КолонкаПолитика

Через два месяца после начала вещания у ОТР кончились деньги

Телесеть для рыбаков

Этот материал вышел в номере № 81 от 26 июля 2013
Читать

Общественное телевидение России (ОТР) стартовало 19 мая — в день рождения Всесоюзной пионерской организации. Что-то в этом было символическое. Вспоминалось звонкое пионерское детство, «вступая в ряды…, торжественно клянусь жить, учиться и бороться, как завещал великий…», «пионер — всем ребятам пример». «Пионер» отечественного общественного вещания оказался на редкость благоразумным ребенком — в политику не лез, взрослых дядей своим непослушанием не раздражал, день за днем исправно переводил через дорогу старушек, сажал деревья, ходил в музеи и организовывал пионерские сборы на тему «Широка страна моя родная»…

И вот спустя всего два месяца пришла шокирующая новость, которую сообщил «главный пионервожатый» Анатолий Лысенко: ОТР практически при смерти. «К настоящему моменту наш бюджет полностью иссяк. Как будем дальше жить, не знаю… Легенда о том, что канал может жить на пожертвования, не оправдала себя».

В тот же день глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский перечислил на счет ОТР 100 тысяч рублей из собственных средств, объяснив свой широкий жест тем, что «пытался подать личный пример в надежде на большую активность граждан нашей страны, заинтересованных в развитии общественного телевидения». До него немногие сознательные граждане пожертвовали на ОТР 50 тысяч 600 рублей. Но, как сказал в интервью Анатолий Лысенко, цитируя Ильфа и Петрова, «сто тысяч не спасут отца русской демократии» (цитата из уст одного из главных моральных авторитетов нашего ТВ прозвучала довольно двусмысленно, если вспомнить, что слова эти принадлежат Остапу Бендеру, великому комбинатору и величайшему авантюристу, свободному от всяких моральных принципов).

Тот же автор, Илья Ильф, в своих записных книжках однажды написал: «В фантастических романах главное — это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». С появлением общественного ТВ некоторые российские «фантасты» тоже связывали «счастье человечества», то есть наступление новой телевизионной эры. Но вот… ОТР есть, а счастья нет. Или то самое общество, которому это ТВ предназначалось, и не подозревает о своем счастье и категорически не желает отказываться от привычного телесмотрения со всеми его жуткими изъянами.

Перед началом вещания глава ОТР отвечал на вопросы Ксении Собчак в ее программе «Собчак живьем» на канале «Дождь». «Как долго просуществует Общественное ТВ?» — спросила ведущая. «Не знаю, — честно ответил Анатолий Григорьевич. — Если просуществует года два, значит, оно будет и дальше». «А государство и дальше будет его содержать?» «Трудно назвать это содержанием, пусть простят меня власть имущие, — посетовал Лысенко. — 600 тысяч рублей на день вещания. А жертвовать на него желающих нет». «Если Путин скажет, то будут желающие», — парировала Ксения Собчак.

В этом же весьма показательном интервью патриарх отечественного ТВ поведал, что новый «Взгляд» в нынешних обстоятельствах невозможен, что политика ему не особо интересна, а запросы на либеральные свободы в нашем обществе крайне незначительны. «Так будет политика присутствовать на вашем канале?» — не унималась ведущая. «Политика будет, если… будет политика», — пытался уйти от прямого ответа Лысенко. «Но она же есть, — гнула свою линию Собчак. — Чувствуете ли вы современные потребности людей, нерв времени?» «У нас есть очень интересные разработки о том, как показать путь закона к жизни на примере закона о рыболовстве». «Неужели вы считаете, что зарождающееся гражданское общество в России реально интересует закон о рыболовстве?» — не смогла скрыть своего изумления Ксения Собчак. «А вы знаете, сколько людей в стране увлечено этой темой? Около 20 миллионов человек! Притом что огромное количество людей достаточно безразлично и к голосованию, и к общественной жизни. У них свои повседневные заботы». — «Скомпрометировать себя не боитесь? У вас же прямой начальник — президент?» «Я не думаю, что власти нужен еще один канал, который бы пел осанну», — с уверенностью ответил Лысенко.

До выхода ОТР в регулярный эфир оставалось немногим более месяца, но уже тогда стало понятно, что внятной концепции у руководства канала фактически нет, если не считать «концепцией» задачу пройти между струйками — и власть имущих не раздражить, и в политику не вляпаться, и угадать при этом неведомые запросы неведомого общества, ради которого и затевалось «все это безобразие», как шутливо охарактеризовал свое новое начинание его создатель в интервью Ксении Собчак.

За два месяца существования этого странного «новообразования» в эфире сделалось очевидным, что ни власти, ни сколько-нибудь значительной аудитории такое ТВ неинтересно и не нужно. Полтора миллиона бюджетных рублей, вложенных в старт проекта, ухнули в эту бездну, никак не повлияв на качество продукции, имеющей, между нами говоря, крайне бледный вид. «Много это или мало?» — рассуждают эксперты. Не очень много, если сравнить с десятками миллиардов, в которые обходятся казне федеральные каналы. Не так уж и мало, если иметь в виду весьма скромное пока реальное наполнение канала ОТР. При этом, разумеется, значительную часть вложенных в ОТР средств съели расходы на ремонт помещения, закупку оборудования, зарплаты и гонорары сотрудникам. Ну, а якобы не оправдавшая себя «легенда о пожертвованиях, на которые может жить канал» — это, действительно, всего лишь легенда. Схема пожертвований толком не определена, да и чего ради люди будут жертвовать кровные средства на «неведому зверушку», которой на деле оказалось Общественное телевидение, созданное государством для очередной галочки, дабы было что предъявить своей и западной общественности в качестве одного из последних достижений отечественной демократии.

Впрочем, вряд ли ОТР дадут загнуться прямо сейчас, тем более что «клиент» и так скорее мертв, чем жив. Михаил Федотов, глава Совета при президенте по правам человека (и один из авторов альтернативного проекта ОТР, который, увы, не прошел), уже написал письмо премьер-министру Медведеву с просьбой помочь ОТР с финансированием. «Я не верю в то, что Общественное ТВ прекратит свое существование, — сказал Федотов. — Это было бы вселенское позорище».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow