СюжетыКультура

За мир и дружбу с зомби-народами!

Чтобы позвать на ММКФ Брэда Питта, экран пришлось отдавать на съедение мертвечине

Этот материал вышел в номере № 67 от 24 июня 2013
Читать
Чтобы позвать на ММКФ Брэда Питта, экран пришлось отдавать на съедение мертвечине. Экшн почти за 200 миллионов щекочет нервы и местами пугает внезапным появлением многочисленной нежити. Но большей частью смешит: уж больно сценарий, над которым колдовала туча авторов, глуповат и нелогичен

Московский фестиваль, в советские времена проходивший под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!», открылся зомби-хоррором «Война миров. Z» Марка Форстера. Уэллс тут ни при чем, название неточно перевели, роман Макса Брукса именуется «Мировая война Z». Известно, что компания Брэда Питта за экранизацию книжки билась со студией Ди Каприо. Выиграл Питт. Мы с этим его не поздравляем. Конечно, экшн почти за 200 миллионов щекочет нервы и местами пугает внезапным появлением многочисленной нежити. Но большей частью смешит: уж больно сценарий, над которым колдовала туча авторов, глуповат и нелогичен.

Джерри Лейн (Питт) с семьей оказывается в эпицентре заражения нетривиальным вирусом. Мириады живых мертвецов захватывают континент за континентом. От укуса-царапины в зомби превращается любой человек. Военный эксперт ООН Лейн призван избавить мир от нечисти.

Спасти человечество — раз. Нет, спасти собственную семью — раз. Нет, победить мерзких тварей, инфицирующих все живое, и распознать причины вируса — раз. Нет, выжить любой ценой — раз. И так далее. Штампы толкутся в каждом эпизоде, сбивая друг друга с ног, стуча кривыми зубками, как экранные зомби, изгрызая сюжет. Девиз «спасителя» Лейна: «Выживет тот, кто двигается». Он двигается: из Америки в Корею, потом в Израиль, Британию, Шотландию. Военные корабли, вертолеты, самолет белорусских авиалиний. Почему белорусских? Потому что после взрыва гранаты (бомбы?) на борту они, нерушимые, позволяют неугасимому Брэду и его храброй израильской подруге выжить. Выживает Лейн-Брэд, хотя самолет — в куски, потому что успел пристегнуться. И первого укушенного он найдет. Не спрашивайте как. Даже после спасительного финала недоумение ваше не рассеется. Впрочем, к спойлеру не ходить — все и так ясно: Брэд нас всех спасет. И даже, подобно Мечникову, привьет себе заразу. Не важно какую: тиф, чуму или менингит, скарлатину, атипичную пневмонию… Зомби не любят больных. Таким хитрым способом добрый доктор Питт людей излечит-исцелит. Вообще, в фильме много неожиданной информации, в том числе и про нечисть. К примеру, о том, что израильтянам защитная стена понадобилась, чтобы отбиваться от зомби. А мы-то думали…

Понятно, что фильм взяли из-за короля Голливуда, возможно, самого востребованного сегодня актера Брэда Питта. Он прилетел накануне с детьми. Утром поехали на экскурсию в Кремль. Вечером он был на красной дорожке. Не помню на ММКФ в последние годы такого числа фанаток. Им выделили специальное место вдоль дорожки, и они дождались. Питт честно отрабатывал визит: был внимателен, неторопливо подписывал блокноты, пожимал руки, откидывая длинные пряди волос, отвечал на взгляды теряющих от счастья сознание девушек. Да какое там девушек. Устроители не могли загнать в зал зрителей. Все ждали Питта. Президент Никита Михалков стоял, как обычно, наверху лестницы, встречая гостей у входа в кинотеатр «Пушкинский» рядом с женой Татьяной (видимо, в связи с особым случаем на ней было сразу два бантика: привычный на голове и еще на шее). Начало церемонии задерживалось почти на час.

Брэд давал автографы и интервью. Особенно долго беседовал с Полиной Ермолаевой, той самой, что отважно расспрашивала Путина про «Эсмеральду» и развод. Михалков ждал терпеливо… потом терпение закончилось. Президент сам спустился к заокеанской звезде… и не уже спеша позировал вместе с Питтом сонму фотографов. Да что там Михалков, охранники, призванные держать толпу, подоставали телефоны и начали щелкать звезду. Служба службой — а дома что жене скажешь?

На церемонии открытия вспомнили коротенько историю ММКФ, которому уже 54 года, даром что 35-й фестиваль. ММКФ ностальгирует по прошлому. Карнавальный клоунский оркестр аккомпанировал экранной нарезке с фрагментами из фильмов-победителей. Конечно же, в центре — «Восемь с половиной» Феллини. Картина, за которую бился председатель жюри Григорий Чухрай. По идейной разнарядке его судейство было обязано обеспечить главной наградой фильм «Знакомьтесь, Балуев», на худой конец «Порожний рейс». Фронтовик Чухрай был готов положить на стол партбилет ради объективности. Нынешнее жюри возглавил классик мирового кино Мохсен Махмальбаф. После блестящего музыкального представления конкурсной программы (ее представили «уральские бабушки») он произнес вдохновенный спич о том, какое влияние на мировой кинематограф оказало советское кино, в частности, работы Эйзенштейна и Тарковского. «Научите нас снимать лирическое кино в жестоком мире, научите нас, как снимать значимое кино в бессмысленном мире», — призвал он.

В этом году пресс-показы перебрались в Театр киноактера. Тот самый, в котором когда-то и проходил Московский фестиваль. На который съезжались звезды первой величины. А у фанаток были свои герои. Помните истошный крик «Ха-ри-то-нов!» в «Москва слезам не верит»?

Но если уж ностальгировать… знаете, что более всего поразило меня в случае с победой на ММКФ шедевра «Восемь с половиной»? То, что Феллини сам прислал новую работу на конкурс. Таков был престиж фестиваля. Сегодня же, чтобы зазвать Брэда Питта, приходится отдавать экран на съедение зомби.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow