СюжетыПолитика

Спальные районы проснулись?

Власть гнобила креативный класс, опасаясь революции, а получила бунт — тех, на кого опиралась

Этот материал вышел в номере № 116 от 16 октября 2013
Читать
Власть гнобила креативный класс, опасаясь революции, а получила бунт — тех, на кого опиралась. {Хроника погрома в Бирюлеве 13 октября, а также: кто такой Егор Щербаков; как работают социальные медиа националистов и опасно ли жить в Бирюлево

10 октября, 25-летний Егор Щербаков провожал домой свою девушку Ксению. Она потом и рассказала, что к ним на улице пристал неизвестный мужчина. В ходе конфликта мужчина ударил Щербакова ножом и скрылся, от полученной раны молодой человек скончался на месте, еще до приезда «скорой». Уже на следующий день характеристика убийцы, выданная 20-летней девушкой на опросах в полиции — «мужчина с Кавказа», заставила говорить о столичном районе Бирюлево всю страну.

Западное Бирюлево — район даже для Москвы непростой: промзоны, крупнейшие в столице склады, товарно-сортировочные железнодорожные станции, в дополнение к чему сюда перебралась часть разгромленного «Черкизона». Трудно сказать, больше ли здесь мигрантов и жителей северокавказских республик, чем, например, в спальных Кузьминках, но местные жители на это обстоятельство внимание обращают, особенно после недавних «антимигрантских инициатив». Самые разнообразные стычки происходят здесь периодически — чаще внутри диаспор, реже — между мигрантами и местными, но власти на это особого внимания не обращали, а людям — страшно. В общем, причин для недовольства («ну сделайте же уже что-нибудь!») тут накопилось, и убийство Егора Щербакова стало поводом к действию.

Уже на следующий день после убийства в соцсетях появилась видеозапись, сделанная камерой наружного наблюдения, которая зафиксировала и убийцу. По видео Ксения опознала убийцу Егора. И фото молниеносно разлетелось по Рунету.

В субботу, 12 октября, в день похорон Егора Щербакова, около 40 жителей Бирюлева вышли на улицу к местному отделу полиции, потребовав в ультимативной форме не только найти убийцу, но и выдвинув «политические» условия местного и федерального уровня. Как то: немедленное закрытие крупнейшей в районе овощебазы (изначально предполагалось, что убийца мог там работать. — Ред .) и ужесточение миграционного законодательства.

С собравшимися тогда пообщался врио главы УВД по Южному округу Александр Половинко: пообещал разобраться в ситуации, поблагодарил за готовность оказать помощь полиции… Не помогло — на воскресный вечер, 13 октября, был намечен так называемый народный сход — рядом с местом убийства, на Востряковском проезде. Несколько сотен горожан — женщины с детьми, пенсионеры, но в основном — мужчины в спортивных костюмах — опять-таки требовали ужесточения миграционного законодательства и закрытия овощебазы — «рассадника мигрантов». После неудачной попытки главы района Западное Бирюлево Виктора Легавина успокоить людей рассказом о том, как ведется следствие, толпа уже из 600 человек двинулась к торговому комплексу «Бирюза».

Воскресные погромы начались именно здесь, у торгового центра с репутацией «нерусского». Молодые агрессивные люди в спортивной форме начали бить ногами мужчину, перевозившего коробки с одеждой. Когда ему удалось увернуться, а охранники ТЦ буквально втащили его внутрь, в «Бирюзу» стали ломиться уже больше сотни человек.

Охранники предупредили погромщиков, что будут «убивать», но это никого не остановило — был разбит лотерейный киоск при входе в торговый центр, а заодно и витрины находящихся рядом магазинов. В киоск забросили дымовую шашку. Полиция на тот момент бездействовала. Лишь когда о происходящем доложили министру внутренних дел, в столице ввели план «Вулкан» — всеобщую мобилизацию полицейских сил.

К торговому центру подъехали пять автобусов с омоновцами. Но и они начали реагировать лишь тогда, когда число погромщиков перевалило за тысячу. Ворвавшись в толпу, полиция выхватывала и растаскивала наиболее агрессивных граждан по автозакам. Вход в здание торгового центра заблокировали. Автобусы с задержанными попытались уехать, но люди принялись строить баррикады из мусорных баков. Молодежь закидывала полицейских бутылками, с омоновцев срывали шлемы.

В толпе у «Бирюзы» кто-то крикнул: «Ну что, на базу идем?» — толпа ответила радостным гулом и двинулась по улице в сторону овощебазы. Полиция попыталась остановить движение, но сил, чтобы сдержать натиск, не хватило.

Когда к воротам складов подошли около 800 человек, ОМОН предупредил в мегафон, что самые активные «будут задержаны». «Мы русские, мы дома!» — кричали в ответ из толпы. Снова начались стычки с полицией. Ворваться на базу смогли не более сотни человек. Разнеся при входе будку охранника, они начали громить холодильники, раскидывать фрукты по асфальту, но, не встретив особого сопротивления полиции, погромщики стали постепенно покидать базу.

Правда, уйти далеко не удалось — большинство оказалось в автозаках. После овощебазы погромщики рассредоточились по двум точкам: станция Бирюлево-Товарная, соединяющая район с Павелецким вокзалом, и уже битый торговый комплекс «Бирюза».

К восьми часам вечера у ТЦ собралась внушительная толпа. Нетрезвая молодежь скандировала националистические лозунги. Их перекрикивает старуха в халате, домашних тапочках и с собачкой под мышкой: «Убили парня молодого! 25 лет! Ох, где же моя молодость».

Националисты позируют перед камерами, зачем-то пытаясь попасть в как можно большее число объективов. К половине десятого они получают полный контроль над территорией: становятся в шеренгу, перекрывая улицу перед «Бирюзой», и скандируют традиционное: «Россия для русских, Москва для москвичей!» При виде стены омоновцев, двигающейся на них, разбегаются в разные стороны, пытаются скрыться во дворах. Кого-то догоняют. На асфальт летят пустые стеклянные бутылки.

К десяти часам контроль над территорией — в руках ОМОНа. Бойцы перегруппировываются, врезаются в толпу — опять точечные задержания. И так — раз за разом. Полиция «винтила» жестко. К одиннадцати вечера большая часть наиболее активных граждан уже была развезена по отделениям или находилась в автозаках, меньшая часть погромщиков разбежалась по дворам. Последние на этот день задержания проходили странно: полицейские подходили к спокойно стоявшим зевакам и вежливо говорили: «Пройдемте в автозак».

Территорию окончательно «зачистили» только к полуночи. Но кажется, на воскресных погромах все не закончится. В понедельник вечером группа жителей района собралась у управы все с теми же требованиями. К людям вышел префект ЮАО Георгий Смолеевский: он пообещал закрыть овощебазу в Бирюлеве «по решению суда». Во вторник утром, сразу после праздничной молитвы мусульман, отмечавших первый день праздника Курбан-байрам, полиция заявила о том, что личность убийцы установлена. По данным полиции, это уроженец Азербайджана Орхан Зейналов. На момент подписания номера стало известно о задержании подозреваемого.

Досье

# Не был ни фанатом, ни нациком

Друзья и родственники Егора Щербакова просят не использовать его имя в ксенофобской истерике

Егора похоронили в субботу на Даниловском кладбище. Друзья как один говорят, что более доброго и лучезарного человека они не встречали. Егору было 25 лет, у него были большие планы на жизнь.

Егор вырос и окончил школу в Бирюлеве. Потом — колледж, где получил диплом повара. Поступил в университет, но оставил учебу ради собственного дела, которое он открыл с друзьями. Трудился на стройке, в последнее время работал в такси. Щербаков занимался спортом, но, как вспоминают его знакомые, обладая хорошими физическими данными, всегда стремился решать проблемы мирным путем. У него было много друзей разных национальностей, он никогда не зацикливался на этом вопросе. Не принадлежал ни к каким движениям, тем более к фанатским. Тепло все друзья Егора отзываются и о его девушке Ксении, с которой он встречался больше года, и они планировали пожениться. «Он называл ее своей невестой, у них была настоящая любовь», — вспоминает подруга семьи Лариса Яковлева.

«Он был очень добрым, позитивным, отзывчивым, его энергии и задора хватило бы на нескольких человек, он не был националистом вроде тех, кто разгромил район», — говорит Татьяна Лебедева.

Один из друзей Егора, Ринат, рассказал, что в их районе трагедии, подобные этой, случаются не впервые. Несколько лет назад неподалеку от места убийства Егора зарезали двух парней, один чудом остался жив. В тот раз убийц не нашли, и дело затихло.

«Наверное, только поэтому все и вышли на улицу: стало очевидно, что из-за плодоовощной базы количество мигрантов переваливает все допустимые нормы, стало понятно, что из-за оборота больших денег покупаются все чины и нужные документы, что на людей уже наплевать», — сказал Ринат «Новой».

Большинство близких Егора Щербакова не поддерживали идею массового схода. Они считают диким, что люди, не знавшие Егора, используют его имя для спекуляций. «Беда в том, что больше половины людей, участвующих в этом дебоше, даже не знали, кто такой Егор, а выходят под лозунгами о его гибели», — рассуждает знакомая Егора Василиса. Родители погибшего считают, что «массовая истерия только помешает следствию». Они просят не связывать их с беспорядками, происходившими в Бирюлеве, и не разжигать межнациональную рознь.

Екатерина ФОМИНА

Технология «народных сходов»

# Алексей СУТУГА, антифашист: «Конфликт зрел, правые просто им воспользовались»

Ситуацию в Бирюлеве нельзя назвать стихийной, она подогревалась несколько дней после убийства. Объявления о народном сходе появились за сутки в открытом доступе. И, конечно, правые националисты — политически ангажированная молодежь — этим воспользовались и тут же собрались. Они вообще любят вписываться во все, что называется «народный сход». Но все же большинство — это местные жители, бирюлевцы, и мелкие футбольники, скорее всего, из окрестных районов.

Мы отсмотрели видео в Сети, и каких-то известных правых бойцов, серьезных людей из числа футбольных фанатов, там не увидели. Топовые «фирмы» (объединения болельщиков-хулиганов) такими глупостями не занимаются. Да и, по большому счету, это фигня была, а не беспорядки. Ну пара перевернутых машин, разбитые холодильники на овощебазе, стекла. По сравнению с тем, что теоретически могла сделать такая толпа, это незначительно.

Обычно, когда назревает какая-то ситуация, всегда появляются активисты и распространяют информацию по открытым группам в интернете. Как правило, это гостевые футбольных болельщиков и группы «ВКонтакте». Это же одна среда, все друг друга читают, все связаны. Информация эта довольно спекулятивна: «Мигранты убили русского парня! Если тебе не все равно, ты должен прийти на народный сход и сказать свое «нет» — что-то в таком духе, что действует как красная тряпка на быка. Если просто кто-то кого-то убил «по беспределу» — это не работает, здесь нужно затронуть струны патриотизма и ненависти.

Мобилизация — это отработанная технология. На Манежке, например, организация была через футбольные «фирмы». Информация появлялась в открытом доступе, блоги сейчас мало используют, в основном это «ВКонтакте». Потом рассылка в закрытые группы. Дальше СМС-рассылка, адресная. Авторитетные люди в движении лично обзванивают свои контакты, говорят что-то вроде «приходишь ты и приводишь еще пятерых». И тот уже звонит дальше. Так и собирается армия за несколько часов.

Собирается толпа, а уж про поведение толпы целые исследования опубликованы. Не думаю, что националисты, которые ехали в Бирюлево, изначально планировали что-то громить или поджигать. Они ехали побить мигрантов и подраться с полицией. В какую-то спланированную организованность извне я не верю. То, что происходило — и когда громили торговый центр, и овощебазу, и на станции, — это все делали какие-то совсем молодые «карланы» (в фанатской среде: пионеры, молодые неопытные люди, — сленг). Но они ничего не смогли бы сделать без поддержки толпы местных. Единственное, что их отличает от обывателей, — «карланы» умеют уходить. Так, к примеру, из тех, кто громил арбузный ларек, никто не был задержан, все ушли. Задержали в основном местных жителей. Да еще десяток нацболов, которые просто приехали на электричке на ту же станцию и, как всегда, попали под раздачу.

Когда вице-мэр говорит, что зачинщиками стала группа отмороженных нациков, он отчасти прав. Еще свою роль сыграло полное бездействие полиции. Помните, когда были беспорядки в Пугачеве, полиция просто перекрыла трассу и не пустила националистов, которые ехали туда «помогать». А здесь полиция не только не пресекла, а разрешила выступить всяким демушкиным и беловым. А уж они всегда готовы подписаться за любой народный гнев.

Записала Надежда ПРУСЕНКОВА

преступность. сводки

# Статистика улицы

Криминальный репортер «Новой» изучил сводки только с места убийства Егора Щербакова

Востряковский проезд , где убили Егора Щербакова, с северной стороны упирается в ул. Подольских Курсантов, а с юга — в МКАД. Здесь расположены около трех десятков жилых домов, три школы и пять детских садов.

Согласно полицейским сводкам, больше всего на Востряковском проезде происходит пьяных драк, краж и грабежей. Далее следуют угоны автомобилей и изъятие наркотиков. Причем за последние три года среди молодежи резко подскочила смертность от передозировки.

За последние пять лет 60% преступлений совершили жители столичного региона, а также уроженцы Тульской, Липецкой и Орловской областей. Примерно 10% преступлений числятся за молдаванами, и только остальные 30% приходятся на выходцев из Азербайджана, Таджикистана, Армении и Грузии.

В январе—марте 2008 года на Востряковском проезде было совершено несколько нападений на женщин: во всех случаях преступник нападал сзади, бил по голове и выхватывал сумки. Оперативники по привычке шерстили местные рынки, где полно выходцев с Кавказа. К счастью, одна из потерпевших, Анна Щ., увидела по телевизору грабителя, задержанного за какую-то кражу. Им оказался сосед по дому — 21-летний Иван Антипцев.

В том же месяце задержали еще двух «востряковцев», отнимавших у школьников сотовые телефоны. И в этом случае фамилии грабителей были далеко не кавказские или азиатские, а Соколов (1979 г.р.) и Дамаровский (1989).

2009 год на Востряковском проезде начался с убийства 40-летнего уроженца Таджикистана Эмомали Рахмонкулова. Как выяснилось, дворника забили до смерти пьяные отморозки из 15-го дома — Седов и Котов (оба скрылись).

В следующем месяце у дома № 13 оперативники задержали жителя узбекского кишлака Райзовалени 23-летнего Ойбека Раимова, вырывавшего у прохожих сумки. А еще через неделю у соседнего дома между собой устроили поножовщину двое выходцев из Баку. Одного из них, по фамилии Гулеев, отправили в больницу. Что не поделили «мушкетеры», так и осталось тайной. А в июле на «Вострянке» у дома № 1 с многочисленными гематомами лица обнаружили тело 38-летней Кольцовой (убийство не раскрыто).

6 января 2010 года жильцов дома № 15 разбудили страшные женские крики. Прибывшие стражи порядка задержали в подъезде 56-летнего Хитрина, бегавшего с топором за своей дочерью. Как выяснилось, остатки папиной водки дочка вылила в унитаз, и глава семейства схватил топор. 14 февраля в этом же доме задержали безработного Миловидова, который в ссоре ударил ножом своего знакомого Илюхина.

Ко всему прочему, в районе произошли 4 угона автомобилей и 6 квартирных краж. Участились нападения на женщин, согласно показаниям потерпевших, в трех случаях напали «лица кавказской народности», а в двух — «славянской внешности».

В сентябре 2011 года бирюлевские оперативники задержали 18-летнего Сахила Курбанова, похитившего у ученика 8-го класса К. сотовый телефон. Причем грабитель избивал школьника ногами.

В 2012—2013 годах «герои» криминальных сводок на Востряковском проезде остались прежними: грабят, насилуют и хватаются за ножи в основном все те же «Ивановы-Петровы-Сидоровы». Больше стало квартирных краж и угонов автомобилей.

Сергей КАНЕВ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow