КолонкаПолитика

В двух рукопожатиях от президента. О тех, кто умеет спикировать в матку проблемы

Этот материал вышел в номере № 65 от 19 июня 2013
Читать
Изображение

Чем больше Тимофеева разъясняет разницу между «Единой Россией» и ОНФ, тем меньше эта разница ощущается. Ясно лишь одно: Путин сбросил с себя ЕР, как «роща сбрасывает листья» (да простит мне Пастернак отнюдь не лирический контекст). Остальное тонет в косноязычии, недомолвках, неувязках. Иногда, впрочем, высокие функционеры проговариваются, обнажая суть любых политических новообразований в наших широтах. Так рождается новая формула лояльности, обещающая прямой доступ к президентскому телу. Высокопоставленный единоросс Сергей Неверов объясняет неразумным: мол, вступишь в ОНФ, и ты уже в двух-трех рукопожатиях от Владимира Владимировича. Натан Эйдельман любил рассуждать о том, сколько рукопожатий отделяет современного человека от Пушкина, Неверов — от Путина. От Пушкина к Путину — славный вектор развития великой державы.

Мышиная беготня рождает свою иерархию целей и задач. Побеждает тот, кто способен лучше угадать тренд политического сезона. Вчера носили ЕР, сегодня — ОНФ. И вот уже беззубая старушка, задыхаясь от волнения, рассказывает под камеру, какое счастье свалилось на них, деревенских. Стоило всей улицей пополнить ряды «фронтовиков», как им тотчас провели канализацию. Страшно даже подумать, что бы в конце концов случилось с данной деревней без ОНФ. То, что для жаждущих канализации — наитие, для конформистов путинского призыва — норма жизни. В России на плаву тот, кто способен правильно угадать зов власти.

Тут необходим дар особой, советской выделки, аппаратной чуткости, востребованный еще со сталинских времен. Самая абсурдная история с «угадыванием» случилась в конце 30-х. В пылу репрессий поэту Николаю Тихонову мыслители из НКВД инкриминировали организацию террористического заговора. При этом его не посадили, а напротив, вручили в Кремле орден Ленина. Зато по делу Тихонова взяли талантливейшего Николая Заболоцкого, каковой оттрубил по лагерям и ссылкам 8 лет. А все оттого, что пластичный Тихонов обладал сокровенными аппаратными знаниями, которыми не обладал Заболоцкий, чьим социумом была поэзия.

Пикантность момента состоит в том, что сегодня следует правильно угадать не только настоящее с будущим, но и прошлое. Канули в Лету времена раннего Путина, когда в идеализации минувшего виделись признаки духовного возрождения. (Навозрождались до того, что объявили русским героем генерал-губернатора Муравьева, вешавшего крестьян в привисленских губерниях.) Преклонение перед обладателями лент и орденов и сейчас в почете, но на пике актуальности другое. В ожидании одного на всех единого учебника в режиме онлайн переписывается (угадывается) новейшая история страны. Вот уже проявились контуры нового стандарта преподавания этого важнейшего идеологического предмета, а там, в контурах, — лепота. Оказывается, у всех правителей были ошибки, и только у Владимира Владимировича не было.

Телевизор лихорадочно каждый день что-нибудь переписывает. Особенно в этом деле преуспел государственный канал. Ведь его глава, Добродеев, окончил истфак МГУ, стало быть, ему и карты, и кадры в руки. Один заядлый марксист сталинской закваски полагал, что история — это политика, опрокинутая в прошлое. В наши дни речь может идти о политике, опрокинутой в какое-то совершенно другое, неведомое высокой науке место. Вот только несколько примеров срочного переформатирования роли личности в истории на канале «Россия».

Еще вчера Горбачев был отцом перестройки, сеятелем свободы, а уже сегодня он просто хапуга — вывел из действия по требованию Запада стратегически важную ракету «Ока», а вскоре у Раисы Максимовны появилось бриллиантовое колье. Еще вчера Лужкову шили прямо в ящике «дело в кепке» за распродажу столицы. Сегодня он любитель пчел и лошадей, патриот, философ. Чистит себя под Сократом, каковому посвятил драму в стихах, и предпочитает всем Европам родной чернозем в Калининградской области. Еще вчера Брежнев был человеком, ввергнувшим в воронку собственного маразма одну шестую часть суши. А сегодня он опять белый и пушистый, готов к очередному увековечиванию. Еще вчера Игорь Шафаревич сочинял труды о «малом народе», то есть о коварном еврействе, и пребывал в забвении. Но вот ему стукнуло 90 лет, и всё волшебным образом переменилось. Шафаревич нынче не зоологический антисемит, которого неприлично звать на ТВ, а «жертвенно преданный справедливости человек». Да и «малый народ», как полагает главный историософ канала «Россия» Константин Семин, — это не про евреев, а про «эмигрантское космополитическое содружество Буковских и Синявских». Семин носом чует направление ветра. «Русофобия» (так называется главный труд юбиляра) — ключевое понятие современного политического словаря, ведь с его помощью так легко объяснить все неудачи. Тем более что Шафаревич, как проницательно заметил его боевой соратник Проханов, «спикировал в самую матку проблемы».

Счастливы те, кто умеет вовремя спикировать в означенную матку. Для одних, как для Шафаревича с Прохановым, это русский вопрос. Для других — канализация. Для третьих — прилипшие к телу власти меняющиеся структуры. Кто не успел, тот опоздал. Депутат-«фронтовик» Ольга Тимофеева успела. Теперь она на всех картинках выглядывает из-за правого плеча «фронтового» председателя Путина. А шустрая Яровая отчего-то не успела вовремя нырнуть в нужную матку. Может, все дело в цвете волос? Как бы Яровой не пришлось перекрашиваться в платиновую блондинку, иначе не видать ей путинского плеча до скончания сроков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow