СюжетыПолитика

Переговорщик, Зануда и Ждущий-в-уголке

Игра в выборы: будущие наблюдатели перевоплощаются в фальсификаторов, чтобы понять их слабые места

Этот материал вышел в номере № 98 от 4 сентября 2013
Читать
Человек в черном пиджаке прячется за дверью и лихорадочно проставляет галочки в бюллетенях. Его ловят у самой урны. «Полиция!», «Что вы меня за руки хватаете?!» — наблюдатель закрывает ладонями щель в урне, чтобы предотвратить вброс. Это легко сделать даже одной рукой, потому что вместо урны — коробка прорезью в крышке. В офисе «РосВыборов» идет обучающая игра для наблюдателей

Человек в черном пиджаке прячется за дверью и лихорадочно проставляет галочки в нескольких бюллетенях сразу. Его ловят с поличным у самой урны для голосования. Крики: «Полиция!», «Что вы меня за руки хватаете?!» — наблюдатель закрывает ладонями щель в урне, чтобы предотвратить вброс. Это легко сделать даже одной рукой, потому что вместо урны — коробка из-под кофеварки с прорезью в крышке. В штабе «РосВыборов» идет обучающая игра для наблюдателей.

Ученики — занятия бесплатные и пускают всех — делятся на две группы: члены комиссии и наблюдатели. Для упрощения модели все члены УИК пытаются фальсифицировать выборы, а задача наблюдателей — им помешать. Чтобы все 70 пришедших на тренинг были при деле, в комнатах разворачивают 4 избирательных участка. Кандидатов два — Белов и Чернов, все вбросы идут за Чернова. «Выборный день» продолжается около часа чистого времени, поэтому интенсивность событий зашкаливает: урна подвергается нападениям каждые 30 секунд. Девушка наступает на человека, у которого из кармана торчит подозрительная пачка бумажек — она снимает его на айпад, он закрывает лицо.

— Что это за люди у вас стоят у урны? — качает права полный мужчина. — Кто-кто уже голосовал здесь? Я?! Да вы бредите!

— Я видела, он трогал бюллетени! — заявляет член УИК, указывая на наблюдателя. Комиссия, не откладывая, голосует за изгнание:

— Единогласно! Свободен!

— Где решение в письменном виде? — требует тот. — Дайте копию!

В свои роли участники вошли самозабвенно, «члены УИК» фальсифицируют с азартом, которым вряд ли обладают реальные учителя и работники ЖЭКов, как правило, наполняющие избирательные комиссии. «Полицейский» давит на «наблюдателя»: «Пришли и выборы срываете! На Конституцию в другом месте будете ссылаться! Есть решение комиссии, покиньте участок!» «Наблюдатель», хоть и выше на две головы, густо краснеет и говорит все тише.

Милиционера весьма профессионально изображает Алексей Миняйло, автор деловой игры «Наблюдатели vs Фальсификаторы». Вообще-то он делает подобные игры для бизнесменов, а обучение наблюдателей — часть общественного проекта «Хорошее дело», который он организовал вместе с друзьями. Кроме этого, они занимаются социализацией подростков-детдомовцев. «Все встрепенулись после 5 декабря, помните? Мы пришли в «Гражданин наблюдатель»…» В деловой игре, созданной Алексеем и его товарищами, будущие наблюдатели уже участвовали перед президентскими выборами 2012 года, с тех пор готовят общественность к местным выборам в 9 городах: Петербурге, Пензе, Вологде, Челябинске, Туле…

«Готовый» наблюдатель — тот, кто прослушал предварительную лекцию, прошел игру, а потом — еще одну лекцию, для продвинутых. Ну а чтобы стать профи, надо побывать на трех-четырех настоящих выборах. Без знания законов никакие игры не помогут: федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О полиции» для прочтения обязательны, их 8 сентября нужно иметь их на руках — с закладками в важных местах.

На предварительном инструктаже Миняйло предупреждает: «Мы с вами не особенно стрессоустойчивы: не привыкли чуть что — морду бить… Совет: сделайте какой-нибудь провокационный плакат и постойте с ним у метро. Вы привыкнете «чувствовать себя идиотом» — поймете, что это нормально. А в решающий день перед вами не раз встанет выбор: почувствовать себя идиотом или вообще ничего не делать».

Наблюдателям с одного участка лучше познакомиться заранее, хотя бы накануне, и распределить роли. На каждом участке должен быть принимающий решение и умеющий строить стратегию Главный Переговорщик, который при разговоре с комиссией не сорвется на крик и заставит воспринимать себя серьезно, Зануда, вызубривший законы и умеющий писать жалобы, и Человек-который-сидит-в-уголке, когда все буянят, — именно он заметит происходящие «под шумок» вбросы и фальсификации. Еще один человек должен стоять со счетчиком — считать избирателей, чтобы сравнить с цифрами в протоколе.

Игроки-наблюдатели, разбившись на пятерки, распределяют роли перед тем, как зайти на участок. В комнате-участке тем временем «члены УИК» совершают первый вброс.

— Почему нас пустили только в 8.05? — возмущаются запущенные наконец наблюдатели. — Почему урна опечатана без нас? Распечатывайте!

— Покажите, где в законе написано, что для вас я обязана распечатать урну! — милая женщина, пришедшая на тренинг, перевоплотилась в типичную стервозную «тетку»-члена УИК.

— Все, мы пишем жалобу.

— А у нас бумага на участке закончилась, — говорит другой член комиссии и не может сдержать смеха от собственной наглости. Впрочем, перед игрой друг другу рассказывали байки о том, как на прошлых выборах в воду наблюдателям подмешивали слабительное, так что бумага — это еще цветочки.

У столов комиссии толкотня, на одном участке на несколько секунд гаснет свет, крики «Полиция!» раздаются каждую минуту, но полицейские на стороне фальсификаторов или просто устало отмахиваются в ответ на все требования — как в жизни. Фальсификаторы одерживают верх на всех четырех участках. «У меня от такого моделирования руки опустились: вбросы идут, жалобы игнорируют, ничего не сделать», — расстроился мальчик-хипстер, которого в начале игры удалили с участка. Одну из мер воздействия на комиссию — обращение в ТИК — не отыгрывают, но известно, что распоряжение вбрасывать и «каруселить» исходит как раз оттуда.

— В ТИКе могут, в ТИКе могут все что угодно, — напевает Алексей на мотив детской песенки про папу. И наставляет: — Если не помогла ни мобильная группа, ни ТИК, ни полиция, единственный способ — всем рассказать. В России YouTube сильнее суда.

Снимать на видео нужно любое нарушение — при этом повторяя, где вы находитесь и показывая в объектив циферблат часов.

Подсчет голосов плавно перетекает в работу над ошибками. Враждовавшие только что члены разных команд устало облокотились на стол.

— Большая ошибка, что никто из наблюдателей в углу не сидел, все бросались в бой. Я несколько раз вбросила! — отмечали те, кто играл за комиссию.

— И в списках мы много фальсифицировали, а вы не проверяете наши подсчеты.

— А я жалобы от наблюдателей брал, но выкидывал: никто не следит, чтобы мы ее рассмотрели.

— Ты же председатель, все правильно! — смеются вокруг.

«Оценивайте, какой эффект от ваших действий достижим, чтобы не было разочарований, — предупреждает напоследок Алексей. — Помните, как удивлялись в 2012-м: 3 раза уже сходили на митинг, а Путин все еще у власти.

Сейчас, объективно, — Путин самый популярный политик в России. Не надо ожидать, что вы понаблюдаете — и сейчас же все станет на свои места. Это долгая история. Посмотрите на себя, сейчас одиннадцать часов вечера, а вы сидите бодрые и веселые. Скажу пафосно, но вы — авангард армии света, — улыбается ведущий. — От вас зависит будущее России».

Почти в полночь тренинг заканчивается. «Авангард армии света» расходится по домам, а в день выборов им придется быть на ногах до утра — если, конечно, их не выдворят с участков раньше.

P.S. Обучающие игры и семинары проходят в офисе "РосВыборов" по адресу Армянский переулок, 9. Расписание можно посмотреть на сайте rosvybory.org.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow