РасследованияПолитика

Пшик

Дела «Ив Роше» не существует. Французы отказались сажать братьев Навальных. У следствия появился запасной «потерпевший»

Этот материал вышел в номере № 123 от 1 ноября 2013
Читать
Новость о предъявлении окончательного обвинения братьям Навальным по «почтовому» уголовному делу очень похож на неуклюжую попытку СКР сохранить лицо. Это нелегкая задача — выпутаться с минимальными репутационными потерями из щекотливой ситуации. Но попытка — налицо. На это указывает прежде всего объединение двух уголовных дел — по «хищениям» в «Ив Роше Восток» и в ООО «Многопрофильная процессинговая компания»

Официальный пресс-релиз Следственного комитета России о предъявлении окончательного обвинения братьям Навальным по «почтовому» уголовному делу очень похож на неуклюжую попытку СКР сохранить лицо. Это нелегкая задача — выпутаться с минимальными репутационными потерями из щекотливой ситуации, в которую ведомство загнало себя в декабре прошлого года. Но попытка — налицо. На это указывает прежде всего объединение двух уголовных дел — по «хищениям» в «Ив Роше Восток» и в ООО «Многопрофильная процессинговая компания» (МПК).

Помимо того, что в ходе дела по «Ив Роше» не найдено сколько-нибудь серьезных доказательств, а первоначально заявленная сумма «хищения» уже снизилась более чем в два раза, следствие получило совсем уж неожиданный удар — гендиректор «Ив Роше Восток» отказался от своих претензий. То есть — исчез потерпевший.

Теперь очевидно, для чего к делу «Ив Роше Восток» притянуто дело МПК. С одной-единственной целью — чтобы иметь хоть одного потерпевшего и хотя бы какие-то правовые основания для передачи материалов в суд.

Напомню, 14 декабря 2012 года СКР громогласно заявил о том, что братья Алексей и Олег Навальные обобрали ООО «Ив Роше Восток». По версии СКР, для совершения преступления братья зарегистрировали ООО «Главное подписное агентство» (Главподписка), через расчетный счет которого и украли у доверчивых французов 55 миллионов рублей, получив эти деньги за почтовые услуги, которые «фактически не осуществляли».

Забавно, что француз Лепру использует такой «исконно русский» речевой оборот, как «путем злоупотребления доверием». Но 10 декабря 2012 года
в 15 часов 25 минут его заявление было зарегистрировано в Главном следственном управлении СКР. В этот же день руководитель ГСУ СКР генерал-майор Щукин А.В. поручил следователю по особо важным делам ГСУ майору Пищулину А.О. провести проверку. В тот же день,
10 декабря, Пищулин успел проверить и подал на имя генерала Щукина «Рапорт об обнаружении признаков преступления». В этот же день, согласовав свои действия с генералом Щукиным, майор Пищулин вынес «Постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела» (подробности — в «Новой» №13 от 6 февраля 2013).

СКР пришлось и признать, и зафиксировать в окончательном обвинении, что между «Ив Роше Восток» и Главподпиской действовали гражданско-правовые отношения. В первоначальном обвинении следствие подчеркивало, что с августа 2008-го по май 2011 года «…якобы за самостоятельно оказанные услуги в виде грузовых перевозок ООО «Ив Роше Восток» перечислило в адрес ООО «Главное подписное агентство» денежную сумму, неэквивалентно большую фактически оказанному объему услуг в размере 55 184 767 рублей, тогда как в действительности указанные услуги оказало ООО «АвтоСАГА» на общую сумму 31 598 750 рублей». Теперь же фактически признан субподрядный договор между Главподпиской и транспортным предприятием. И что за транспортные услуги Главподписка перечислила на расчетный счет ООО «АвтоСАГА» 31 598 750 рублей. Подсчитывать, сколько Главподписка потратила на транспортно-экспедиционное обслуживание, к примеру, на оплату работы экспедиторов, сопровождавших каждый рейс, или на организацию логистики, следствие не стало.

Следователи СКР не могли не догадываться, что у дела «Ив Роше» нет никаких судебных перспектив. Даже в наших ручных судах. Если создать прецедент и привлечь к уголовной ответственности за работу через субподрядчика, придется пересажать половину бизнес-сообщества. В Сочи или Казани, например, ни один объект Олимпиады или Универсиады не был построен без привлечения субподрядчиков.

Следователи СКР, по всей видимости, понимали, что если ООО «Ив Роше Восток» посчитало цену договора с Главподпиской завышенной, то рассудить их должен арбитражный суд, в рамках гражданско-правового иска. Но руководство требовало уголовного дела. Не извиняться же перед братьями Навальными за глупые обвинения…

И следствие прибегает к той же «примочке».

СКР установил, что еще в 2008 году ООО «Многопрофильная процессинговая компания» и Главподписка подписали договор о перевозке корреспонденции МПК. По версии следствия и по этому договору, перевозка осуществлялась «по заведомо завышенной цене». Хотя никаких претензий со стороны МПК ни по качеству, ни по цене оказанных услуг не было. Более того, по нашим сведениям, именно Главподписка выступила инициатором расторжения этого договора, поскольку посчитала его невыгодным для себя. Практически все деньги, полученные за перевозку корреспонденции, уходили на аренду автомобилей и зарплату курьеров. И тут как спасительная соломинка для следствия появляется заявление гендиректора МПК Сергея Шустова, обвиняющее братьев Навальных в хищении мошенническим путем 3,8 млн рублей (всей суммы, перечисленной МПК за перевозку корреспонденции).

Кто же дернул за ниточки? Дело в том, что МПК — стопроцентная «дочка» ОАО АКБ «Связь-Банк». Банк учредил МПК в 2004 году с уставным капиталом 214 млн рублей (к слову, 99,47% самого Связь-Банка принадлежит Внешэкономбанку). Связь-Банк жестко контролирует МПК. Во время финансового кризиса 2008-го банк испытывал серьезные трудности. Чтобы спасти Связь-Банк, государство потратило 142 миллиарда рублей. Выяснилось, что проблемы могли возникнуть не столько из-за кризиса, сколько из-за щедрой раздачи плохо обеспеченных кредитов. Когда появились отчетливые признаки неминуемого коллапса, сами банкиры побежали в правоохранительные органы с заявлениями в отношении злостных неплательщиков. Тогда же сообщалось, что в отношении отдельных должников банка возбуждены уголовные дела. Но резонансных приговоров не последовало.

Когда банк проедает 142 миллиарда рублей государственных средств, его руководство не может не оказаться зависимым от правоохранительных органов. И торг в таких случаях неуместен…

А «Ив Роше Восток» оставляют в уголовном деле против Навальных, по всей видимости, чтобы не признаваться в провале. ООО «Многопрофильная процессинговая компания» остается основным и единственным потерпевшим.

Судя по первой реакции на сообщение СКР об окончании расследования «почтового» дела, расчет оправдался. Почти вся пресса и электронные СМИ говорят о деле «Ив Роше Восток», хотя его уже фактически нет. Про МПК и его учредителя — ОАО АКБ «Связь-Банк» не вспоминает никто. Да и что вспоминать? Ущерб в 3,8 млн рублей? До такого СКР еще не опускался.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow