КолонкаПолитика

Сукин сын по-китайски

Только 10% юных китайцев считают, что в жизни им помогут трудолюбие, хорошее образование и ум

Этот материал вышел в номере № 95 от 28 августа 2013
Читать
Только 10% юных китайцев считают, что в жизни им помогут трудолюбие, хорошее образование и ум. А более 80% уверены, что их успех в жизни зависит прежде всего от родителей, от того, из какой семьи они вышли

Китайский аналог наших МК и КП, в общем, молодежная газета, путем интернет-опроса выяснила: только 10% юных китайцев считают, что в жизни им помогут трудолюбие, хорошее образование и ум. А более 80%, отвечая на по-разному сформулированные вопросы, считают, что их успех в жизни зависит прежде всего от родителей, от того, из какой семьи они вышли.

Что по этому поводу говорит та самая китайская газета, понятно - беспокоится и утверждает, что тут фактор нестабильности в китайском обществе. Но давайте посмотрим на ситуацию с несколько другого угла. Что это за общество? Самый короткий ответ: традиционное до крайности. Консервативное. И суть консерватизма именно в «семейных ценностях».

Как раз сейчас в Китае и везде, где есть китайцы, заканчивается «месяц духов», пиком которого будет «ночь голодных духов». Это время поминовения предков, а души не самых благосклонных из предков умиротворяют, сжигая на алтарях всякие приношения, в основном из бумаги (как бы деньги, как бы автомобили, как бы новые дома – посылка на тот свет).

Есть в науке попытки ввести понятие «китайская религия», которая сводится именно к культу предков. Кун Цзы, он же Конфуций, был чем-то вроде ректора академии госуправления, но поскольку он был очень хорошим ректором, то постепенно стал тем, кому – поскольку он уже дух – приносят жертвы у алтаря. В общем, богом. То же произошло с Лао Цзы, Буддой. Но первыми в этой цепочке стоят покойные предки: отцы, деды, прадеды. Они все боги.

Итак, перед нами страна, где уважение к семье практически носит религиозный характер. Конечно, при прежнем режиме с религией было плохо, а еще была «культурная революция», когда власть вполне всерьез попыталась разрушить традиционную культуру. В том числе заставляя детей шельмовать отцов. Нынешний режим, который только по незнанию можно считать коммунистическим, дело совсем иное. И китайцы при нем с удовольствием вернулись к традиционной религии и культуре. В которой семья, предки – очень важная штука.

Китай не один такой, еще есть Центральная Азия. На практике респект семье и предкам там иллюстрируется фразой, возникшей пару лет назад в перепалке между американцами и людьми афганского президента Карзая: «У вас сукин сын – это человек, который помогает продвинуться родне, у нас сукин сын тот, кто этого не делает».

Помню, как, работая над эпизодом одной из своих книг, я обратился к профессору Дмитрию Микульскому, хорошо знакомому с Центральной Азией. Вопрос был такой: как в VIII веке относились к детям из хороших (да-да, богатых) семей? Какой VIII век, отвечал он мне, там и сейчас таким детям отдают предпочтение во многих ситуациях. Они чаще всего лучше образованны, они несут традиции вежливости, но вдобавок, если с ними возникают проблемы, то знаешь, к какому клану или семье обращаться.

Ну и как, это хорошо или плохо? Вообще-то перед нами вечный вопрос: где золотая середина между социальной мобильностью и наследованием лучших традиций общества. Слишком много мобильности – это революция, которая разрушает и уничтожает все на десятилетия вперед. Слишком много традиций – это застой и опять же угроза революции (вот и китайцы этим, как видим, обеспокоены).

То, что центральноазиаты и китайцы – на правом фланге традиционализма и семейственности, уже сказано. А кто на левом? Ну, вот в США считается правильным, когда сын миллионера уходит из дома, работает в «Макдональде» и вообще делает себя человеком без помощи родителей. Но как тогда быть с американским почитанием кланов типа Кеннеди? Как раз сейчас там собирает вещи, готовясь к переезду в Токио на пост посла США, старшая из Кеннеди, Кэролайн. Почему она? Потому что - образование, опыт общения с какими угодно людьми, потому что если она позвонит Бараку Обаме напрямую, то он снимет трубку, и потому что традиционалистам-японцам страшно приятно, когда к ним шлют Кеннеди.

А как насчет России? Как ответили бы наши юноши и девушки на тот самый китайский вопрос? Во времена Брежнева – известно как. А сегодня? Может, золотая середина – это мы?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow