СюжетыПолитика

Дура лекс закон не писан

Если в России и сложился какой-то общественный консенсус, то это единое для государства и общества отрицание возможности жить по закону

Этот материал вышел в номере № 81 от 26 июля 2013
Читать
Если в России и сложился какой-то общественный консенсус, то это единое для государства и общества отрицание возможности жить по закону
Изображение

У меня есть ответ на вопрос собеседника. Он вовсе не в конспирологических ролевых играх скучающих мужчин из администрации президента. Не в тайной битве путинских титанов Бастрыкина и Собянина. Не в классическом русском способе принятия решений, при котором левая рука не знает, что делает правая, а голова в процессе не задействована вообще. Это просто плотный сгусток беззакония, в котором существует Россия. «Они» сделали с ним то, что обычно делают с нами и друг с другом каждый день.

Одной из важнейших, если не самой важной задачей любой следующей ответственной власти в России должно стать возвращение в страну закона. Критически необходимая судебная реформа — только часть этой более общей грандиозной государственной задачи. Ведь если считать, что государство должно быть не только автором, но и гарантом соблюдения писаных юридических правил, у нас просто нет государства.

Россия существует вне закона в буквальном, пространственном смысле — мы живем за пределами закона. Это территория тотального, то есть всеобщего и сознательного, беззакония. Нынешний режим по своему отношению к закону на всех участках личной, политической и социальной жизни является абсолютным разрушителем фундаментальных основ государственности — похлеще самых пламенных анархистов и карбонариев. В этом смысле считать Путина политиком, чье главное достижение — наведение порядка, — злая ирония. Он как раз создал государство, разрушающее любой порядок. Сейчас даже нельзя сказать, что Россия живет по понятиям. Здесь не действует даже тайный пацанский (чекистский, корпоративный, ментовский, нужное подчеркнуть) кодекс чести.

Государство у нас превратилось в орудие каждодневного технологического произвола. Это и произвол на выборах, где можно в любой момент снять, арестовать любого кандидата или, напротив, заставлять партию власти собирать подписи оппозиционеру при условии, что ему все равно не дадут победить. Это и произвол в громких и тихих уголовных делах. Это и бытовой произвол тысяч майоров евсюковых из ОВД «Дальний» и «Ближний», а также более высокопоставленных представителей органов власти и их родственников, де-факто выведенных из-под действия законов.

4 мая 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил очень правильный, но совершенно забытый документ под названием «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Смыслом этого документа назывались формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

7 декабря 2012 года в беседе с журналистами уже премьер-министр Дмитрий Медведев назвал «козлами» следователей, пришедших рано утром с обыском к режиссеру-документалисту Павлу Костомарову, снимавшему фильм о событиях на Болотной площади накануне инаугурации Путина: «Там нормально все будет, вы не волнуйтесь. Козлы они, что в восемь утра приходят (на самом деле пришли в семь. — С.Н.)… Ну просто, на самом деле это набор привычек».

Это действительно вековой набор привычек. Многим людям можно запудрить мозги пропагандой насчет происков внешних врагов или выдающегося места страны в мире, даже если врагов нет, а сама страна пустое место. Но с беззаконием человек, независимо от уровня развития и политических взглядов, сталкивается у нас на каждом шагу. Тут обмануть невозможно. И приходит человек своим умом к простой логичной мысли: если государство может нарушать закон, почему не могу я. А иногда нарушение закона здесь вообще едва ли не единственный способ выживания — потому что так законы писаны.

Если в России и сложился какой-то общественный консенсус, то это единое для государства и общества отрицание возможности жить по закону. Пока это так, никакая нормальная жизнь здесь невозможна.

Остается понять, как законным путем прийти к власти людям, способным установить в стране власть закона. В последние тысячу лет на Руси этого не удавалось…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow