СюжетыКультура

Всесветный пасьянс на картах лепажа

XI Чеховский фестиваль в июне

Этот материал вышел в номере № 58 от 31 мая 2013
Читать
«Фестивальный путеводитель» на месяц, до конца июня (но не до конца Чехфеста), не вместил всего. Мы постарались выбрать лучшие гастрольные постановки. Их оказалось много.

«Фестивальный путеводитель» на месяц, до конца июня (но не до конца Чехфеста), не вместил всего. Мы постарались выбрать лучшие гастрольные постановки. Их оказалось много.

Параллельно — на фестивале идет «Московская программа». Она посвящена памяти Петра Наумовича Фоменко. Составлена из спектаклей Мастера и его учеников: Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса, Евгения Каменьковича, Ивана Поповски.

«Небесная гармония» (Бургтеатр, Вена)

Бургтеатр в Россию не приезжал давно — а молодой режиссер Давид Мартон у нас впервые. Ученик Кристофа Марталера, Мартон стал известен уже «в десятых годах» дерзким и искусным смешением оперы и драмы, Вагнера и фолка, джаза и Монтеверди на лучших сценах Берлина, Гамбурга, Вены. «Небесная гармония» — спектакль по роману живого классика Петера Эстерхази о распаде аристократической семьи в Будапеште 1950-х. Джазовый голос Елены Кульиц — рыжей декадентской музы театра Мартона, серебряное сопрано подростка-рассказчика, Гайдн, Шуберт и Барток… «То, что у него получилось, кажется мне грандиозным», — сказал о спектакле Петер Эстерхази.

31 мая, 1, 2 июня — на сцене Театрариума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

«Шепот стен» (компания «Маленькие часы», Париж)

Режиссер — Виктория Тьере-Чаплин, младшая дочь Чарли Чаплина, виртуоз французского «интеллектуального цирка». В главной роли — дочь Виктории, Аурелия Тьере. Кто видел их на прошлых Чехфестах, помнит Викторию на сцене Белым рыцарем, Стражем Дома в сияющей броне кастрюлек, кокотниц, терок, реторт. Помнит и гуттаперчево-гибкую Аурелию в черном плаще: игрушечные поезда пролетали под ее ладонями, она обреченно ждала кого-то в сполохах алого вокзального света… «Шепот стен» — продолжение общего цветного сна потомков Чаплина, похожих на героинь Феллини.

3, 4, 5 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина

«Животные и дети занимают улицы» («1927», Лондон)

Этот спектакль совсем молодой британской труппы стал нежданной сенсацией Авиньонского фестиваля-2012. «Представьте, что Александр Родченко встретился с Тимом Бертоном, а Чарльз Диккенс с Фрицем Лангом», — писала о премьере «Гардиан». Годы Великой депрессии (а спектакль — о них) сотканы на сцене из пантомимы, анимации, музыки, горькой клоунады, ностальгии и психоделики…

С 7 по 12 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина

«Спящая красавица» (режиссер и хореограф Мэтью Боурн, «Нью Эдвенчерз Продакшн», Лондон)

Вслед за «Лебединым озером» и «Золушкой» Прокофьева (оба балета шли в Москве) — известный британский хореограф и его чисто мужская труппа обратились к «Спящей». Премьера прошла в декабре 2012 года. Спектакли Боурна всегда очень декоративны: действие «Золушки» он перенес в военный Лондон начала 1940-х, действие «Спящей» — в 1890-е и в эпоху модерна. Но окончательно принцесса Аврора просыпается уже в наше время…

С 12 по 16 июня — на сцене Театра им. Моссовета

«Процесс» («Каммершпиле», Мюнхен)

Спектакль Андреаса Кригенбурга по роману Кафки в свой первый сезон шел на родной сцене 45 раз. Потом гремел на фестивалях в Берлине, Вене и Авиньоне, получил «Фауста» — германскую «Золотую маску» — за сценографию. В YouTube на слова Andreas Kriegenburg сразу выскочит ролик «Процесса» — колоссальная наклонная конструкция на сцене, похожая на глаз Судии-Вседержителя. И на этой наклонной плоскости — восемь актеров с пластикой мимов и акробатов, восемь одинаковых мизераблей в черных костюмчиках, с чаплинско-гитлеровскими усиками 1930-х. Жертвы, тюремщики, палачи тут плавно меняются ролями: потому что все это сидит в одном человеке, которого берет на прикус Великий Террор. После «Процесса» Кригенбург уверенно вышел в первый ряд режиссеров Германии (и сценографов тоже: он сам художник своих спектаклей), ставил в своем аттракционно-визуальном и глубоко продуманном стиле Клейста и Сартра, Чехова и Елинек, «Кольцо Нибелунгов» в Мюнхенской опере, получил второго «Фауста» и австрийскую премию «Нестрой», о его режиссуре много пишут (есть уже и сборники статей). Но мюнхенский «Процесс» остался одним из лучших спектаклей Германии в этом десятилетии.

14, 15, 16 июня — на сцене Театрариума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой


«Sho-bo-gen-zo» (Национальный хореографический центр Орлеана, постановщик — Жозеф Надж)

Французский хореограф, один из ведущих мастеров танцевального и пластического театра, хорошо известен у нас. В 2010-м, в год чеховского юбилея, Надж поразил Москву спектаклем о путешествии Чехова на Сахалин, лагерных судьбах Мандельштама и Шаламова. (Зрители все шепотом спрашивали друг друга: «Ему-то наша жуть зачем?» Но зачем-то, знать, понадобилась.) Новый спектакль — о самурайской Японии. На сцене сам Надж и его давняя партнерша Сесиль Луайе.

C 18 по 21 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина

«За 6000 миль» («Сэдлерс–Уэллс», Лондон и «Сильви Гиллем Продакшн». Хореографы — Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Матс Эк).

На X Чеховском фестивале балетоманы и театралы дружно ломились на спектакль Робера Лепажа «Эоннагата», где светловолосым языком спиртового пламени металась по сцене Сильви Гиллем в роли (или партии?) андрогина-авантюриста XVIII века. Знаменитая британская балерина — из тех существ, от которых трудно отвести взгляд. Такова их аура, особая человеческая природа. Это редкий дар. На XI Чеховском фестивале Сильви Гиллем выступит в Москве в трех одноактных балетах лучших современных хореографов.

С 19 по 25 июня — на сцене Театра им. Моссовета

«Карты I: Пики» (компания «Ex Machina», Квебек. Режиссер — Робер Лепаж)

С 25 по 30 июня — Цирк Никулина на Цветном бульваре

Полную информацию см. на сайте www.chekhovfest.ru

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow