СюжетыЭкономика

Несомненно, это война

Гендиректор «Уралкалия» — первый военнопленный в долгой истории белорусско-российских конфликтов

Этот материал вышел в номере № 95 от 28 августа 2013
Читать
Гендиректор «Уралкалия» — первый военнопленный в долгой истории белорусско-российских конфликтов. Если бы Александр Волошин и Сулейман Керимов опрометчиво приняли приглашение премьер-министра Белоруссии, пленных было бы больше...
Изображение

Если бы глава совета директоров «Уралкалия» Александр Волошин и акционер Сулейман Керимов приняли бы письменное приглашение-замануху от белорусского премьера Михаила Мясниковича, то арестованных в понедельник в Минске россиян было бы трое. Но Волошин с Керимовым отвергли приглашение, а вот генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер прилетел в Минск на переговоры с белорусским премьером. После встречи его задержали в минском аэропорту.

В тот же день пресс-секретарь Следственного комитета Беларуси Павел Траулько сообщил журналистам, что Баумгертнеру уже предъявлено обвинение по статье 424-й части 3-й (злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение) и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Вообще, в Беларуси сначала принято задерживать на трое суток — и это еще не арест. В течение 72 часов задержанному должны либо предъявить обвинение и избрать меру пресечения, либо отпустить. Судя по тому, что Баумгертнер оказался арестованным и обвиняемым не через трое суток, а сразу же, — к спецоперации под названием «Погром на «Уралкалии» готовились давно. И все бумаги, включая постановление об аресте с прокурорской подписью, уже были подготовлены задним числом. Так что Волошину и Керимову просто повезло — прилети они в Минск, возможно, сидели бы в соседних камерах. А еще четверо топ-менеджеров «Уралкалия» — член наблюдательного совета Олег Петров, первый заместитель генерального директора Константин Солодовников, заместитель генерального директора по финансам Игорь Евстратов и начальник фрахтового отдела Дмитрий Самойлов — объявлены в международный розыск.

В официальном заявлении следственного комитета говорится, что основанием для возбуждения уголовных дел послужили «материалы о совершении злоупотреблений служебными полномочиями в корыстных целях, повлекшие нанесение существенного вреда государственным и общественным интересам Беларуси, а также нанесение ущерба в особо крупном размере ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «БКК».

Вечером в понедельник белорусским телезрителям объявили, что следственный комитет раскрыл преступление года, и показали кадры задержания Баумгертнера. Двое в штатском ведут его к выходу из какого-то явно служебного помещения, Баумгертнер в наручниках, затем стоит лицом к железной двери в помещении для личных досмотров, опираясь руками о стену, а сзади — уже двое в камуфляже, и, наконец, он же в кабинете следователя на допросе. Все снято скрытой камерой. Судя по фрагментам «интерьера», попавшим в кадр, Баумгертнер находится в СИЗО КГБ: следственный комитет Беларуси существует всего полтора года и собственной тюрьмой еще не обзавелся.

Затем представитель СК Павел Траулько в вечернем эфире белорусского телевидения рассказывал телезрителям о готовящемся рейдерском захвате «Беларуськалия» и персонально о Керимове:

«Часть данных, имеющихся в распоряжении следствия, проливает свет и на враждебные планы менеджмента «Уралкалия» в отношении израильских, немецких и канадских производителей калия. Причем предварительная оценка данных материалов показывает, что речь идет не о нормальной конкурентной борьбе, ведущейся в рамках закона, а о противоправных планах, от которых за версту тянет масштабным аферизмом и международным рейдерством. Приведу лишь один факт: сценарий того, что произошло сейчас, был разработан фигурантами дела еще в 2011 году. Уже тогда результатом своих действий они прогнозировали обвал мирового калийного рынка и готовили условия для получения максимальной выгоды для себя. В целом же хочу сказать: есть все основания утверждать, что в ближайшее время в распоряжении следствия появятся новые факты противоправной деятельности обвиняемых. На предмет причастности к противоправной деятельности дается правовая оценка действиям и иных лиц, в том числе одного из акционеров «Уралкалия» Сулеймана Керимова».

Кстати, именно в 2011 году, когда в Беларуси обвалился местный рубль и граждане начали многодневную осаду обменников с ночными дежурствами, перекличками и номерами в очереди, чтобы купить на мгновенно обесценившиеся цветные бумажки хоть пару десятков долларов, Александр Лукашенко сам заговорил о продаже «Беларуськалия». По сведениям из разных источников, он вел переговоры именно с Керимовым, но стороны не сошлись в цене. Лукашенко заявил, что дешевле, чем за 30 миллиардов долларов, предприятие не продаст. И сделка не состоялась. Теперь же руководителей «Уралкалия» обвиняют в том, что еще тогда, не получив вожделенную компанию, они задумали рейдерский захват и все это время его готовили.

Кстати, по белорусским законам, иностранные адвокаты не имеют права работать на территории страны. То есть услугами своих защитников Баумгертнер в белорусском СИЗО воспользоваться не сможет. Кто из белорусских адвокатов будет защищать главу «Уралкалия» — пока неизвестно. Последняя информация о Бумгертнере — на допросе вину не признал, арест санкционирован на два месяца.

По официальной версии, топ-менеджмент «Уралкалия» нанес белорусской экономике ущерб в размере 100 миллионов долларов, и теперь белорусская сторона будет добиваться ареста активов компании. Несомненно, это война.

У Беларуси и России и прежде бывали экономические войны — и газовые, и молочные, и кондитерские. Но никогда прежде в этих войнах не брали пленных. Владислав Баумгертнер — первый военнопленный в долгой истории белорусско-российских конфликтов. Если бы на подставу премьер-министра Мясниковича клюнули остальные приглашенные — военнопленных было бы больше.

Зачем вообще понадобилось использовать премьер-министра в качестве подсадной утки (все-таки не по чину) и устраивать маски-шоу с топ-менеджером российской компании — как раз понятно. И тут дело не только в калийных удобрениях. Просто за всю историю белорусско-российского экономического противостояния Лукашенко всегда отводилась роль не главы государства, а хозяйствующего субъекта. Один из первых газовых конфликтов Владимир Путин назвал спором хозяйствующих субъектов. Лукашенко-то грезил о настоящей войне и угрожал, что весь белорусский народ уйдет в землянки и вспомнит партизанское прошлое. А тут — всего лишь «субъекты». И враги у Лукашенко были все-таки не уровня Путина с перерывом на Медведева, а рангом пониже: то Миллер, то вообще Онищенко, то Керимов. И теперь, когда Владислав Баумгертнер арестован не просто в аэропорту, а после встречи с премьер-министром, на которую прилетел по его личному приглашению, — пусть-де попробуют отбрехаться конфликтом субъектов хозяйствования. Лукашенко вести переговоры хочет только с Путиным. И арест Баумгертнера — прямое тому подтверждение: хотим, чтобы сам Путин приехал освобождать пленного и заодно денег побольше дал за славянское братство. И вообще понял, наконец, что Беларусь — государство хоть и маленькое и зависимое от российского газа, но очень агрессивное. От такого лучше просто откупиться.

Справка «Новой»

«БКК» (Белорусская калийная компания) была эксклюзивным экспортером калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Уралкалий». Компания была учреждена на паритетных условиях в декабре 2005 года. В настоящее время акционерами «БКК» являются ОАО «Беларуськалий» (45%), Белорусская железная дорога (5%) и ОАО «Уралкалий» (50%). 30 июля 2013 года «Уралкалий» заявил о прекращении экспорта через «БКК». Единственным каналом экспортного сбыта продукции предприятия стал «Уралкалий-Трейдинг». В официальном сообщении компании говорилось, что сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках «БКК» зашло в тупик.

«Уралкалий» всегда настаивал на том, что экспортные продажи обоих производителей должны осуществляться через единую товаропроводящую сеть. Этот фундаментальный принцип сотрудничества был нарушен с подписанием указа президента Беларуси от 22.12.2012 № 566 об отмене исключительного права Белорусской калийной компании на экспортные поставки белорусского калия, вслед за которым последовали фактические отгрузки «Беларуськалия» вне рамок «БКК». Мы неоднократно обращали внимание наших белорусских партнеров на неприемлемость подобных действий, в результате которых были разрушены основы нашего многолетнего плодотворного сотрудничества. В сложившейся ситуации мы вынуждены перенаправить наши экспортные потоки на собственного трейдера», — заявил тогда Владислав Баумгертнер.

То есть если с 2005 года все продажи калийных удобрений осуществлялись через «БКК» в рамках договора, то своим указом № 566 Лукашенко дал все полномочия белорусской стороне сбывать продукцию через любых других трейдеров. В ответ «Уралкалий» объявил о максимизации объемов сбыта в ущерб цене. И мировые цены на рынке калийных удобрений обвалились на 20 процентов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow