СюжетыОбщество

Бери рюкзак, пойдем…

Американцы любят экстремальные путешествия. Их ни горные реки не пугают, ни медведи. А мы?

Этот материал вышел в номере № 124 от 6 ноября 2013
Читать
Лагерь «Большое Приключение», в котором детей учат путешествовать и помогают правильно взрослеть, работает в Республике Карелия уже 14 лет. «Новая газета» писала об этом необычном лагере, и мы полагали, что позитивный опыт организаторов активного детского отдыха Дмитрия и Матвея Шпаро быстро распространится по всей стране и что подобных лагерей будет становиться все больше и больше. Однако не все так просто...

Лагерь «Большое Приключение», в котором детей учат путешествовать и помогают правильно взрослеть, работает в Республике Карелия уже 14 лет. «Новая газета» писала об этом необычном лагере, и мы полагали, что позитивный опыт организаторов активного детского отдыха Дмитрия и Матвея Шпаро быстро распространится по всей стране и что подобных лагерей будет становиться все больше и больше. Однако не все так просто. У «Большого Приключения» появились филиалы в Крыму и Подмосковье, что в масштабах страны ― лишь капля в море. Это становится особенно очевидным, если узнать, как обстоит дело за рубежом.

Случилось так, что девушке по имени Вика, которая неоднократно ездила в «Большое Приключение», посчастливилось попасть в заграничный палаточно-походный лагерь. Называется он NOLS ― по первым буквам National OutdoorLeadership School. Программы в заморском лагере похожи на наши родные «приключенческие»: есть путешествие, есть инструкторы, но акцент сделан на воспитании лидерских качеств у участников. Отсюда и leadership в названии, то бишь ― «руководство, лидерство». Мы, конечно, не удержались, с Викторией побеседовали подробнейшим образом, поскольку нам такой опыт очень важен и интересен, а в России его днем с огнем не найдешь. Беседа получилась очень долгой и обстоятельной, и вот ее краткое резюме, весьма любопытное.

Сразу оговоримся: Америка ― страна большая, и в разных регионах походы и путешествия организуются по-разному, просто в силу климатических и природных особенностей. Например, на Аляске все принципиально по-другому, а наша собеседница путешествовала в районе Айдахо.

Путешествие длилось долго ― 28 дней, подготовительный этап занимал всего лишь какие-то сутки. Родные привезли детей на базу, расположенную в деревне, там и оставили. «База» ― сказано сильно, поскольку занимает она всего лишь один простой деревянный дом, и первую же ночь участники провели в палатках (это-то ребятам из «БП» хорошо знакомо и понятно!). Сразу по приезде молодежь окунулась в занятия: как собрать рюкзак, что берем поесть, как обеспечить безопасность и т.д. А уже на следующий день все были вывезены в глушь для того, чтобы начать «хайкинг» ― то есть «пешее путешествие» по-нашему.

Если вы попытаетесь с помощью интернета разобраться, чем хайкинг отличается от треккинга, вы сломаете голову, настроение и компьютерную мышь. Поэтому просто скажем: наша Вика отправилась с рюкзаком за плечами путешествовать по несильно гористой местности. Эта часть программы длилась 17 дней, а потом все участники с радостью и облегчением пересаживались на рафты, чтобы 9 дней наслаждаться сплавом. Мобильные телефоны, между прочим, забрали сразу, а связь с родными поддерживалась лишь изредка, и только с помощью писем, написанных от руки! (В случае с россиянкой, конечно, сделали исключение, и в определенных пунктах вручали ей распечатку электронных писем из дома.) Однако давайте обратимся к впечатлениям Вики. Более всего ее волновала не тяжесть предстоящего пути, а то, как она будет общаться со своими иностранными ровесниками. И это понятно. Ладно ― километры и нагрузки, а вот молчать и кивать целый месяц ― весьма неприятная перспектива. Но в первые же дни эти страхи улетучились: люди были настроены крайне доброжелательно, терпеливо объясняли какие-то непонятные моменты, а английский Вики стал стремительно улучшаться.

Ежедневно с утра большая группа разбивалась на мини-команды, каждую из которых возглавлял Leader of the day (LOD) ― Лидер дня. Он должен был, посовещавшись с группой, выбрать маршрут продвижения и провести группу в конечную точку. Профессиональный инструктор есть в каждой мини-команде, но он — только участник. Вика со смехом рассказывает, как она умудрилась «заблудить» всю группу аккурат в день своего лидерства. Инструктор лишь изредка корректно задавал вопросы: «А как ты думаешь, где мы сейчас? А сколько ты нам даешь еще на поиски дороги, темнеет вроде…» В результате ночевала их пятерка в этот день отдельно от всех остальных. Однако программа выстроена четко, и то, что каждая подгруппа несет снарягу, достаточную для автономной ночевки, обговаривается и организуется каждый день заранее, до выхода на маршрут. Самое забавное, что на следующий день было обнаружено, что ночевали они не сильно далеко от остальной группы ― метрах в 500, не более.

Интересны и другие организационные мелочи, которые вовсе и не мелочи даже. Готовят только на примусах ― это один из принципов большой экологической политики, которую на русский язык корректнее всего перевести «Не наследи». Представьте себе чистый-чистый пол в комнате, на котором вы оставляете грязнющие следы сапогами. Примерно так мы и путешествуем по родным краям, но не всегда это замечаем. Хорошо, что в «Большом Приключении» думают об экологии и чистят стоянки за собой и за другими туристами, но в продвинутых странах пошли дальше. Там все путешествие подчиняется ряду жестких принципов, но об этом ― отдельный большой разговор.

Диких животных в Америке не меньше, чем в Карелии, но идти в поход из-за этого не боятся, просто хорошенько готовятся. Каждая команда вооружена специальным спреем от медведя, а на ночь продукты кладутся в сетку, которая при включении электронного механизма начинает издавать звук, заставляющий крупных животных держаться на значительном расстоянии.

Когда пешее путешествие закончилось, вся команда пересела на рафты. При этом инструкторский состав был обновлен: из стареньких инструкторов осталась только одна женщина по имени Эмили ― видимо, самый универсальный инструктор. Сплав на четырех рафтах, по словам Вики, ― мероприятие гораздо более простое и необременительное, чем хайкинг. Что в общем-то понятно: рюкзак плечи не давит, ноги не нагружены ― словом, красота! Но от выполнения обязанностей ребят никто не освобождал: все должности были зафиксированы на табличке, размещенной на видном месте.

В программе присутствовал и образовательный компонент. В путешествие в обязательном порядке берется библиотека. Нет, конечно, не стоит представлять себе сервант с книгами, но набор из нескольких книг у инструкторов был ― в пешем путешествии поменьше, в водном ― побольше. По вечерам было многоступенчатое подведение итогов дня (ребята рассказывали о своих впечатлениях, задавали вопросы, решали организационные проблемы) и непременное чтение. А иногда книги подключались непосредственно к познавательному процессу по ходу путешествия: например, инструктор знает, что в этот день группа обязательно пройдет мимо рощицы, где буду преобладать такие-то деревья. Он дает Вике книжку или статьи про это дерево и просит подготовить небольшое сообщение. Представляете, как здорово, если вдруг группа останавливается и один из участников выступает в роли экскурсовода. «А сейчас я вам расскажу о можжевельнике…», и далее ― средняя высота, продолжительность жизни, где растет, и так далее, и так далее. Вы смотрите на можжевельник и запоминаете, а тот, кто доклад делает, так уж тем более не забудет. Или на рафтах, например. Пристают все к берегу, и кто-то (заранее подготовившись) говорит: «Здесь неподалеку живет удивительный человек ― он написал несколько учебников по математике… или спас троих детей из горящего дома… или еще что-то сделал выдающееся». Такое учение ― точно не мучение, а удовольствие, интерес и польза.

Целый месяц провела Вика в чужой стране, причем не в отеле, где все включено, а в походе. «Ну и отдых…» ― протянет кто-то. «Вот это настоящий отдых!» ― восклицает Вика и улыбается. Кстати, в характеристике, которую недавно прислали заграничные инструкторы, они особо отметили ее улыбку. Только не надо думать, что оценки инструкторов были исключительно восторженные, ― нет, там все было весьма спокойно и объективно. И в целом оценили участие в программе на «троечку», а «пятерок» в их группе не получил никто, и «четверок» было очень мало. Так что к клиентам там не подлизываются, объективность важнее.

Подобных лагерей за границей много: там такой отдых очень даже в моде и в цене, причем цене немаленькой. По всей Америке разбросаны подразделения NOLSa и других компаний, которые обеспечивают активный отдых на дикой природе. Нам остается радоваться за иностранных коллег, перенимать у них ценный опыт и добиваться, чтобы престиж активного отдыха на природе и в России рос как на дрожжах.

Екатерина КОЛЕСНИКОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow