СюжетыОбщество

Разминирование прошлого

Во вторник будет 9 дней, как умер академик Николай Покровский

Этот материал вышел в номере № 118 от 21 октября 2013
Читать
Во вторник будет 9 дней, как умер академик Николай Покровский
Изображение

Считалось, что за Уралом неизвестные, редкие манускрипты не найти; Николай Николаевич, следуя совету своего учителя — великого историка М.Н. Тихомирова, совершил «археографическое открытие Сибири». Это определение Д.С. Лихачева. Он писал — в предисловии к трижды издававшимся очеркам Покровского «Путешествие за редкими книгами» — о том, что археографам приходится заниматься всем: от изучения почерков и водяных знаков на бумаге до истории широких общественных движений, переселений масс народа в поисках крестьянского рая — Беловодья. Археографы вступают в контакт со всеми, ибо книга — это и есть все. Она отражает все представления человека о мире. И археографы, занимающиеся рукописной книгой, сталкиваются со всем миром — в представлениях людей, создававших книгу.

Покровский на Алтае, в Зауралье и Забайкалье, на Енисее и Дальнем Востоке изучал сибирский космос, мир староверов. То были путешествия не только за редкими книгами — к душе Сибири, доселе скрытой. Это загадка, как ему с учениками — их экспедиции начались почти полвека назад — удавалось войти в доверие к старообрядцам, убеждая, что старинные книги попадут в нужные и хорошие руки. Неделями вели беседы… Наградой были редчайшие памятники письменности. Немного знаю кержацкие нравы: Покровскому не дали бы ничего, ни за какие коврижки, даже издалека взглянуть на книги, если б не разглядели в нем истинного человека Слова, спасителя от забвения.

Упомяну лишь один из кладов, который извлек на свет Покровский: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. Сей рукописный сборник XVI века хранился на Алтае. Исследованные Покровским, прокомментированные и изданные в 1971 году, эти тексты позволили реабилитировать имя Максима Грека — религиозного писателя и переводчика, отважившегося на критику властей и клира. Грек обличал как дух стяжательства, захвативший часть духовенства, так и лихоимство властей, осуждал невежество и поддержку Церковью всех властных начинаний, бесправие крестьян. Как заведено, оппозиционера заточили, обвинив в ереси и сношениях с иностранными врагами. Благодаря Покровскому, нашедшему и проанализировавшему материалы суда над Греком, тот был прославлен на Поместном соборе в 1988-м, канонизирован РПЦ в лике преподобных.

Покровский говорил: «Моя главная цель и, если хотите, мечта — сделать достоянием науки и открыть для историков все то архивное богатство, которое у нас есть и по закону должно быть общедоступным». В 90-е был период, когда его мечта стала явью. Он вновь занялся новейшей историей — тем, за что его пытались сгноить в лагерях: принялся разбирать архивный фонд Политбюро. И, в частности, предал гласности — без купюр, с детальным анализом — то, как большевики, ГПУ организовывали обновленческую церковь. Ее истинных вдохновителей и механизмы ее существования в СССР, под Лубянкой.

Это — разминирование прошлого. Ученый, публикуя «Архивы Кремля», шаг за шагом лишал нынешний политический режим и будущих правителей России контроля над их былыми тайнами. Обнародованный и проанализированный документ — может, и не гарантия от очередного переписывания истории в конъюнктурных политико-уголовных целях, но серьезная преграда тому. Без такого гуманитарного базиса вся надстройка, все толкователи и интерпретаторы легко могут обращаться в лакеев власти. Это в столицах. А в провинциях гуманитариев вовсе могут упразднить за ненадобностью. Что в той же Сибири и пытаются делать сейчас, госзаказ местным университетам дан на спецов по выкачиванию недр и обслуживанию труб. Сырьевой, колониальной экономике гуманитарии не просто не нужны — они ей вредны. Молодых людей в университете учат ловчей раскапывать свою родную землю, затапливать ее, торговать ею. Но теперь, в т.ч. благодаря академику Покровскому, у начинающих здесь жизнь есть выбор. Им представлены четкие факты: Сибирь — не одни руды, углеводороды и дешевая гидроэнергия. И никто уже не вправе относиться к Сибири как к неодушевленному пространству, целине, которую необходимо вздыбливать, покорять и осваивать. Покровский, издавая, комментируя памятники духовной литературы староверов Урала, Зауралья, Сибири, Дальнего Востока, показал самоценность этой земли, ее селений, семей, людей. Он поднял из глубин земли и веков доселе неизвестный пласт народной урало-сибирской письменной традиции, сотни крестьянских сочинений. Несмотря на давление извне, он еще в советские времена явил свету правду о народном сознании прошлых веков, антифеодальных протестах, представлениях сибиряков о справедливом государственном устройстве, отношениях Сибири и Москвы, собственных правах, смысле жизни.

Покровский научно доказал наличие у Сибири души.

Сибири его будет остро не хватать. Благо, Покровским создана школа, работают ученики.

И сквозь муть времен проступает лик Максима Грека: дела человеческие записаны навсегда и неистребимы, сколько бы грязи и крови ни наносили на них века.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow