Культурный центр ЗИЛ (м. Автозаводская)
Культурный центр ЗИЛ, как и ДК, не отказывается от детских студий, кружков, но предлагает открытые лекции, дискуссии, выставки и мастер-классы. Летняя программа включает концерты в парке ЗИЛ с участием молодых российских групп. Значительная часть территории КЦ ЗИЛ является свободным коворкингом.
Елена Мельвиль — директор центра
До того, как район стал пролетарским со строительством завода ЗИЛ, это была рекреационная зона Москвы. Наша концепция — «назад в будущее». Когда мы делали концепцию, изучали и смотрели в большей степени центр Барбикан в Лондоне, что там проходит. Это абсолютно публичное общественное пространство, куда люди приходят просто встретиться, не заходя никуда, не делая ничего — просто встретиться поговорить.
Первая задача, которая перед нами стояла, — реформирование внутреннего пространства, выработка новых предложений на рынок: что мы можем дать москвичам? Второй вопрос: для чего?
Притягивая новую аудиторию, мы, к сожалению, не меняем ничего вокруг. Да, ДК изменился внутри: появилась навигация, зона ресепшн… А вот внешне почти все осталось по-старому. Мы сейчас оформляем территорию, которую занимает ДК, для нас это принципиально важно, потому что как только и парк, исторически разбитый для ЗИЛа, становится нашим, и мы со своих 23 тыс. «квадратов» выходим сразу на 3 гектара — автоматически увеличивается и аудитория, и наше влияние в городе. Мы становимся международным кейсом.
Но уже на этом этапе мы пытаемся парк культурно сквотировать. Там есть летняя сцена. Мы дали там большой концерт, и к нам пришло огромное количество молодежи. Поскольку в парке у нас есть wi-fi , мы накидали там пуфы, подвели розетки, чтобы люди могли просто приходить и работать, развлекаться. Появилась идея выйти за переделы той парковой территории, которую мы оформляем, еще дальше — к реке.
О посетителях
Основная аудитория — городские профессионалы и люди творческих профессий. Для них лекционные программы, дискуссии. Также приходят заниматься в студиях: современный балет, современный танец. 50% аудитории — люди, которые либо живут поблизости, либо их мамы, папы, бабушки и дедушки ходили в ДК ЗИЛ. С введением новых программ, привлечением новых партнеров, например, Мастерской художественного проектирования Николая и Татьяны Селивановых (известная мастерская — раньше была на «Ул. 1905 года»), к нам потянулась совершенно другая аудитория из другой Москвы. Или Политехнический музей, у которого тоже была совершенно своя аудитория — тоже приехал сюда. 50% — вновь сформированная аудитория.
Зверевский центр современного искусства (м. Бауманская)
Площадка, которая будто сохранила дух квартирных выставок неофициальных художников 60-х — 80-х годов. Пожалуй, Зверевский центр одно из самых молодых (по характеру деятельности) мест в арт-сообществе Москвы. Здесь выставляются самые разные по взглядам художники. Некогда центр выделял место для репетиций панк-группы Pussy Riot. Зверевский центр включает в себя еще и клуб «Археология». Чуть в стороне находится очаровательное антикафе Local time.
Алексей Сосна — директор центра
Изначально была идея воссоздать некую богемную мемориальную квартиру, которая была проглочена в свое время банком «Империал». Там было очень много пустого народа, но такого рода сквоты создают возможность мгновенного обмена информацией. Один человек имеет узкий угол зрения, а когда их несколько, они обмениваются впечатлениями. Это такое место, где происходит очень важная форма коммуникации. Там можно было встретить людей от Высоцкого и Вознесенского до Иннокентия Смоктуновского. Идея не удалась, но тот дух ожил. Это место открыто, не закомплексовано, не ангажировано ни в каком смысле.
Когда нам выпал счастливый билетик, и мы получили эту территорию в виде заброшенных теплиц, то поняли, что все сошлось. Если говорить о некой нашей направленности, то ее можно кратко охарактеризовать как репрезентация непрезентабельного. Творческое кредо — борьба со скукой.
Здесь сложился мультидисциплинарный комплекс. Литературные мероприятия у нас так же часты, как и выставки. Репетируют театральные коллективы, музыкальные группы заходят репетировать, что создает такую постоянно движущуюся среду. Пытаемся хипстеров более или менее приобщать, они заходят на наши выставки.
В скверике у Зверевского центра единственный раз в жизни в 1957 году виделись Анатолий Зверев, который жил неподалеку и еще не был отчислен из училища за неуспеваемость, и Венедикт Ерофеев, еще не отчисленный из Московского университета за «неправильное поведение». «Меня зовут Веня». — «А меня зовут Толя». Несмотря на то, что они бывали в одних и тех же местах, пили в одних и тех же домах, есть их фотографии на фоне одних и тех же интерьеров, больше они ни разу так и не встретились, при том, что Зверева вполне можно было считать иллюстратором Ерофеева. Каждый из них создавал свой образ эпохи и в значительной степени благодаря их творчеству мы видим это время таким, какое оно воспринималось большинством населения.
О посетителях
Молодежь всякого рода заходит. Известные и неизвестные художники, не художники вовсе, литераторы и не литераторы, поэты. Тут такой проходной двор, такая питательная среда.
Музей индустриальной культуры (м. Люблино)
Музей-ностальгия. Площадка находится в 15 минутах от метро Люблино, но кажется, что это как минимум 40 км от Москвы — дороги без тротуаров, шум деревьев, зеленые поля. Музей заполнен предметами советского быта, порой уникальными экспонатами, как фотоаппарат Кодак с полароидным механизмом, так и не разошедшийся большим выпуском. Здесь можно увидеть знаменитую «Победу», радиоприемники, телевизоры.
Лев Железняков — директор музея
В 60-х годах здесь была овощная база, потом на ее месте возникла организация, которая занималась переработкой вторсырья. А там и нам предложили здесь обосноваться. В 2000-м мы переехали, но до сих пор так и не можем найти спонсора. Четыре года условно без зарплаты, без финансирования.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Музей достаточно специфичный. Обратите внимание — табличек нет. Это музей воспоминаний. Здесь интересно не технические характеристики экспонатов, а то, что экспонаты рождают и будят воспоминания. Такого музея больше вообще нет. Идея очень стара. Сейчас это один из немногих бесплатных музеев. Воспоминания должны быть бесплатными.
О посетителях
Взрослое поколение приходит сюда рассказывать своим детям о том, что когда-то было в их семье, какие вещи были, с чем сталкивались они в прошлой жизни. Экскурсоводами являются сами посетители.
Музей работает ежедневно с 11 до 19 часов. Вход свободный.
Центр творческих индустрий «Фабрика» (м. Бауманская)
Одна из первых арт-площадок за кольцом и к тому же на промышленном предприятии. Включает в себя не только выставочные пространства, но и мастерские художников (до недавних пор здесь была мастерская художника Арсения Жиляева, который тут же осуществлял свою кураторскую деятельность; сейчас в одной из мастерских работает Сергей Лобан, режиссер фильма «Шапито-шоу»); клуб «Актовый зал», в котором проходят концерты, спектакли. Скоро будет открыта зона коворкинга и резиденция для зарубежных художников. «Фабрика» активно сотрудничает с иностранными художниками, но в Москве до сих пор известна лишь в узких кругах.
Ася Филиппова — директор центра
Когда меня назначили генеральным директором фабрики, предприятие было в тяжелом положении, я думала, что дальше делать с теми пространствами, которые не используются, с оборудованием. У меня было много друзей в сфере современного искусства, и пришло очевидное решение — попробовать делать какие-то культурные проекты, открывать выставочные пространства.
Мы начали с выставочного зала в январе 2005 года, как раз когда состоялась первая биеналле современного искусства. Потом стали приходить на выставки люди из творческого сообщества Москвы, кому-то нужны были мастерские, кому-то нужно было пространство, чтобы выставиться, кому-то нужны были репетиционные базы.
В тот момент в Москве категорически не хватало мест, где можно показывать некоммерческое современное искусство. Ощущалась нехватка экспозиционных пространств и уж тем более мастерских. Удаленность фабрики совершенно не мешает при таком видении проекта.
«Фабрика» все еще действующее предприятие — это диктует свою специфику, аналогов этому в России я не видела. Как правило, культурные центры здесь — это места, откуда полностью производство выведено, где практически не осталось следов оборудования. А если что-то такое осталось, то это не творческие центры, а скорее сквоты — места, судьба которых не ясна.
А вот в Лейпциге есть бывшая текстильная фабрика, которая переделана в творческий центр. Есть такие места в Швеции, в частности, в Гетеборге (арт-центр «Красный камень»/ «Roda Sten»). В Хельсинки есть кабельная фабрика, которая изначально принадлежала компании Nokia, потом они утратили интерес к этому месту.
О посетителях
Студенты и профессиональное сообщество. Если мы показываем современный танец — приходят люди, которые им занимаются. Если кино, то это люди, связанные с кино. Если это выставки, — то это либо студенты творческих вузов, либо критики. Мы в этом смысле не являемся таковым местом, где можно поразвлечься, в отличие от «Флакона», «Артплея», «Винзавода».
Дизайн-завод «Флакон» (м. Дмитровская)
«Фишка» дизайн-завода — экономическая успешность. Значительную часть территории завода занимают арендаторы — дизайнеры, небольшие магазины, концепт-сторы, кафе, коворкинг. Несмотря на коммерческий характер, взаимоотношения между арендаторами и владельцами строятся по принципу комьюнити.
Николай Матушевский — владелец дизайн-завода:
— Проезжал мимо и увидел, что завод заброшен, людей в нем нет, ворота заколочены. Мне понравилась территория – рядом с метро, удобный подъезд с ТТК. Мы сделали предложение собственникам, в то время это были французы, которые пыталась наладить выпуск флаконов для духов. Начался долгий процесс выкупа. Выяснилось: предприятие обанкротилось, а основная недвижимость выставлена на продажу судебным приставом.
Изначально планировали полный редевелопмент: построить на территории современный бизнес-центр. Разработали концепцию, которую оценили примерно в 50 млн долл., и наступил кризис.
Красивая и дорогая концепция, построенная на длинных кредитных деньгах, отправилась в мусорный ящик. Вместе с тем стало очевидно, что многие небольшие креативные компании вскоре будут вынуждены менять дорогие офисы в центре на что-нибудь попроще и поинтереснее. Мы решили делать творческий кластер и сконцентрироваться на дизайне.
Точно не было и нет площадки, которую бы мы копировали. Много интересных площадок есть в Германии, в Голландии, Австрии. Я много путешествую и всегда стараюсь посетить места, в которых старые заброшенные дома или заводы обрели новое звучание. Активно интересуюсь темой ревитализации и постоянно слежу за разными новыми проектами.
Я вообще отношусь к «Флакону» как к своему дому. Я часто хожу по территории и смотрю, где и что можно еще поправить, общаюсь с жителями.
О посетителях
«Флакон» посещают семьи с детьми, взрослое поколение, люди самых разных занятий и профессий. За 4 года собранное в одном месте сообщество творческих людей сформировало высококонцентрированную креативную среду, комфортную для развития творческого потенциала, проведения культурного досуга, образования и работы. Многие приходят на «Флакон» именно потому, что у нас, по их выражению, «свободная атмосфера» и «постоянно что-то происходит».
Амалия ЗАТАРИ,фото
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68