СюжетыОбщество

Новая гастроль министра

Бизнес-империя бывшего главы Министерства природных ресурсов вступила в неравную схватку с рестораном «Хачапури»

Этот материал вышел в номере № 97 от 2 сентября 2013
Читать
Бизнес-империя бывшего главы Министерства природных ресурсов вступила в неравную схватку с рестораном «Хачапури»
Изображение

Недавно в соцсетях случился переполох: пользователи «Фейсбука» делились друг с другом фотографиями, будто сделанными в 90-е: молодые люди квадратного телосложения в масках, с арматурой штурмуют в центре Москвы кафе «Хачапури». Шоу — классическое: с художественным выпиливанием окна, погромом и мордобоем, скучающими сотрудниками полиции, ЧОПом, не пускающим в здание хозяев, и перекопанными дорожками к заведению, в котором любили отдыхать москвичи.

О подобном столица успела забыть, и потому к боевым действиям при «Хачапури» было привлечено пристальное внимание. «Новая» тоже писала об этом и задалась вопросом: а кто, собственно, решил вновь ввести в обращение стиль ведения бизнеса под условным названием «быкующая гопота»?

Мы задали этот вопрос и ГУ МВД по Москве, и врио мэра Собянину, которого этот набег поставил в весьма щекотливое положение, если учесть предвыборную кампанию. Ответов пока не получили и потому решили разобраться сами.

«Хачапури» находится на Шлюзовой набережной, 2/1. Это — адрес ОАО «Автокомбинат-4», у которого чуть больше года назад хозяева кафе арендовали три полусгнивших гаража и за два месяца превратили их в аккуратный ресторанчик. Дела молодые предпринимательницы — Татьяна Мельникова и Екатерина Дроздова — вели с дирекцией комбината, и проблем не возникало. А вот когда бизнес развернулся в полную силу, на огонек заглянул Виталий Артюхов.

Когда-то этого человека знала в лицо вся страна, которую он поражал своими фантастическими решениями на предмет добычи полезных ископаемых. В бытность Артюхова главой Министерства природных ресурсов велись крупномасштабные нефтяные войны, делились месторождения: тогда он решал судьбу целых регионов. Увы, человек, теряющий кресло, мельчает быстро, — теперь вот война ведется всего лишь за маленький ресторанчик.

Широкой публике господин Артюхов стал особо известен последним днем своей работы в должности министра — за несколько часов, которые оставались до истечения его полномочий, он распорядился подписать 62 лицензии на разработку разнообразных нефтяных месторождений. По данным СМИ, существенные преференции от этого получил ЛУКОЙЛ, который, по мнению журналистов, лоббировал выдвижение в Совфед от Волгоградской области младшего сына министра — Вадима Артюхова. Однако операция была пресечена.

На сегодняшний день экс-министр возглавляет ФГУП «Центр» (такой госконсалтинг), и вроде бы — все. Однако у Виталия Григорьевича есть семья. ОАО «Автокомбинат-4», у которого «Хачапури» арендует помещения, возглавляет Артур Артюхов — внук Виталия Григорьевича. А само ОАО принадлежит ООО «Т.И.М. Групп» — его контролируют члены семьи Артюховых (согласно официальным данным). Еще СМИ писали о том, что семья экс-министра получила контроль и над Росдорбанком, созданным в 1991 году для обеспечения нужд дорожного строительства.

Виталий Георгиевич в акционерах банка не числился, но, как следует из трудовой биографии, в свое время по-трудился в Министерстве транспорта, из недр которого и появилась Федеральная дорожная служба. Службу возглавил Артюхов и руководил ею вплоть до получения портфеля министра природных ресурсов (2001 год). А Росдорбанк как раз активно участвовал в развитии дорожной системы страны. Правда, президент Путин тогда скептически отнесся к усилиям ФДС, сказав: «Если бы деньги тратились на дороги — в России были бы дороги», — это по поводу того, что 30 миллиардов долларов, которые были выделены службе за шесть лет ее существования, не всегда воплощались в асфальт.

Однако, несмотря на конфуз, Артюхов перебрался в природное министерство, потом был уволен и исчез из поля зрения прессы. Зато Росдорбанк иногда подавал признаки жизни. И однажды попал в скандал, о котором писали СМИ (в частности, «Независимая газета»).

В 2008 году банк упоминался в истории с нахальной попыткой присвоить государственную недвижимость. Отель «Береста палас» находился на балансе ОАО «Федеральный центр логистики» — дочернего предприятия Росимущества; стоял себе, приносил копейку в казну. Когда на место директора Центра логистики пришел бывший замминистра ЧС Геннадий Короткин, то появилась идея — заняться строительством. И для того нашелся партнер — некое ООО «Спарта». Что это за ООО, никто тогда не знал. Но господин Короткин распорядился перевести все средства ФЦЛ из Райффайзенбанка в плетущийся в конце рейтингов Росдорбанк. С этим банком вела дела и «Спарта». ФЦЛ передал «Спарте» 320 миллионов рублей в рамках инвестиционного проекта, а затем выставил на торги гостиницу «Береста» за те же 320 миллионов. В СМИ писали, что некоторое время спустя «Спарта» продала эту гостиницу. Сейчас она — часть сети отелей «Парк Инн».

Вообще-то про Артюхова всегда говорили, что он — рачительный хозяин: ни одна копейка не закатится под плинтус. Вот и теперь суть конфликта между семьей экс-министра и «Хачапури» сводится к тому, что, по словам хозяев и юристов ресторана, Виталий Георгиевич решил получить с арендаторов лишних пару миллионов долларов, а они предложили все-таки придерживаться ранее заключенного договора.

Все это вылилось в коммунальную свару: отключение воды, затем — затяжная осада с перекопанными дорожками, и, наконец, закончилось штурмом. Правда, после скандала владельцы ОАО «Автокомбинат-4» намекнули на необходимость перенести баталии на правовое поле (что мешало вспомнить ранее о том, что в России все-таки действует арбитраж, — не совсем понятно). Известно, что «Автокомбинат» намерен судиться с Росреестром, который регистрировал договор и допсоглашение между комбинатом и кафе, и, кроме того, припас два иска к «Хачапури». И вот спрашивается: а мебель тогда зачем было ломать?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow