СюжетыПолитика

Африканский урок для мира

Можно добавить: во всем мире; его преподал Нельсон Мандела

Этот материал вышел в номере № 73 от 8 июля 2013
Читать
Можно добавить в чем различие между государственным деятелем и политиком? «Политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — думает о будущем», — считал Черчилль. Политиков, в том смысле, как понимал Черчилль, весь мир видит ежедневно. И мы тоже, в России, тоже. А настоящих государственных деятелей — куда реже.

Аполлон ДАВИДСОН, Ирина ФИЛАТОВА

В чем различие между государственным деятелем и политиком? «Политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — думает о будущем», — считал Черчилль.

Политиков, в том смысле, как понимал Черчилль, весь мир видит ежедневно. И мы тоже, в России, тоже. А настоящих государственных деятелей — куда реже.

И вот жизнь человека, нашего современника — о котором президент Обама не раз отзывался с глубочайшим почтением, а на днях назвал его своим героем…

Но речь идет о жизни, которая должна вызывать уважение по всему миру и стать примером каждому, кто хочет быть подлинным государственным деятелем.

Если бы этот человек был немцем, французом, англичанином, американцем — одним словом, белым человеком, как много бы мы о нем знали! Но он — африканец. А о Черной Африке европейское телевидение, радио, газеты сообщают мало, и в основном — негатив: междоусобицы, распри, войны, кровопролития… Такой подход есть, увы, и у нас.

Сейчас к больнице, где оказался человек, уже тяжелобольной, изо дня в день приходят люди — помолиться за него, пожелать продления его жизни. Приходят и те, кто, может быть, никогда его не видели, но полны уважения к нему. Приходят и черные, и белые.

Имя этого человека, как вы уже поняли, — Нельсон Мандела. 18 июля ему исполнится 95 лет. И вся ЮАР, вернее, вся Черная Африка, хочет торжественно отметить этот день.

Снова и снова вспоминают его жизнь, яркие ее эпизоды. Как он, выйдя из тюрем и лагерей, где провел 27 лет, сказал прокурору, присудившему его к пожизненному заключению: «Давайте строить будущее нашей страны вместе».

Он говорил так тем, кого, казалось, должен был смертельно ненавидеть.

Как известно, многие политологи по всему миру предсказывали ЮАР страшную кровавую бойню — гражданскую войну черных с белыми. Считали, что трехсотлетнее господство белых вызовет взрыв накопившегося гнева.

Четверть века назад обстановка в ЮАР была очень острой. Конечно, тогда, в годы распада СССР, нам здесь было не до внимания к жизни на другом краю земли. Но и у нас читали русский перевод английской книги «Вихрь перед бурей» — о грядущей кровавой схватке в ЮАР.

Мандела вышел из заключения в феврале 1990-го. За его плечами было и мирное, и вооруженное сопротивление расистской политике ЮАР. Мирное — до начала 1960-х. А затем, когда правительст-во запретило его политическую партию — Африканский национальный конгресс, он участвовал в создании подпольного вооруженного крыла своей партии. Оно назвало себя «Умконто ве сизве» («Копье нации»). Мандела возглавил его верховное командование. Вскоре его, вместе с его соратниками, арестовали, присудили к пожизненному заключению.

На суде, в своем последнем слове, он сказал: «Всю свою жизнь я посвятил борьбе африканского народа». И сразу же продолжил: «Я боролся против белого господства, я боролся против черного господства. Я лелеял идеал демократического и свободного общества, в котором все люди гармонично живут вместе при равных возможностях. Это тот идеал, для которого я надеюсь жить и которого надеюсь добиться. Но, если понадобится, за этот идеал я готов умереть».

Потом — несколько лет в тюрьме-лагере неподалеку от Кейптауна. Заставляли дробить камни и работать в известковом карьере. Под палящим солнцем.

Но Мандела всячески старался ободрить своих товарищей. Они нам потом рассказывали, что он мог кому-нибудь из них сказать:

— Мы в конце концов, конечно, победим. Создадим свое правительство. Вот подумай, что ты будешь делать, если возглавишь министерство экономики?

Мандела был в лагере, в тюрьме, но вести о нем как-то все же распространялись по стране. И его харизма росла.

В 80-х годах ему уже предлагали освобождение, если он откажется от идеи вооруженной борьбы. Он не соглашался.

Наступил конец 80-х. Кризис расистской политики во всех сферах жизни ЮАР, вплоть до экономики. Рост протеста — не только черных, но и либерально настроенных белых. Правительству ЮАР пришлось объявлять в стране чрезвычайное положение. И все это — на фоне завершения холодной войны, крутых перемен на всей мировой арене.

Власти видели, как высок авторитет Манделы. С ним стали вести переговоры, высокопоставленные чиновники приходили к нему в тюрьму.

Его семидесятилетие, в июле 1988 г., отмечалось поразительно широко. В Лондоне на стадионе Уэмбли — рок-концерт, по телевидению его смотрели двести миллионов человек в шестидесяти странах. Через год президент ЮАР Бота принял Манделу в своей резиденции. Фредерик де Клерк, вскоре сменивший Боту на посту президента, встретился с Манделой в декабре 1989 г. и обсудил злободневные проблемы ЮАР. В феврале 1990 г. его освободили, уже не ставя никаких условий.

Наступили звездные годы его жизни. Те, с которыми он останется во всемирной истории.

В новой обстановке он уже не возвращался к идее вооруженной борьбы. Наоборот — только и только мирный путь. Взаимопонимание между людьми разного цвета кожи, сознание общей родины — это идея его бесчисленных публичных речей. Мы жили тогда в ЮАР и старались не пропускать его выступлений.

Кажется, все, что он говорил, — это такие очевидные истины. Но нет. Ливийский лидер Муамар Каддафи, которого у нас сейчас многие считают чуть ли не мучеником, злодейски убитым с помощью американцев, — этот Каддафи любил публично повторять, что он выгнал из Ливии всех белых. Говорил это с гордостью и требовал, чтобы все страны Африки выгнали белых.

И разве только Каддафи провозгласил такое? Можно привести бесконечные подобные заявления — и практические действия. Из Алжира, как известно, пришлось уехать миллиону французов.

А в самой ЮАР? У членов партии «Панафриканистский конгресс» был одно время лозунг: «Всех белых — в океан». Была и песня «Убей бура, убей фермера». И в самой партии Манделы, в Африканском национальном конгрессе, резкие настроения против белых проявлялись отчетливо.

Доходило до того, что Манделе приходилось грозить уходом из руководства партии (вскоре после освобождения из тюрьмы его избрали ее главой).

И произошло то, чего он добивался. Никакой гражданской войны, даже ни одного погрома.

Конечно, сводить этот успех только к одному человеку было бы несправедливо. Манделе помогали его соратники по партии. Большая часть белого населения оценила поведение Манделы и поддержала его. Даже Национальная партия, которая много десятилетий стояла у власти и проводила расистскую политику, теперь выступила за реформы. Поэтому Нобелевскую премию мира дали Манделе вместе с де Клерком.

И все-таки, если бы не Мандела, — как бы повернулись события?

В апреле 1994-го — всеобщие выборы, первый раз в истории ЮАР. Манделу избрали президентом страны на пять лет. Все годы президентства он проводил свои идеи о многорасовом обществе.

Конечно, белые потеряли свое привилегированное положение. Но из ЮАР их не выгоняли. Наоборот, Мандела уговорил вернуться тех, кто все-таки уехал. <…>

В 1999 году истек пятилетний срок Манделы на посту президента ЮАР. Он вполне мог остаться на следующий срок — это вызвало бы рукоплескания всей страны. Но он не стал этого делать, не захотел создавать прецедента.

Со времени его ухода из активного участия в политике прошло полтора десятка лет. Но его имя по сей день — самое популярное, самое уважаемое в ЮАР. Его юбилей будет отмечаться всеми народами его страны.

P.S.Не слишком ли пышно мы назвали свой короткий очерк об этом великом человеке? Это и вправду «урок» для современного мира?

Посмотрите вокруг: сколько повсюду расовых и национальных столкновений! И те, кто считает себя политиком, нередко играют на предрассудках толпы, потакают этим предрассудкам — так ведь легче выиграть на выборах. Мандела шел против предрассудков своего собственного народа, настаивал на взаимопонимании с людьми другой расы.

А это ведь одна из важнейших задач человечества сейчас, когда мир превратился в большую коммунальную квартиру. Миллионы, десятки миллионов переселяются из одной страны в другую, с одного континента на другой. И это будет продолжаться, никакие заслоны не сработают. Надо жить вместе, а для этого — понимать друг друга.

Так разве идеи и действия Манделы — не урок для всех нас, людей XXI столетия?

Об авторах:

Аполлон Борисович Давидсон, академик РАН, в 1994—1998 гг. — директор Центра российских исследований Кейптаунского университета. Ирина Ивановна Филатова, профессор Высшей школы экономики, почетный профессор Университета Дурбан-Уэстфил (ЮАР).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow