СюжетыСпорт

Бразильцы на полях и — улицах

Страстный, яркий, свободный футбол участников Кубка конфедераций шел параллельно с народными «антифутбольными» манифестациями

Этот материал вышел в номере № 71 от 3 июля 2013
Читать
Страстный, яркий, свободный футбол участников Кубка конфедераций шел параллельно с народными «антифутбольными» манифестациями...
Изображение

Кубок конфедераций и манифестации, спровоцированные предшествующим чемпионату мира тестовым турниром, — эти два полных драматизма сюжета развивались в Бразилии параллельно и почти независимо друг от друга. Чем выше был градус напряжения на футбольных полях Белу-Оризонти и Форталезы, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, тем сильнее был слышен голос улицы.

Любовь к футболу и не менее страстный социальный «антифутбольный» протест странным образом не противоречили друг другу: те люди, которые заполняли обновленные к чемпионату мира арены, легко могли оказаться (и оказывались) в рядах манифестантов. Потому что лозунги протестующих против коррупции и социальной несправедливости, судя по опросам, разделяли чуть ли не две трети бразильцев. В том числе и непосредственные участники праздника.

Для бразильских властей это стало жесточайшим и, надо полагать, полезным уроком. Те, кто наживался на чемпионате мира, цинично рассчитывали на то, что волшебное слово «футбол» все спишет, ради праздника народ простит воровство и забудет, пусть на время, о социальных проблемах. Так же думало и руководство ФИФА, которое известной формулой «Развитие через футбол» закрывается от жизненных реалий, как щитом. Совершенно не учитывая того, что, во-первых, формула работает не везде. А во-вторых, футбол может разнообразить жизнь, но не может быть мотором и сутью прогресса. Не случайно от манифестантов досталось и бразильским властям, и чиновникам ФИФА, и Кубку конфедераций, и будущему чемпионату мира.

Пика протестная активность достигла к знаковому полуфинальному противостоянию Бразилия — Уругвай в Белу-Оризонти, когда город наряду с массовым мирным протестом захлестнула и волна погромов. Полиция и национальная гвардия не без труда и не без помощи спецсредств сумели сдержать попытки прорыва наиболее радикально настроенных групп в зону стадиона «Минейрао», но очередная удачная боевая тестовая проверка вряд ли избавила возглавляемый Жозе Мариу Мариной оргкомитет чемпионата мира от головной боли. Если праздник футбола требует таких сверхусилий, то нужен ли он вообще?

И вот на этом совершенно не праздничном фоне получился лучший в недолгой истории Кубка конфедераций турнир. Он оказался не тестовым и не репетиционным, а самым что ни на есть настоящим. По содержательности показанного четырьмя сборными футбола Кубок конфедераций-2013 ни в чем не уступал финальным турнирам чемпионатов мира и Европы. А кое в чем, в частности, в свободе творчества, он их даже превосходил.

Я не знаю, что придало не самому важному в мире футбола событию такой потрясающий страстный импульс. Может, сами футболисты соскучились по футболу искреннему и раскованному, может, происходившее на улицах бразильских городов заставляло игроков демонстрировать все лучшее, чем богат и славен футбол, — но я давно не видел, чтобы лидеры так отдавались игре. Не зажимаясь от боязни пропустить или не забить, не оглядываясь на табло — и при этом отдавая все силы борьбе, радуясь и огорчаясь абсолютно беззаветно.

Сюжет никто не расписывал заранее, но он получился как по заказу — с четырьмя знаковыми противостояниями, в том числе самым ожидаемым: Бразилия против Испании. Я бы, конечно, предпочел увидеть в финале сборные Уругвая и Италии, потому что они были по крайней мере не хуже своих оппонентов. Но случилось то, что случилось, и в итоге лучшие команды Южной Америки схлестнулись с лучшими командами Европы, и это было настоящее пиршество.

Бразильцы, ведомые Луисом Фелипе Сколари, не могли не победить. Они давно не играли так, как сейчас: из не очень внятной сборной образца ушедшей зимы, опустившейся, согласно рейтингу ФИФА, в конец второго десятка, к лету они обрели невероятную упругость, легкость и пружинистость. Некоторое подобие проблем на групповой стадии им создали только упорные итальянцы, ну и жилистый Уругвай, для которого Бразилия авторитетом не является, в полуфинале попортил нервы болельщикам. А испанцы, великие и непобедимые, не уходящие с поля с опущенными головами на протяжении трех десятков (!) матчей, — в финале были биты жестоко и неумолимо.

Я не люблю пентакампеонов именно за «пентакампеонство», за вечное подчеркивание своего превосходства, иногда мало чем подкрепленного — но на этот раз молодой и яркой сборной можно было аплодировать. На фоне тяжеловатой и уже привычно медленной «Красной фурии» бразильцы смотрелись свежо и весело. Знаменитые удушающие тиски испанцев Фред, Неймар и компания разорвали на первых же минутах — они вообще на протяжении всего турнира продемонстрировали удивительное умение забивать на первых и последних минутах, включая компенсированное время.

Мощь и легкость — сочетание убийственно сильное, особенно для такой молодой команды во главе с новым 21-летним феноменом Неймаром. Исполнявший роль тяжелого форварда, ставший наряду с испанцем Фернандо Торресом лучшим бомбардиром турнира, — Фред и подносчик снарядов — зенитовец Халк — тоже выглядели здорово, но блистал именно будущий форвард «Барселоны». Фред забивал, как хоккеист, с пятачка в жесткой силовой борьбе; Неймар стрелял как из пушки; Давид Луиз выбивал мяч с ленточки пустых ворот, и великолепные испанцы доигрались до того, что Серхио Рамос пальнул мимо с 11-метровой отметки.

Висенте Дель Боске, монументальный и невозмутимый, первым понял, что его команду на знаменитой «Маракане» ничего хорошего не ждет. Его сборная, выигравшая в последние годы все главные трофеи мирового футбола, выступавшая в оптимальном составе, в финале Кубка конфедераций очень сильно напомнила базовый клуб, а именно великую «Барселону», уставшую от самой себя. Еще и поэтому я хотел видеть в финале отчаянных итальянцев, которые, будь они чуточку поточнее и мастеровитее и будь у них в составе безумный Марио Балотелли, покинувший турнир из-за травмы, — обязательно переиграли бы испанцев в полуфинале. А так все решил промах Леонардо Бонуччи с 11-метровой отметки — до его удара при исполнении послематчевых пенальти футболисты не промахивались.

Но главными неудачниками турнира стали не итальянцы, а уругвайцы. Они «съели» великолепную бразильскую атаку и сами усилиями Луиса Суареса, Диего Форлана и Эдинсона Кавани устроили у ворот фаворита настоящий пожар. Но Форлан не забил на первых минутах пенальти, удача отвернулась, и на этом матче невезение уругвайцев не закончилось. В матче за третье место они дважды догоняли «Скуадру адзурру», были близки к успеху в дополнительное время, а послематчевая серия пенальти началась с того, что лучший игрок чемпионата мира-2010 Форлан снова не забил пенальти. Этот удар неувядаемый Джанлуиджи Буффон, пропустивший все шесть ударов с 11-метровой отметки от испанцев, отбил — а еще два взял намертво. Итальянцы ликовали так, словно взяли Кубок мира.

Ну а бразильцы, в третий раз подряд взявшие Кубок конфедераций, праздновали относительно скромно и без размаха: размаха на улицах хватало по другому поводу. Все чисто футбольные радости и горести оставались в пределах арен и прилегающих к ним зон, находившихся под защитой полиции. Словосочетание «буйство болельщиков» с турниром никак не соотносилось, буйствовала чуть ли не вся страна, и с этим весьма неоднозначным ноу-хау придется теперь считаться не только организаторам чемпионата мира-2014.

Сроки следующего Кубка конфедераций и места его проведения уже известны: с 10 по 15 июня 2017 года, Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. До какого «развития через футбол» мы дойдем к этому моменту, одному господу известно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow