СюжетыПолитика

Остался год, если не будет сюрпризов

Верховный суд на два месяца сократил сроки заключения Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому

Этот материал вышел в номере № 86 от 7 августа 2013
Читать
Верховный суд на два месяца сократил сроки заключения Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому

На 2 месяца «скостил» срок заключения бывшим руководителям ЮКОСа Верховный суд в рамках рассмотрения их надзорной жалобы на второй приговор. Теперь, если не последует новых сюрпризов, Лебедев может выйти на свободу в мае 2014 года, а Ходорковский еще через три месяца — в августе 2014-го.

Напомним, что в конце 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил Лебедева и Ходорковского к 14 годам колонии каждого по обвинению «в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег». Затем Мосгорсуд снизил срок до 13, а спустя еще некоторое время, по ходатайству адвокатов, напомнивших о поправках, внесенных в законодательство, президиум Мосгорсуда довел срок наказания до 11 лет.

Однако, сократив размер якобы легализованных средств на 2,8 млрд рублей (это три десятых процента от упомянутых в приговоре более чем 700 млрд), Мосгорсуд почему-то не стал сокращать по этому основанию само наказание. И адвокаты направились в Верховный суд с надзорной жалобой как на второй приговор в целом, так и на все определения Мосгорсуда. Защита требовала: приговор и решения МГС отменить, а осужденных незамедлительно освободить — после уже отбытых Лебедевым 10 лет и 1 месяца и Ходорковским — 9 лет и почти 10 месяцев.

На заседании Верховного суда 6 августа Ходорковский присутствовал посредством видеосвязи из Сегежи, где отбывает срок. На большом мониторе было видно, как он отгорожен от видеокамеры сеткой-рабицей. Коротко стрижен, одет в тюремную робу с табличкой на груди. Последний раз «на публике» он был в июне 2011 года — в ходе заседания в Басманном суде, где выступал свидетелем по делу Вальдеса-Гарсия — тоже в рамках гигантского «дела ЮКОСа».

Платон Лебедев участия в заседании посредством видеосвязи из Вельска не принимал. Его представляли адвокаты.

Присутствовали в суде и представитель вечно «потерпевшего» Росимущества, и прокурор. Последняя заявила, что оснований для отмены приговора нет: «Не могу согласиться с защитой в том, что наказание как-то неправильно исчислено». Росимущество прокуратуру поддержало. После чего слово предоставили Михаилу Ходорковскому:

— Начиная с дела ЮКОСа в нашей стране прокуратура, а затем — Следственный комитет стали, наряду с TВ, главными инструментами внутренней политики. Идет ли речь о выборах, о хозяйственных делах или даже о взаимоотношениях в области веры, слова «возбуждено уголовное дело» — ключевые. Результат, на мой взгляд, — катастрофический. Именно в громких, политически мотивированных процессах, таких как этот, — задается возможность избирательного и абсурдного толкования законодательных норм.

По словам Ходорковского, неприкрытая демонстративность второго «дела ЮКОСа» привела его к следующим выводам: «Возможно, нам таким образом объясняли, что закон ничего не значит? Важно лишь благоволение власти? Получилось! <…> Речь вообще идет не об исполнении закона, а о готовности пожертвовать репутацией судебной системы ради нового тюремного срока оппонентам власти». «Для меня всегда было и остается важным добиться справедливости на Родине. Поэтому все мы ждем вашего решения», — обратился осужденный к трем судьям.

Адвокаты Вадим Клювгант, Алексей Мирошниченко и Владимир Краснов в который раз говорили о чудесах приговора за подписью Виктора Данилкина и последующих решений: одновременно суды признавали, что недостачи нет, а «потерпевшие» получили прибыль в размере 3 млрд, но при этом обвинение в «хищении» никто отменять не собирался. И защита просила весь этот «позор прекратить прямо сейчас». Однако Верховный суд этого так и не сделал.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow