СюжетыПолитика

УниверсиАД

Зимний праздник спорта-2019 Путин планирует провести в одном из самых грязных городов мира, Красноярске. К этому времени нужно построить еще и ферросплавный завод — тогда эта Универсиада точно станет незабываемой

Этот материал вышел в номере № 78 от 19 июля 2013
Читать
Зимний праздник спорта-2019 Путин планирует провести в одном из самых грязных городов мира, Красноярске. К этому времени нужно построить еще и ферросплавный завод — тогда эта Универсиада точно станет незабываемой
Изображение

Красноярский губернатор Лев Кузнецов привез с казанской Универсиады озадачившую местную публику новость: Владимир Путин поддержал идею проведения Универсиады 2019 года в Красноярске. Лучшим комментарием следует признать объявление мэрии: в городе на Енисее тут же объявили о введении с 20.00 16 июля «режима неблагоприятных метеоусловий» (НМУ) первой степени опасности. Пока на неделю. Мэрия рекомендовала предприятиям снизить выбросы в атмосферу, прекратить пылить и сжигать отходы. Горожанам посоветовали пересесть на общественный транспорт или вовсе покинуть город. Дело в том, что для Красноярска плюс 25 и выше — всегда катастрофа. В городе нечем дышать. Ни в одном городе-миллионнике на этой планете +25–28 не являются аномалией и бедствием. В Красноярске, стоящем на речных террасах, запертых горами, ощущаешь себя как в наглухо закрытом гараже с газующей машиной. Газуют второй по мощности в мире алюминиевый завод КрАЗ с допотопными технологиями, находящийся в черте города, угольные станции и т.д. Тысячи тонн пыли из труб остаются в такую погоду здесь, от земли им не оторваться, их будто заперли. Ну так и Универсиаду будут проводить не летнюю — зимнюю. Однако низкие температуры — под минус сорок и даже традиционные минус тридцать — для Красноярска катастрофа такая же. КрАЗ ведь работает и летом, и зимой: производство непрерывное. Город равно становится душегубкой и в такую вот жару (весьма относительную), и в крепкие морозы. Необъяснимо, зачем потребовалась казанская Универсиада — с нашими-то насущными проблемами, а уже, оказывается, и красноярская на очереди. Не буду о детсадах, школах, больницах, дорогах. В принципе о самой идее — проводить спортивные состязания в газовой камере… Какой орган ответственен за генерирование такого креатива? Мы-то тут привычные, но приедут молодые люди со всех концов планеты. Или это специальный такой план по выведению соперников из строя? С идеей привлечь в Красноярск хоть какое-то, пусть третьесортное, «мировое событие» носятся не первый год. И про Универсиаду заговорили давно. Но всегда это казалось лишь анекдотом. Однако весной, когда город на Енисее встречал так называемую «эстафету огня» казанской Универсиады, и для приветствия факелоносцев студентов собирали в уличную массовку под угрозой отчисления, натужная эта, звериная серьезность и основательность подхода показали, что власть не шутит. Выходит, она совсем сбрендила.

Вот краевое минприроды опубликовало трехсотстраничный доклад, в котором атмосфера Красноярска прошлого года признана пагубной для человека: среднемесячные (!) концентрации, например, бензопирена часто превышают нормативы в 10 и более раз (кстати, речь в первую очередь именно о зимних месяцах).

То есть даже чиновники, непосредственно подчиняющиеся Кузнецову, не могут не признавать, что «среди населения крупных промышленных городов Красноярского края существует повышенный риск развития злокачественных новообразований». А на сайте Минприроды РФ каждый может поинтересоваться госдокладом о состоянии окружающей среды РФ в 2011 году. Собраны данные о 252 городах. У Красноярска — 3-е место в перечне самых загрязненных городов страны. И первое среди миллионников, он их опережает с гигантским отрывом. Весь Красноярский край твердо занимает первое место в РФ по объему выбросов загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников. Второе место по объему образовавшихся отходов. Надо ли объяснять, почему занятия спортом в красноярской атмосфере не то чтобы вредны, но убийственно вредны? Для чего в Красноярске будут строить спортивные объекты? Чтобы потом на них народ гробил здоровье? Еще до Казани, 28 июня, Путин расписал перечень поручений (Пр-1386) «по вопросу реализации ЗАО «ЧЕК-СУ. ВК» проекта «Организация металлургического производства марганцевых ферросплавов, используемых при производстве спецсталей». Речь о строительстве под боком — в 11 верстах — у загазованного донельзя Красноярска Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ). Вроде бы мощная гражданская волна сопротивления похоронила этот проект: «Новая газета» об этом не раз писала. В Красноярске прошли невиданные по численности митинги протеста. На общественных слушаниях 92% голосов отдано против ЕФЗ. Губернатор известил: «Учитывая мнение жителей Красноярска, депутатов ЗС края, считаю реализацию проекта строительства ЕФЗ в Красноярске и его окрестностях невозможной». Ан нет. Сначала различные чины из правительства давали понять, что к ЕФЗ придется вернуться. Потом лоббировать его приезжал бизнес-омбудсмен Борис Титов. И вот теперь на защиту частного бизнес-проекта встало высшее должностное лицо России.

Путин изложил правительству и губернатору, что им нужно сделать, чтобы проект воскрес. Естественно, прямого приказа начать строительство нет — законодательство не позволяет. Президент, соблюдая приличия, поручает провести независимую экологическую экспертизу. И при положительном ее заключении разработать до 1 октября план мероприятий по «формированию позитивного общественного мнения в отношении проекта», а до 1 ноября повторно заключить соглашение о строительстве с «ЧЕК-СУ» и Внешэкономбанком, разорванное ранее краевыми властями.

С организацией, которая будет проводить экспертизу, следовало определиться до 1 июля. То есть Путин подписал поручение в пятницу, 28 июня, а к понедельнику, 1 июля, все должно уже было завертеться. Поручение поступило в Красноярск, естественно, позже. Замечу, что рабочая группа при Заксобрании, привлеченные независимые эксперты уже вынесли проекту приговор, их заключение крайне отрицательное. Ясно, путинский план предполагает иное отношение экспертов к проекту. Иначе зачем бы президент его снова вытаскивал из могилы. Ведь ему отправлены две сотни тысяч голосов против ЕФЗ. Ведь и общественные слушания, и региональные власти хором сказали ЕФЗ «нет». Президент, лоббируя частное коммерческое производство с использованием всех рычагов «ручного управления», намерен, видимо, пренебречь выраженным ясней ясного мнением миллионного города. Ну и, до кучи, судебными решениями — тяжбы по поводу отозванного у «ЧЕК-СУ» разрешения на строительство еще продолжаются. И уж вовсе загадочным выглядит пункт поручений Путина, согласно которому власти края совместно с Минприроды, Минпромторгом и ВЭБом до 15 августа должны выдать программу по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятий края. Это как? Правой рукой Путин реанимирует проект ЕФЗ, который будет загаживать Красноярск, а левой предписывает снижать промышленную нагрузку на экологию города? За счет каких объектов? У «Норникеля», дающего 10% выбросов в атмосферу от всех выбросов из всех стационарных источников России, — все хорошо: устранившееся из Норильска государство позволило «Норникелю» контролировать свои выбросы самому. У КрАЗа тоже все прекрасно: и его, по сути, контролировать некому — в Красноярске нет адекватной системы экологического мониторинга. Перевести с экологически опасных бурых углей все ТЭЦ и котельные на газ? Но сибирский газ, известно, не для сибиряков — его гонят в метрополию и за границу. Чтобы снизить нагрузку на экологию Красноярска, Путин должен раздавать поручение не своим подчиненным, а себе: только он может убедить Дерипаску не травить ради своих прибылей миллионный город и закрыть, наконец, КрАЗ. И только Путин может объяснить «Газпрому», что туземцам в колониях тоже иногда следует отщипывать от пирога.

Путин, оживив проект ЕФЗ, спустя несколько дней встретился с представителями исполкома Международной федерации студенческого спорта (FISU) и губернатором Кузнецовым. И заявил, что правительство РФ и он лично будут поддерживать Красноярск в заявочной кампании на право проведения зимней Универсиады 2019 года. В это время в Красноярске задули северо-восточные и восточные ветры и город ночами теперь полностью накрывает удушливой вонью.

Одновременные решения об Универсиаде в Красноярске и о возведении здесь же новых плавильных печей, которые будут травить все живое вокруг, — это весьма нетривиальная логика, особое мышление, «государственное». Кузнецов назвал цену Универсиады. Понадобится 25 млрд рублей. Это, конечно, первая смета, она вырастет многократно. Видимо, в цифрах логика и состоит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow