СюжетыОбщество

История на ощупь

Почему молодой саратовец соглашается на зарплату музейного работника, проводит лето по уши в земле и считает себя счастливым человеком

Этот материал вышел в номере № 92 от 21 августа 2013
Читать
Почему молодой саратовец соглашается на зарплату музейного работника, проводит лето по уши в земле и считает себя счастливым человеком
Изображение

Археологический раскоп — квадратная яма пятидесятиметровой площади. На краю вечности зеленеет ботва моркови и баклажана — остатки огорода из современного поселка Увек. А в яме, на глубине одного метра, уже расчищены кирпичные дорожки, проложенные лет сто назад. Еще два-три дня, и археологи докопаются до золотоордынского Укека, находившегося здесь в XIII—XIV веках.

Триста рублей в день — это романтично

Мужчины в тренировочных штанах лопатами перекидывают землю в ковш стоящего возле ямы бульдозера. По виду не скажешь, но это научные сотрудники областного музея краеведения, а также сочувствующие. Дмитрий — молодой человек в красной бейсболке — историк по образованию, временно безработный. Говорит, что отдыхает здесь душой, ведь «Cредневековье — это романтика», и чуть-чуть зарабатывает (за день работы на раскопках платят 300 рублей). Борис — сын мамы-археолога. Вообще-то он хочет стать врачом, но в экспедиции уже четвертый год. Сначала, пока «был совсем мелким», сидел в лагере, отмывал керамику и кости. Нынешним летом допущен в раскоп.

«Аня, керамика!» — кричат из ямы. Найденный осколок кладут в пластиковую корзину (точно такие же есть в любом супермаркете) — они расставлены в раскопе через каждые пару метров. Девушка, сидящая наверху за раскладным столиком, карандашом ставит отметку на листе миллиметровки, указывая, в каком квадрате и на какой глубине сделана находка. Аня начала работать здесь пять лет назад, еще студенткой.

Вместе с археологами машет лопатой Евгений — владелец участка. Далеко не все жители поселка согласны предоставить для раскопок родные огороды. «А мне не жалко, — Евгений кивает на остатки грядок. — Я думал, экспедиция начнется позже, успею урожай собрать. Ну что теперь, плакать, что ли?»

Евгений перечисляет выгоды: экспедиция убрала с участка горы старого мусора, после окончания исследований яму обещают засыпать черноземом. Ему останется бумажка о проведении раскопок (без такого документа на территории Увека, объявленного археологическим памятником, официально нельзя вести земляные работы и оформить права на участок) и дармовой стройматериал — вдоль забора уже выложена груда кирпичей золотоордынской эпохи, они похожи на дикий камень для отделки стен или сооружения альпийской горки.

Изображение

Сокровища Укека

Руководитель экспедиции Дмитрий Кубанкин определился с профессией еще в школе: однажды университетский преподаватель, проводивший для школьников факультативные занятия, предложил поехать на раскопки памятника эпохи бронзы у села Смеловка Энгельсского района. После окончания истфака научный руководитель пригласил аспиранта в краеведческий музей.

Узнав о месте работы Дмитрия, новые знакомые удивляются: мол, «в музее же только бабушки работают». Зарплата старшего научного сотрудника со всеми надбавками — 10—11 тысяч рублей. Жена Дмитрия тоже историк. Спрашиваю, что может позволить себе семья молодых археологов в стране, руководство которой декларирует горячий интерес к истории? «Не бедствуем. Машины, конечно, нет, но без хлеба не остаемся. Ноутбук, комоды всякие — все как полагается», — отвечает Дмитрий Александрович.

На раскопе работают шесть дней в неделю, с 8.00 до 13.00, до 16.00 — перерыв на обед и сиесту. На повороте грунтовки к лагерю выставлен противотанковый еж из деревянных балок. Из кустов выскакивает главный охранник — Мэл. Пес щенком прибился к экспедиции несколько лет назад, и Кубанкины забрали его домой. Второй сторож крепко вкопан в землю у кухонной палатки. Деревянную фигуру зовут Идол. Десять лет назад археологи копали курган в Петровском районе, стояли лагерем на территории деревни, обезлюдевшей во второй половине ХХ века. В одичавшем саду была сухая яблоня, из которой один из ученых вырезал Идола. На День археолога ему подносили печенья, цветочный венок и ботинки (ног у фигуры нет), и так привыкли, что взяли с собой в Увек. Зимует Идол в сарае у местного жителя, а каждое лето водружается на входе в лагерь.

Находки с раскопа приносят в камеральную палатку. Керамику и кости моют в ведре с водой (в тяжелых случаях трут зубной щеткой), металл, особенно бронзу, вымачивают в растворе под названием «трилон Б» — это банка с синеватой жидкостью. Олеся Кубанкина достает пинцетом металлический предмет, покрытый толстым слоем извести, — возможно, это петля от древнего сундучка. Помимо 700-летних раритетов археологи волей-неволей поднимают массу материала, который будет представлять интерес для следующих поколений коллег: от 15-копеечной монеты 1923 года до противогазов — надев их, дачники опрыскивали сады и картошку на бескрайних «фазендах», окружавших Саратов вплоть до эпохи стабильности.

После помывки и просушки экспонаты подписывают тушью (в отличие от маркеров и авторучек она не стирается), сортируют и заносят в таблицы. Стеллаж в дальнем углу палатки занят разноцветными коробками из-под обуви и бытовой техники, в них лежит «массовый материал» — многочисленные однотипные находки, не представляющие большой ценности. Уникальные изделия удостаиваются индивидуальной тары. Из спичечного коробка Олеся достает резной треугольник — возможно, это была костяная накладка на рукоять кинжала. Вот кусок глиняной трубы — в XIII веке в Укеке действовали центральный водопровод, бани и уличные фонтаны (современному поселку об этом остается только мечтать). В прошлом году раскопали ордынские кирпичи с отпечатками лап животных, в основном собак, «лапу Мэла прикладывали — подошла».

В конце сезона экспонаты перевозят в краеведческий музей. Грант российского гуманитарного научного фонда позволяет проводить дополнительные исследования. Из Волгограда в Саратов приезжает археозоолог, по костям она определяет, какой скот здесь разводили (в Укеке было много овец, свиней и коров, а вот домашней птицы почему-то меньше). «В прошлом году нашли специалиста по рыбе и начали собирать чешую», — Олеся Кубанкина высыпает на ладонь эту самую чешую почти тысячелетней давности, больше похожую на опилки. Кстати, как выяснил специалист, в Средневековье местные жители питались в основном осетровой рыбой, которую современные саратовцы видят только на картинках.

В прошлом году в Саратов приезжала антрополог, которая реконструировала внешность жителей Укека по скелетам, найденным в одном из могильников. Это были женщина лет 25—30 и мужчина чуть старше. Оба небольшого роста — менее 160 сантиметров, астеничного сложения, судя по состоянию костей, занимались физическим трудом. В их могилах не было никаких предметов, то есть умершие были бедны. Любопытно, что у древних жителей оказался не азиатский, а скорее финно-угорский тип лица, совсем не такой, как у соседей из Царевского городища Волгоградской области.


Археологическая песочница

Укек существовал и расширялся в течение 150 лет. Как полагают археологи, город процветал. Оружия здесь почти не находят, основные находки — предметы, связанные с торговлей и ремесленным производством. «Укек содержит идею, которая нужна для нашего выживания в современном мире: здесь успешно соседствовали представители множества наций и верований. Золотая Орда вела какие угодно войны, но только не религиозные», — говорит Кубанкин. В чем заключался секрет дружбы народов, Дмитрий Александрович пока не разобрался. Как он полагает, государство и общество того времени просто не интересовались пятой графой того или иного жителя — лишь бы платил налоги и был надежным бизнес-партнером.

Гибель Укека происходила по сценарию, актуальному в любом тысячелетии: две эпидемии чумы подорвали экономику, элиты критически взглянули на власть хана, последовали двадцать лет гражданских войн, а затем внешний агрессор — Тамерлан — добил то, что осталось.

Отношение к истории считается одним из показателей зрелости общества, умения признавать ошибки и делать выводы. Как полагает Кубанкин, для того, чтобы люди захотели самостоятельно задуматься над «трудными вопросами истории», нужно для начала дать эту историю пощупать: «Как-то раз мы сделали в музее археологическую песочницу для детей. Насыпали бассейн песка, положили кисточки, накидали керамики, не представляющей научной ценности. Каково же было мое удивление, когда вперед детей туда прыгнули родители!»

Фото Веры САЛМАНОВОЙ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow