КолонкаПолитика

Деревенский примитив. Можно ли научиться у народа воровать миллионы?

Этот материал вышел в номере № 81 от 26 июля 2013
Читать

Не сочтите за мудрость, хочу сообщить, что высокие достижения в литературе, искусстве, в любой сфере деятельности базируются на народном творчестве. Провинциальный поэт корябает в тетрадке: «Ты пришла, а я ушел…» — на этой незамысловатой основе у мастера рождается: «Я помню чудное мгновенье…». Деревенский гармонист, слегка перепив, перебирает задумчиво лады и басы двухрядки — заезжий композитор слышит тут звуки будущей седьмой симфонии (шесть предыдущих он написал, наслушавшись девичьих припевок у деревенского плетня). А как, спрашивается, некоторые наши выдающиеся соотечественники научились воровать миллионы и миллиарды? Ясно же, что воровство тоже уходит корнями глубоко в народную жизнь. Выходит, в отрыве от нее никакого мастерства в этом деле не достигнешь?

Как же воруют в деревнях? Воровство тут хуже простоты. Вот в Кировской области к 71-летнему пенсионеру, кряхтя и охая, влез в дом через окно 61-летний односельчанин. Произошло это обойденное вниманием прессы событие в деревне с названием Безденежные. Ну, вы понимаете, деревню с бухты-барахты так не назовут. В Кировской области, где денежные массы не соприкасаются с народными массами, это довольно распространенное название. Помимо Верхошижемского района, где один пенсионер нагрянул с инвентаризацией имущества к другому, деревня Безденежные есть и в Котельничском районе. Помнится, доводилось мне побывать в деревне Безденежье в Тужинском районе. Там у многих жителей и фамилии соответствующие — Безденежных. В этой связи даже подумалось, что зря жители областного центра спорят, Киров он или Вятка. В порядке компромисса и с учетом того, что область с ее средней зарплатой в 17 с чем-то тысяч рублей занимает лишь 10-е место в Приволжском федеральном округе, могли бы назвать город на манер этих деревень и закончить многолетний спор.

Ну так вот, никаких денег влезший в окно пенсионер, конечно же, не нашел. Зато прихватил старую бензопилу и еще что-то из инструментов. В общем, насчитали ему украденного на 6 тысяч рублей и подвели под статью, предусматривающую лишение свободы на 6 лет. Шесть тысяч — шесть лет. Вроде логично…

Представляю, как оживился бы всемирно знаменитый кировский судья Блинов, если бы узнал о предстоящем суде над этим старичком из деревни Безденежные. Ведь как раз такие дела и рассматривал до недавних пор Сергей Владимирович в Кумёнском районном суде. Я даже приводил в нашей газете выдержки из тех уголовных дел. Напомню: «Гражданин такой-то незаконно проник в дом через вход в пристройку дома, дверь которой была не заперта. В комнате дома достал из холодильника следующие продукты питания: 5 кг свиного фарша, 1 кг свежемороженой сельди и 8 яиц…». Но судья Блинов вряд ли следил в июле за областными сводками происшествий. Он как раз был занят муторным делом Алексея Навального, в котором, как на грех, не было ни окна, ни холодильника, ни яиц, ни даже бензопилы, с помощью которой подсудимый мог бы напилить себе леса на 16 миллионов. Никаких привычных и надежных обстоятельств, и приговор хоть из рукава мантии доставай. Насколько легче будет коллеге из Верхошижемского райсуда.

Не столкнется с затруднениями и некий судья в Котельничском районе, к которому поступит дело о краже в деревне Мосины. Там на 100-летний юбилей одной гражданки съехались ее родственники. Они гуляли допоздна и легли спать около трех часов ночи. Как в дом проник посторонний, 34-летний Сергей К., никто не слышал. В итоге у кого-то исчез телефон, у кого-то — фотоаппарат. Пропали и продукты питания на 900 рублей, принадлежавшие виновнице торжества, весело разменявшей второй век. Это, видимо, то, что гости не доели.

Возможно, в суде выяснится, что обвиняемый продукты не унес, а прямо на месте их употребил. Такое бывает. В Чувашии, в поселке Ибреси, 25-летний злоумышленник выбил дверь чужой квартиры и, как говорится в сообщении следственного управления, «достал из холодильника продукты, съел их и стал дожидаться хозяев, чтобы извиниться перед ними…». В этом случае суд был снисходителен к совестливому молодому человеку — его приговорили к штрафу в 35 тысяч рублей. Пообедал — получил счет.

Народ ворует легонько, не покушаясь на стабильность в стране. Ничего не случается с нашей стабильностью и от миллионно-миллиардных краж в верхних слоях общества. Привыкли мы и к тому и к другому. Только иногда возникает вопрос: «Как отдельные товарищи, вышедшие из народа, из этих безденежных деревень и городов, сумели усовершенствовать процесс воровства и достигли таких впечатляющих результатов?» Понятно, речь не о краже древесины из «Кировлеса», в которой нас долго-долго пытались убедить, рассказывая, что Навальному не удалось присыпать следы опилками. Речь о тех случаях, когда нам показывали по телевизору реальные кубометры денег в квартирах с люстрами, более пригодными для оперного театра. Можно ли столько наворовать, опираясь на довольно примитивные народные навыки?

С другой стороны, все нормально. Это обычное отличие профессионализма от самодеятельности, а украденные миллиарды отличаются от украденного свиного фарша так же, как кантата для солиста с оркестром от частушки про тещу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow