Алексей Кудрин, бывший министр финансов, оказывающий влияние на принятие некоторых решений и на экономическое сознание Путина («Новая газета» №113 от 9 октября 2013 года, Алексей КУДРИН: «Мы уперлись в стену эффективности»): «Сейчас увеличилось число решений, которые разрушают действие рыночных институтов. Например, высокоскоростная дорога Москва — Казань — неокупаемая дорога, но в течение 10 лет будет требовать по 100–130 миллиардов рублей субсидий в год. В лучшем случае она начнет окупаться где-то после 2030-х годов при очень сомнительном прогнозе трафика. Это означает, что, будь то средства ФНБ или пенсионные накопления, деньги уходят в неликвидные, совершенно ненадежные ценные бумаги».

В кудринской логике Путин рассуждал и о самом ФНБ: «Напомню, что вместе с Резервным фондом Фонд национального благосостояния является, как мы говорим, «подушкой безопасности» для российской экономики, социальной сферы и всей финансовой системы. И эта основная, базовая роль фонда, безусловно, должна быть сохранена». Правда, деньги из Фонда все равно в той или иной степени раздербаниваются, что противоречит его основному назначению — это поддерживающие ресурсы для пенсионной системы.

Путинские весы — не инструмент развития. Это инструмент реакции на события во внешнем мире. Если кто-то переходит черту, даже «духовно» близкий, даже если внутренне глава государства может быть согласен и с действиями и идеологией, — он немедленно осаживается. Этакая политика по-чичиковски — «ни слишком толст, ни слишком тонок».

Политика баланса не должна порождать никаких иллюзий. Общее направление движения режима — бюрократический государственный капитализм с хоругвями и молебнами наперевес. И движение это одноканальное, в одну сторону. С остановками на контрольное взвешивание.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow