СюжетыОбщество

Гроздья гонева

На Рублевке и Новой Риге вовсю торгуют «грузинским вином», хотя его в России еще нет

Этот материал вышел в номере № 67 от 24 июня 2013
Читать
На Рублевке и Новой Риге вовсю торгуют «грузинским вином», хотя его в России еще нет

Первые партии грузинского вина окажутся в российских магазинах уже к выходным. Несколько фур проходят таможенные формальности на КПП «Верхний Ларс» и на днях прибудут в Москву. А виноделы республики готовятся заново покорить российский рынок.

Но радуются виноделы, конечно, рано. На волне разогретого потребительского интереса сорвать куш собрались и производители контрафакта. По данным наших источников в московской полиции, под видом грузинского вина в столичном регионе уже разлито несколько десятков тысяч бутылок дешевого порошкового пойла. Отпечатаны этикетки и фальшивые акцизные марки. Заметная часть «грузинского вина» производится в Дагестане.

Поддельные «Хванчкара» и «Киндз-мараули» будут выброшены на прилавки одновременно с легальным грузинским вином. Впрочем, как показало наше небольшое исследование, фальшивка в малых количествах уже поступила в торговые точки.

Бутилированное вино — правда, пока без акцизов — я обнаружил сразу в нескольких магазинах Рублевки. Прямо на витрине продуктового магазина в новорижской деревне Маслово — классический набор: «Саперави», «Киндзмараули» и «Хванчкара». Бутылка — 1 тысяча рублей. А в магазине на Николиной Горе скромно торгуют лишь «Хванчкарой». Тоже по тысяче.

— Почему, — спрашиваю, — без акцизных марок?

— Э, зачем как прокурор, — морщится продавец-азербайджанец. — Тут прокуроры приезжают — не спрашивают. Настоящее, грузинское. Попробуешь, спасибо скажешь.

А в магазинчике рублевского Усова грузинское вино, как в анекдоте, предлагают из бочки на розлив (хотя есть и в бутылках). Но вот из соседней, точно такой же бочки разливают уже дагестанское. А вот еще одна бочка — там, сообщают мне, и вовсе молдавское.

— И как вы их, — говорю, — различаете?

На секунду продавец растерялся, а потом говорит:

— Вообще очень хорошее все вино! — и зачем-то неуклюже добавляет: — Сами только его и пьем.

На пробу мы закупили «Киндзмараули» в бутылке 0,7 (д. Маслово). Производитель — ООО «Лео», г. Гори. Дата на этикетке: 23 февраля 2006 года. Разлито, если верить, еще до введения онищенковского эмбарго. И, как гласит легенда, которую озвучил продавец Камалетдин, долгие семь лет вино томилось в Грузии, пока не сжалился Г. Онищенко. И вот оно в Москве. Впрочем, производителя с именем «Лео» нет в списке аккредитованных Роспотребнадзором поставщиков, не знают о такой компании и в грузинском минсельхозе.

Изображение

Оценить качество, а может быть, и оттенки нашего «рублевского» «Киндзмараули» мы предложили экспертам. В ресторане Le Sommelier продегустировать вино согласились:

  • президент Союза сомелье России и шеф-сомелье ресторанного холдинга Ginza ProjectАртур Саркисян,
  • автор книги «Бухло» сомелье Эркин Тузмухамедов.

(Позже приедет президент Союза сомелье Грузии Шалва Хецуриани.)

Эксперты рассаживаются за столом вокруг бутылки.

А. С.: Возможно, и хорошее вино. Дадим ему шанс.

Э. Т.:Начнем с упаковки. Тут, видите, «термал-пак» (горлышко обтянуто морщинистой фольгой.П. К.). То есть под горячей водой пробочку усаживали. Это такой «домашний» способ, не заводской.

А. С.:Еще примечательно — говорится: «Сделано в Гори». Но ведь в Гори «Киндзмараули» не делается, это известно. Оно делается только в Кахетии. Тут нас, похоже, этикетка не обманула.

Э. Т.: А сколько вы заплатили за бутылку?

П. К.:Тысячу рублей.

А. С.:Ох…! Я извиняюсь, конечно. И это на Рублевке такое покупают? Так, я звоню Шалве Хецуриани, это главный сомелье Грузии… Шалва, генацвале, здравствуй! Ты где, в Москве?.. Ладно, у нас здесь интересная ситуация, журналисты привезли вино, сделанное в Гори. Мы думаем, «контрабас» либо фальсификат, приезжай вместе пробовать…

П. К.:А что насчет настоящего вина — сколько Грузия может поставлять сегодня в Россию?

А. С.:Я только что оттуда вернулся (родом я из Тбилиси). Запасы огромны. Хотя грузины и говорят, что вина, мол, на всех не хватит. Это такое кокетство, ведь надо поддерживать ажиотажный интерес. Тем не менее Грузия вряд ли завоюет ту долю рынка, которая была до запрета.

Э. Т.:До запрета у них было 10% рынка, а будет максимум 2.

А. С.:В Россию везут вино по цене от 400 рублей и выше. А за такие деньги можно купить что-нибудь итальянское, чилийское, даже французское. Грузины попадают в очень плотный сегмент и постараются продемонстрировать высокое качество. За годы эмбарго в Грузии возникло новое поколение производителей, ориентированных на Европу и не избалованных доступным российским рынком.

П. К.: Недорогого грузинского вина, значит, не будет?

А. С.:По цене — нет. Но плохое дешевое вино делает любая страна. Бывает, что одни и те же заводы. Вот приходит к производителю импортер и говорит: хочу бутылку за один евро. Да без проблем, для вас сделаем! Делают наклейку «Шато Пупкин» и шмурдят из второсортного материала.

П. К.:Насколько Европа компенсировала Грузии потерю российского рынка?

Э. Т.: Не сильно. До 2006 года только в Россию поставлялось 60 миллионов бутылок. А сейчас всего экспортируется 20 млн. Западному человеку большинство сортов грузинских вин непривычно, они совсем другого стиля.

А. С.:Но в Грузии все равно делают и «европейские вина», понятные западному любителю. Например, есть у одного производителя линейка вин «Сатрапезо». Делаются как красные вина, так и белые. Но делаются старокахетинским способом — вино выдерживается в глиняных кувшинах «квеври». Я этот способ называю «ленивым» — закинул кувшины в землю на полгода и делать не надо ничего. Но получается настолько ровный, яркий, приятный вкус — все поражаются. Не ждут такого качества, потому что в большинстве случаев «старокахетинский» способ выдержки дает сложные специфичные вина, некоторую горечь, зеленый тон.

(Открывают.)

Э. Т.:Пробка — явное г…о. Агломерат. Отход пробочного производства. Она может разваливаться, отравлять вино — приличный производитель никогда не станет закупоривать таким отстоем продукт. Нормальная пробка — она цельная корковая либо пластиковая. За тысячу рублей агломерата быть не может.

А. С.:А посмотри, какой цвет!

Э. Т.: У-у!

А. С.:Химический цвет. Марганцовка. Явный краситель. Посмотрите на белом фоне, абсолютно нет глубины.

Э. Т.: Поясню, что «Киндзмараули» делается из сорта винограда саперави, который один из самых темных в принципе. Здесь мы не видим его.

А. С.: Пить страшно (пробуют).

Изображение

Э. Т.:Так это концентрат. Ой, б… Поленились даже добавить дубового порошка. Добавляют его, чтобы создать вкус выдержанного в дубовой бочке вина, танинность, вязкость. При этом такой напиток не обязательно подделка. Просто только 2% вина в мире выдержано в бочках. Остальное проходит процедуру такого легального мухлежа. Даже в коньяк добавляют.

А. С.: А в нашей бутылке и этого нет.

Э. Т.:Циничная подделка.

А. С.:Даже не чувствуется виноградного сока. Обычно он чувствуется в подделках. Выпив эту химию, вы обеспечите себе головную боль — это точно.

Э. Т.: Спирт и краситель. Представляешь, чем поят на Рублевке? Там и «Хванчкару» даже продают. А ее вообще много быть не может, все бутылки номерные, в год производится небольшое количество.

А. С.(в телефон): Шалва, ты где? Сейчас уже «скорая» за нами приедет! А, уже заходишь?

Шалва Хецуриани (решительно шагает к столу): Даже пробовать не хочу! (Пробует.) Не вино это. Так и напишите. Артур, что это такое? Написано «Киндзмараули», разыгрываете меня?.. Позвоню сейчас ребятам, пусть подъедут на эту Рублевку.

П. К.:На разборки?

Ш. Х.:Да просто поговорим! Совести у них нет! — главный сомелье Грузии выхватил из своего портфеля бутылку белого «Ркацители» с украинскими акцизными марками. — Но сначала — выпьем! Настоящего!

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow