СюжетыОбщество

Бизнес-модель детского центра

Юлия Рындина вкладывает в развитие детей. Своих и чужих. И живет без убытка

Этот материал вышел в номере № 123 от 1 ноября 2013
Читать
Юлия Рындина уже четвертый год руководит родительско-детским центром «От мала до велика», который сама придумала, создала и сделала, помимо прочего, базой творческих коллективов «Дети рулят».


Изображение

Юлия Рындина уже четвертый год руководит родительско-детским центром «От мала до велика», который сама придумала, создала и сделала, помимо прочего, базой творческих коллективов «Дети рулят».

«Рулят» у Рындиной пять творческих коллективов, которые постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях и часто приносят в копилку Центра кубки, грамоты и прочие полезные вещи. К пяти коллективам нужно добавить пять творческих и пять развивающих мастерских и спортивную секцию. Таковы сегодняшние ее позиции. Стартовые выглядели иначе…

…Двое детей (младшему на тот момент три года, старший — начинающий школьник), 10-летний перерыв в работе и полное отсутствие опыта предпринимательства. Но был у Юли опыт работы в вузе, помнила о постановке концертных номеров и мюзикла для школы, где учился сын… Но хотелось «как-то реализоваться». Мысль, «а не открыть ли собственное дело», постепенно сложилась в твердое решение: «Открыть». Весь путь от идеи до запуска занял полгода . Рассказ Юлии об этом укладывается в полчаса: обратилась в Центр занятости населения Восточного округа Москвы — вакансий не оказалось — предложили пойти на курсы самоорганизации. Поучилась — арендовала помещение — открыла Центр. Получила субсидию от города, позднее еще одну .

САМООРГАНИЗАЦИЯ , есть такое направление в Центрах занятости, началась с компьютерного тестирования. Результат Юлию сильно удивил. Выяснилось, что у нее высокая предрасположенность к предпринимательской деятельности. А дальше ей предложили пройти курс лекций на тему «как открыть собственное дело» и, в частности, составить бизнес-план для получения субсидии от Центра занятости.

Название субсидия имеет длинное, но суть его в том, что финансовая помощь города предоставляется безработным гражданам (в том числе и для того, чтобы они могли создать рабочие места для других безработных граждан).

Предложенный Юлией план утвердили, затем с ней заключили договор на предоставление субсидии, и через две недели деньги поступили.

К этому времени она уже зарегистрировала предприятие, открыла счет, нашла помещение. Рындиной выделили 58 800 рублей. Они должны были покрыть уже произведенные затраты на самые элементарные вещи, необходимые для того, чтобы центр начал работу. А именно: мебель — столы, стулья, стеллажи; «раздаточный материал» — пластилин, краски…

Но, конечно, Рындиной хотелось не просто открыться, но и «обосноваться в своей нише». Больше месяца мониторила она рынок детских услуг своего и соседних районов. Конкурентов набралось с полсотни и выяснилось, что одни работают только с детьми старше пяти лет, другие, напротив, берут маленьких, делая упор исключительно на раннее развитие. Юлия решила соединить эти, условно говоря, направления, а детей в Центр брать с двух лет: «Среди тех, кто работает с детьми, мало тех, кто умеет работать с малышами, а среди них еще меньше тех, кто хочет, — говорит Юлия. — Необходимо терпение, быстрого результата здесь не будет, а эмоционально затратно». Тем не менее для малышей она открыла еще и группу кратковременного (на четыре часа) пребывания. В программе — чтение книг, творческие мастерские, подвижные игры. Так у Центра появилось первое и весомое преимущество (позже оно сыграет роль при получении еще одной субсидии).

ПОМЕЩЕНИЕ для детского центра надо подобрать не просто хорошее, а еще и в нужном месте. Например, как в этом случае: на полпути между школой и детской поликлиникой, в двух шагах от остановки и квартале от метро. Как нашла? Совершенно случайно, знакомый подсказал. «Конечно, у хозяина помещения были определенные сомнения, потяну ли я. Он ведь понимал, что это не самое прибыльное дело и что на раскрутку нужно года три как минимум», — рассказывает Юлия. Арендодатель проявил понимание. А вот найти муниципальное помещение с льготной арендой не удалось , чиновники все как один говорили: свободных нет.

Как все должно выглядеть внутри, придумала и нарисовала сама. На ремонт ушло два с половиной месяца, друзья помогли . Они готовы были принимать участие в чем угодно — и полы мыть, и на первые звонки отвечать. Знакомая художница разрисовала холл, интерьер дополнила пальма, подаренная первыми клиентами, а завершила фотовыставка — на ней дети, родители и педагоги в день открытия.

Изображение

Как набирала СОТРУДНИКОВ ? Одни пришли, увидев вывеску Центра, другие — объявление в интернете, третьи побывали на сайте «От мала до велика» (его Юлия запустила еще на самом старте).

С желающими устроиться сюда проблем не было. Только работать сначала пришлось «буквально за три копейки»: «Я откровенно говорила, что платить пока буду столько, сколько смогу, — рассказывает Рындина. — Так продолжалось практически весь первый год, но никто не ушел. Почему? Мне кажется, у нас сразу сложилась творческая атмосфера. Люди приходили, видели это, и им тоже хотелось примкнуть».

На первых порах Юлия сама вела хореографическую мастерскую и заменяла администратора. И деньги, хоть и небольшие, сотрудникам выплачивала регулярно. Если не хватало заработанных Центром, платила из собственных. В среднем 4-5 человек в неделю предлагают свои услуги Центру и сегодня. «Я никому не отказываю и открыта для интересных предложений», — говорит Рындина. Как привлекала клиентов? А первыми стали дети друзей и знакомых. Полгода работала с группами, укомплектованными наполовину. И весь первый год вкладывалась в любую рекламу : флаеры, уличные штендеры (щиты), объявления. Да только эффекта это не давало ровным счетом никакого. А вот сарафанное радио сработало на все сто. К концу года в центр уже шли — и на педагогов, и на конкретные направления. В общем, дело пошло веселее…

…Но ведь есть еще ЧИНОВНИКИ . Ответ на вопрос «что в общении с ними стало приятной неожиданностью?» укладывается у Юлии в три слова — это ФИО сотрудницы Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы, куда Юлия обратилась за второй субсидией. Чиновница не просто курировала, а еще и – о чудо! — проявляла участие. Рындина говорит, что столько и с таким терпением ею не занимался никто. А вот с другим чиновником (из этого же фонда) связан неприятный эпизод. Правда, рассказывает Юлия об этом неохотно, говорит, что «перешагнула ситуацию, да и человека того уже уволили». Чиновник буквально высмеял идею и высказывался парадоксами, понятными, кажется, ему одному (например: «зачем вы вообще обратились ко мне с готовой-то идеей, пришли в милицию за скорой помощью?»). Этот оригинал был уволен, потому что свою «компетенцию», говорят, демонстрировал не единожды. Но судя по тому, что о фонде рассказывает Юлия, оригинал являлся «досадным исключением». Ко всем остальным у Юлии не то что вопросов нет — только благодарность.

Вторую субсидию — на развитие (претендовать на нее могут предприятия, работающие менее двух лет) Юлия получила от департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Опыт написания бизнес-плана у нее был, на этот раз в нем надо было доказать конкурентоспособность своего предприятия и описать его преимущества.

Итак, ПРЕИМУЩЕСТВА : во-первых, как говорилось выше, работа с детьми от мала до велика (название-то не с потолка взялось). Во-вторых, каждого педагога Юлия принимала «под конкретное направление». «У меня нет такого, что один человек ведет и музыку, и рисование, и танцы», — поясняет она. Зато ценит в педагогах увлеченность собственным делом и способность выходить в этом деле за рамки стандартов, если необходимо. В-третьих, каждое помещение Центра оборудовано под конкретное направление: если хореография — значит, станки, зеркала и специальное покрытие. Если логопедический кабинет — значит, все, что требует специфика занятий.

Наконец, здесь полностью отрабатывают свое название (центр ведь родительско-детский) — и это тоже преимущество. Взрослые могут, конечно, своего ребенка и на лавочке подождать, а могут пойти на занятия по повышению родительской компетенции. Что они собой представляют? Это коллективные (причем бесплатные) беседы с психологом в режиме «вопрос-ответ».

…Конкурс на получение субсидии Юлия и в этот раз выиграла и через две недели на счет Центра поступили 500 тыс. рублей, употребить которые по назначению надо было в сжатые сроки, иначе они становились прибылью организации.

Все, что предприниматель включил в бизнес-план, он сначала должен осуществить, а потом отчитаться, причем по каждому пункту в строго определенное время — так требовал договор. «Это сложно?» — спрашиваю я. «Ну, как сказать… Смотрите: для субсидии ты в октябре просчитал и согласовал стоимость оборудования, она отражена в договоре, тебе ее одобрили. Так получилось, что я субсидию получала накануне Нового года. Мало того что в январе предприятие две недели не работает, так еще и выясняется, что нужные тебе мягкие модули сняты с производства. А для того чтобы тебе разрешили купить их же, но по другой цене и в другой организации, нужно писать заявление на имя главы департамента. Понятно ведь, что больше, чем тебе дали, ты можешь потратить только за счет своих средств — так почему ты должен спрашивать на это разрешение и тратить время на заполнение заявки? Ведь субсидия потрачена «целевым образом», люди приняты, налоги уплачены».

Причем отчитываться надо не только за выделенные деньги, но и за потраченные на Центр свои. Ведь одним из обязательных условий было вложение личных средств (не меньше размера получаемой субсидии).

Зато теперь уже на собственном ОПЫТЕ Юлия может сказать, что надо и чего не стоит делать «малому предпринимателю», особенно на старте:

«Не стоит работать обособленно, стесняться принимать помощь или совет, вступать в конфликты с местной властью. А вот надо, причем обязательно, учиться всему, что в принципе может пригодиться. Ходить на бесплатные лекции, если есть возможность — и на платные тоже. Не бояться спрашивать обо всем, что непонятно. Знакомиться с такими же новичками, они очень заинтересованы в сотрудничестве и готовы делиться опытом, даже если работают в другой сфере. Ну и, конечно, налаживать сотрудничество с управой и администрацией района».

«Мы с управой дружим, — продолжает Юлия. — У нас до недавнего времени управу возглавляла женщина с педагогическим опытом. По-моему, она понимала: то, чем я занимаюсь, — это сложно и нужно, для района в том числе. А назвать мое занятие бизнесом в нашей стране можно будет еще нескоро».

Если говорить о БИЗНЕС-ПРОЕКТАХ , построенных на развитии детей, то нашей стране, по словам Юлии, не хватает того, что она называет институтом родительства: «Государство не особо заботится об этом. Хочу вложить в эту нишу то, что мне по силам». Рындина планирует создать постоянные группы психологической поддержки и задать моду на интересующихся родителей.

Кроме этого, будет искать площадки для выступления творческих коллективов: «Сейчас родители и так платят и за занятия, и за костюмы, плюс к этому им приходится оплачивать конкурсный взнос, чтобы дети могли поучаствовать в фестивале или конкурсе. Мне же очень нужны бесплатные площадки. Пока их для нас предоставляет только управа и дружественные школы».

И уже вдогонку добавляет: «Я ведь еще очень хочу сделать перед входом игровую площадку для самых маленьких. Пока мамы ожидают старших, младшие тоже будут заняты».

Фото Анны АРТЕМЬЕВОЙ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow