Сюжеты

Держится молотком

Беспокойство берет за судьбу сделанного в России нового олимпийского автобуса и его пассажиров

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 115 от 14 октября 2013
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Беспокойство берет за судьбу сделанного в России нового олимпийского автобуса и его пассажиров

Автобус «ГолАЗ» полон сюрпризов: «двери-убийцы» и молоток в двигателе

До Игр в Сочи еще три месяца, но дух российской Олимпиады уже витает. Доступен в эти дни и олимпийский транспорт — российские автобусы голицынского завода «ГолАЗ» — покататься может каждый.

Предназначенные для перевозки гостей и участников Игр автобусы проходят сейчас обкатку на пригородных маршрутах в Подмосковье. Завод «ГолАЗ», контролируемый группой «ГАЗ» Олега Дерипаски, обязался поставить областной компании «Мострансавто», официальному перевозчику Олимпиады, 709 машин. Полная стоимость партии составляет 6,6 миллиарда рублей. А сами автобусы являются победителями конкурса коммерческого транспорта Comtrans в номинациях «Перспектива года» и «Лучший коммерческий автомобиль-2011».

— Руки бы тем, кто их делал, надо оторвать! — такая, например, запись о «перспективе года» имеется в журнале замечаний шоферов «Мострансавто».

Выдержки из этого журнала — одна из частей большой презентации «системных и технических недостатков» олимпийских автобусов, которую подготовили в «Мострансавто» для коллег из «ГолАЗа». Документ этот попал мне в руки на днях. Вместе с пожеланиями инженеров и водителей список претензий дополняется семнадцатистраничным слайд-шоу, где описаны наиболее опасные дефекты.

Например, электропроводка, проложенная на отопительных радиаторах в салоне. Топливные шланги и кабели, протирающиеся о металлические конструкции. «Двери-убийцы», которые при открытии (выдвижении) выстреливают с силой наружу. Некачественно приклеенные и выпадающие салонные окна. Наконец, в моторном отсеке автобуса найден слесарный молоток, закрепленный враспор на воздушном ресивере и обработанный антикоррозийной краской. На приемке в «Мострансавто» молоток определили как посторонний предмет, но как он попал туда — все еще загадка. Из мелочей: саморезы, выступающие острием со дна полок для ручной клади, водопроницаемый багажный отсек, оголенная проводка в блоке управления… Забегая вперед, надо сказать, что в «ГАЗе» меня заверили, что большинство дефектов на данный момент уже исправлено. В «Мострансавто» же настаивают, что существенные претензии, наоборот, были проигнорированы.

Кто-то скажет: все это похоже на происки конкурентов, может, они и насовали в двигатели молотков, оголили проводку?! Другие, конечно, заметят: хоть и с молотком, но автобусы-то ездят. Едет гордый наш «ГолАЗ», собранный в Голицыно из агрегатов Scania. С такими мыслями я срочно отправился в автоколонну 1417 (г. Коломна), где обкатывается гордость отечественного автобусостроения.

Не считая электричек «РЖД» «Ласточка», «ГолАЗы» будут основным олимпийским транспортом в Сочи. На обкатке в «Мострансавто» уже 552 автобуса — все они считаются принятыми в эксплуатацию. Тем не менее, по договоренности с транспортниками, устранение дефектов берет на себя «ГолАЗ». Но, как жалуются в «Мострансавто», завод устраняет неполадки выборочно.

Каждый день в Коломну прибывает еще несколько новых машин. Автобусы инспектируют совместно инженеры Scania и «Мострансавто». Руководитель приемной комиссии, ведущий инженер Алексей Батов, встречает меня в смотровой яме. В синей спецовке с планшетом, Батов хмуро вглядывается в автобусные тылы.

— Отсюда вся голая правда видна, — говорит Батов. — Для кого-то просто провода и железки, а я сразу вижу работу шаловливых ручонок… А вы что здесь хотите увидеть?

— Полицейский разворот, — честно признаюсь я, — занос и экстремальные петли.

— Разворот не обещаю, — задумывается ведущий инженер. — Но можно «электрическое кресло» устроить или «дверь-убийцу».

Батов подробно показывает мне дефекты, описанные в презентации. «Дверь-убийцу» испытывает на себе. По заключению инженеров, выстреливание дверей происходит, если водитель нажал на кнопку «открыть» до полной остановки автобуса — компрессоры тут же начинают нагнетать воздух в отпирающий механизм, но двери еще заблокированы специальной защитой и откроются только при остановке. Сжатый воздух с силой тогда и выбивает их наружу.

— Такие двери, конечно, могут навредить людям, стоящим на остановке, — рассказывает Батов. — Если я буду стоять близко к ним, они меня сшибут. Или защемят. Показываю…

Инженеры из Scania молча отошли в сторонку.

— А вы что скажете? — спросил я представителей шведского автоконцерна.

— Можем говорить только про шасси, двигатель и электронику, — смущенно объяснил инженер от Scania Алексей. — К ним никаких претензий, они наши. Все остальное — без комментариев, не наших рук.

— У нас тут список из более чем сотни претензий, — продолжил Батов. — Причем они касаются всех автобусов. Например, окна, которые вываливались на ходу, оттого что производитель не использовал нужные клеющие компоненты. Про молоток — это вообще за гранью, откуда он в моторном отсеке?!.

— Мы не можем закрыть глаза на дефекты, потому что на нас тогда ляжет вся ответственность, если что случится, — жаловался мне Вадим Бабушкин, замначальника коломненского техцентра «Мострансавто». — Число неисправностей, которые мы регистрируем, огромно. Каждая машина, находясь в эксплуатации всего два месяца, сходила в среднем 18 раз с маршрута из-за поломок. Хотя покупали мы эти машины за приличные деньги. За ту же сумму вполне можно было купить, например, и новый «Ман»!

Но «Мострансавто» решилось почему-то на закупку «ГолАЗов». Точнее, «ГолАЗ» выиграл открытый тендер при внезапном отсутствии основных западных производителей — Man и Mercedes. В разговоре со мной представитель одной из немецких компаний намекнул, будто от участия в конкурсе их отговаривали российские госструктуры. Впрочем, это уже тема отдельная… Недовольные подмосковные транспортники жалуются, что к партнерству с «ГолАЗом» их склонили «по добровольно-принудительной схеме». Хотя можно было «закупить человеческую европейскую технику и не наживать геморроя».

— Мы за свои деньги купили эти автобусы не для того, чтобы они рассыпались сразу после Олимпиады или во время нее. Мы обновляем весь наш парк, автобусы должны отработать на маршрутах в Подмосковье свой 10-летний эксплуатационный срок.

Надо сказать, голоса придирчивых транспортников совсем затерялись в олимпийкой суете. А в Олимпийском комитете и вовсе дали понять, что транспортники сами в долгу. «Участвуют в таком престижном мероприятии — пусть еще спасибо скажут!» — сообщил мне один из чиновников комитета.

Отдельный разговор — про цену олимпийского «ГолАЗа»: около 9 миллионов за автобус. В этой же нише на российском рынке и впрямь находятся именитые европейские одноклассники — пригородные Mercedes, Scania, Iveco и Man. Выбор же в пользу «ГолАЗа» официальные СМИ назвали поддержкой отечественного автопрома. Хотя голицынский автобус почти целиком собран из иностранных комплектующих (от той же Scania).

Впрочем, почему бы не поддержать выдающуюся отечественную сборку?

 

Комментарий

Пресс-служба «Группы ГАЗ»

Презентация по итогам приемки автобусов «ГолАЗ», поставленных в ГУП «Мострансавто», содержит устаревшую информацию. Замечания касались первой партии автобусов, с начала августа к данному моменту все замечания устранены и учтены при производстве основной части заказа, составляющего в общей сложности 709 автобусов. По всем допущенным недочетам на заводе введены дополнительные станции контроля качества — например, по герметизации, установке жгутов электропроводки и пневмотрубопроводов, закреплению электропроводки проведено дополнительное обучение контролеров и операторов.

Часть замечаний в ходе анализа были признаны необоснованными и были сняты после совместных совещаний с заказчиком и обучения водителей «Мострансавто», которое также проводилось на «ГолАЗе». При этом «ГолАЗ» устранил не только замечания, но и выполнил дополнительные пожелания ГУП «Мострансавто», которые изначально не содержались в техзадании. Например, производитель дополнительно установил на автобусы тяговое сцепное устройство (для эвакуации), что потребовало изменения конструкции рамы; дополнительный лючок для доступа к стеклоочистителям; декоративные заглушки.

На данный момент Голицынский автобусный завод продолжает производство автобусов по данному контракту в тесном сотрудничестве с ГУП «Мострансавто»: организован двойной контроль качества поставки, для этого обеспечен ежедневный допуск на производство представителей «Мострансавто», которые совместно со специалистами предприятия контролируют все стадии изготовления автобусов и участвуют в подписании чек-листа при отгрузке. Финальная приемка осуществляется при сдаче автобусов в Коломне.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera