СюжетыКультура

Откройте ваши уши!

Начало музыкального сезона вселяет надежды на незабываемые впечатления

Этот материал вышел в номере № 98 от 4 сентября 2013
Читать
Начало музыкального сезона вселяет надежды на незабываемые впечатления...
Изображение

РИА Новости

Прошлый музыкальный сезон вышел мало того что ни шаткий ни валкий, так еще и криминальные кошмары в Большом перешибли все эстетические впечатления. Кто теперь, придя в Большой театр, не вспомнит о злополучной серной кислоте?

Крайне неприятный осадок остался и от бесследного исчезновения с музыкальной карты фестиваля «Оркестры мира». Пока советником президента по культуре был певец-государственник Юрий Лаптев, ему удавалось убеждать правителей, что День России 12 июня надо отмечать не пьяными гулянками, а выступлением классных оркестров. За семь фестивалей их выступило в Колонном зале не меньше тридцати! По масштабности с «Оркестрами мира» сравнится только Фестиваль Ростроповича, прошедший в четвертый раз и, как всегда, без случайностей — только отменное качество.

Зарубежных солистов все больше, и они все мельче. Но, может, это и хорошо и мы просто подключились к европейскому круговороту солистов в природе, выгодному и артистам, и продюсерам.

Современные сочинения — еще один показатель текущей музыкальной жизни. Очевидные усилия тут прилагают худрук Московской филармонии Александр Чайковский да консерваторский ансамбль «Студия новой музыки» (руководитель — композитор Владимир Тарнопольский), который без лишней суеты, но при полных залах, выполняет исключительную просветительскую функцию.

В противовес ему оглушительную рекламу имел проект «агента изменения» Василия Бархатова «Опергруппа» («плацдарм для самых смелых творческих инноваций в области музыкального театра»). Материальную поддержку от государства он получил, а от моральной — хипстеры, на которых был главный расчет, как-то неблагодарно улизнули. Прожект стух, а «агента» пока зазвал к себе главным режиссером питерский Михайловский театр.

Наиболее сильные музыкальные впечатления связаны с двумя фестивалями — «Золотой маской», где всех сразил своими операми и балетами Пермский театр, и Чеховским, традиционно доставляющим в вечно голодную Москву крупные музыкальные вещи — балетные спектакли Жозефа Наджа и Охада Наарина, «Спящую красавицу» Мэтью Боурна, танцы Марии Пахес и саму великую и никем не заменимую Сильви Гиллем.

Пасхальный же фестиваль несколько сдулся. Во-первых, из-за крайней занятости Валерия Гергиева, открывавшего вторую сцену Мариинки; во-вторых, из-за отсутствия подобострастного интереса к Пасхальному нынешнего мэра Сергея Собянина, чем отличался его предшественник.

Звездоликие

Начнется сезон 2013/14 роскошно — Пятым Большим фестивалем Российского национального оркестра (6—23 сентября). Нет у нас другого оркестра, который проводил бы собственный фестиваль. Семь концертов; первый — в Зале им. Чайковского: в Брамсе будет солировать интересная французская пианистка Элен Гримо, большая защитница природы в целом и волков в частности. За пультом — Михаил Плетнев. Из раритетов: 10 сентября прозвучит неизвестная у нас оратория Жюля Массне «Мария Магдалина». Выбор Плетнева обусловлен тем, что Чайковский однажды признался: слушая эту ораторию, «пролил слезы». Тема греха, раскаяния и глубоких личных переживаний по этому поводу Плетневу кажется очень важной.

Сам он после всех перипетий вернулся на сцену и как пианист. В прошедшем сезоне это стало одним из главных событий. На фестивале Плетнев будет солировать 20 сентября в Концерте-фантазии Чайковского.

В Большом зале консерватории (БЗК) 6 сентября пройдет вечер к 85-летию великого дирижера Евгения Светланова. Играет Госоркестр, которым он руководил больше 35 лет. Нынешний главный дирижер ГАСО Владимир Юровский подготовил необычную программу: кантаты «Семеро их» Прокофьева (халдейское заклинание в переложении Бальмонта) и «Звездоликий» Стравинского (тоже на стихи Бальмонта), Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бартока и любимые Светлановым «Колокола» Рахманинова. В фойе БЗК стоит посмотреть установленный здесь в июне бронзовый бюст Святослава Рихтера прекрасной работы Эрнста Неизвестного.

21—30 сентября в залах консерватории пройдет скрипичный конкурс им. Ойстраха. Председатель жюри — Игорь Ойстрах, сын Давида Великого, живущий в Бельгии.

21 сентября в Большом зале консерватории поет Чечилия Бартоли, колоратурное (подвижное) меццо-сопрано, певица номер один в мире, умница, труженица и большая выдумщица. На этот раз в программе — арии из итальянских опер Генделя. В последние гастроли в 2011 году она привозила программу Sacrificium («Жертвоприношение»), посвященную искусству неаполитанских кастратов.

Кастратов сейчас нет, но певцы с редкими высокими мужскими голосами, способные исполнять их репертуар, попадаются все чаще. Сейчас они в большой моде. Один из них, контртенор Филипп Жарусски (Jaroussky), 27 сентября откроет 11-й концертный сезон Московского международного Дома музыки программой «Фаринелли». По легенде, дедушка певца эмигрировал из революционной России и при пересечении границы говорил о себе: «Я — русский»; откуда и фамилия певца. Красавец Жарусски блистает сегодня в барочных операх; он тоже не впервые в Москве, и с каждым разом поклонников прибавляется.

Верди с Вагнером наперегонки

Первую оперную премьеру нового сезона покажет «Геликон». 5 сентября «Бал-маскарад» Верди в постановке Дмитрия Бертмана. В мире идет Год Верди и Вагнера (200-летние юбилеи), поэтому театры дают их наперебой.

Летом репетировала и оперная труппа Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, внезапно покинутая своим директором Владимиром Уриным, сменившим на аналогичном посту Анатолия Иксанова в Большом театре. Его родной «Стасик» 27 сентября сыграет премьеру оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке латыша Андрейса Жагарса. Тут можно ждать много формальных, но не слишком тонких режиссерских штучек в постмодернистком жанре прикола.

Первой премьерой — уже при новом директоре Урине — в Большом театре станет 16 октября капитальное возобновление оперы Вагнера «Летучий голландец» (на Новой сцене; постановка 2004 г.) — блестящего спектакля Петера Конвичного с международным составом. Юбилей Верди Большой отметит на Основной сцене в декабре (17—22) — премьерой «Дона Карлоса» в постановке Эдриана Ноубла.

Большая часть других планов Большого театра странна до курьеза. Так, симфоническими концертами замечательного оркестра ГАБТа продирижируют Владимир Спиваков и некто Хезус Лопес-Кобос. В связи с этим интересно, на какой дороге театр потерял Владимира Юровского и Теодора Курентзиса — им уже который год здесь не предлагают не только спектаклей, но даже концертов.

Что будет делать с Большим Владимир Урин, предположить трудно. Надолго ли он там? Если уведет за собой кадры из Музтеатра им. Станиславского — значит, да. Но, скорее всего, он оставит себе путь к отступлению в виде неразоренного «Стасика».

Вагнер и Верди, естественно, два облюбованных композитора и в театре «Новая опера» им. Колобова. Здесь с 25 октября по 10 ноябряцелый фестиваль. Будет и прекрасный «Лоэнгрин» (1 ноября), и удачная последняя премьера сезона 2012/13 гг. — «Тристан и Изольда» Вагнера (3 ноября), и «Трубадур» Верди в постановке Марко Гандини, первый показ которого состоится еще в сентябре — 24-го. Дирижер Ян Латам-Кёниг явно влил в «Новую оперу» новые силы и, кажется, не допускает больше безвкусного балагана, который вдруг брался неизвестно откуда наряду с приличными постановками. И будем надеяться, что назначенный год назад директор театра Дмитрий Сибирцев, известный организацией кроссовер-концертов, не заставит талантливых артистов размениваться на проекты-однодневки.

Короли рейтинга

Один из наиболее ожидаемых концертов — 23 октября в Зале им. Чайковского. Ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства») Уильяма Кристи, члена Академии изящных искусств Франции, привозит программу «Сад господина Рамо». Это так называемая аутентичная музыка. В 2010 году Кристи на пресс-конференции в Москве совершенно покорил словами: «Мы занимаемся исследовательской деятельностью, пытаясь максимально приблизить звучание к замыслу композитора и манере исполнителей того времени. Но наша археология пропитана страстью! Кроме того, аутентичная музыка предполагает, что ею занимаются неординарные личности, которые «звучат» уже сами по себе».

Гарантированная вершина первой половины сезона — гастроли амстердамского оркестра «Концертгебау» под водительством Мариса Янсонса. Это единственный дирижер мира, возглавляющий сразу два коллектива из десятки мировых лидеров. С оркестром Баварского радио Янсонс побывал весной на Фестивале Ростроповича, явил абсолютное музыкальное совершенство; что же теперь ждать от «Концертгебау», занимающего в рейтинге первую строчку?.. Напомним, что 70-летний маэстро — сын выдающегося советского дирижера Арвида Янсонса, приглашенного когда-то Мравинским из Риги в Ленинград. У Мравинского ассистентом работал и Марис, пройдя школу в Вене у Сваровски, ученика Рихарда Штрауса. Родным городом считает Петербург и на провокационные вопросы не устает отвечать: «Я никуда не уезжал!» Янсонс с «Концертгебау» в Москве — 9 ноября в БЗК (Бетховен, Рихард Штраус), 10-го — в Зале Чайковского (Малер).

Ну и наконец, 20—24 ноября в этом же зале, вновь оспаривающем первенство у Большого зала консерватории, стоит послушать все подряд симфонии Бетховена в исполнении Венского филармонического оркестра (3-е место в мировом рейтинге) под управлением Кристиана Тилеманна. Эта музыка действительно придает мужества, если жизнь становится совсем уж неприглядной. Бетховен напомнит, как поизящнее, по его словам, «схватить судьбу за глотку».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow