«Фестивальный путеводитель» на месяц, до конца июня (но не до конца Чехфеста), не вместил всего. Мы постарались выбрать лучшие гастрольные постановки. Их оказалось много.
Параллельно — на фестивале идет «Московская программа». Она посвящена памяти Петра Наумовича Фоменко. Составлена из спектаклей Мастера и его учеников: Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса, Евгения Каменьковича, Ивана Поповски.
«Небесная гармония» (Бургтеатр, Вена)
Бургтеатр в Россию не приезжал давно — а молодой режиссер Давид Мартон у нас впервые. Ученик Кристофа Марталера, Мартон стал известен уже «в десятых годах» дерзким и искусным смешением оперы и драмы, Вагнера и фолка, джаза и Монтеверди на лучших сценах Берлина, Гамбурга, Вены. «Небесная гармония» — спектакль по роману живого классика Петера Эстерхази о распаде аристократической семьи в Будапеште 1950-х. Джазовый голос Елены Кульиц — рыжей декадентской музы театра Мартона, серебряное сопрано подростка-рассказчика, Гайдн, Шуберт и Барток… «То, что у него получилось, кажется мне грандиозным», — сказал о спектакле Петер Эстерхази.
31 мая, 1, 2 июня — на сцене Театрариума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой
«Шепот стен» (компания «Маленькие часы», Париж)
Режиссер — Виктория Тьере-Чаплин, младшая дочь Чарли Чаплина, виртуоз французского «интеллектуального цирка». В главной роли — дочь Виктории, Аурелия Тьере. Кто видел их на прошлых Чехфестах, помнит Викторию на сцене Белым рыцарем, Стражем Дома в сияющей броне кастрюлек, кокотниц, терок, реторт. Помнит и гуттаперчево-гибкую Аурелию в черном плаще: игрушечные поезда пролетали под ее ладонями, она обреченно ждала кого-то в сполохах алого вокзального света… «Шепот стен» — продолжение общего цветного сна потомков Чаплина, похожих на героинь Феллини.
3, 4, 5 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина
«Животные и дети занимают улицы» («1927», Лондон)
Этот спектакль совсем молодой британской труппы стал нежданной сенсацией Авиньонского фестиваля-2012. «Представьте, что Александр Родченко встретился с Тимом Бертоном, а Чарльз Диккенс с Фрицем Лангом», — писала о премьере «Гардиан». Годы Великой депрессии (а спектакль — о них) сотканы на сцене из пантомимы, анимации, музыки, горькой клоунады, ностальгии и психоделики…
С 7 по 12 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина
«Спящая красавица» (режиссер и хореограф Мэтью Боурн, «Нью Эдвенчерз Продакшн», Лондон)
Вслед за «Лебединым озером» и «Золушкой» Прокофьева (оба балета шли в Москве) — известный британский хореограф и его чисто мужская труппа обратились к «Спящей». Премьера прошла в декабре 2012 года. Спектакли Боурна всегда очень декоративны: действие «Золушки» он перенес в военный Лондон начала 1940-х, действие «Спящей» — в 1890-е и в эпоху модерна. Но окончательно принцесса Аврора просыпается уже в наше время…
С 12 по 16 июня — на сцене Театра им. Моссовета
«Процесс» («Каммершпиле», Мюнхен)
Спектакль Андреаса Кригенбурга по роману Кафки в свой первый сезон шел на родной сцене 45 раз. Потом гремел на фестивалях в Берлине, Вене и Авиньоне, получил «Фауста» — германскую «Золотую маску» — за сценографию. В YouTube на слова Andreas Kriegenburg сразу выскочит ролик «Процесса» — колоссальная наклонная конструкция на сцене, похожая на глаз Судии-Вседержителя. И на этой наклонной плоскости — восемь актеров с пластикой мимов и акробатов, восемь одинаковых мизераблей в черных костюмчиках, с чаплинско-гитлеровскими усиками 1930-х. Жертвы, тюремщики, палачи тут плавно меняются ролями: потому что все это сидит в одном человеке, которого берет на прикус Великий Террор. После «Процесса» Кригенбург уверенно вышел в первый ряд режиссеров Германии (и сценографов тоже: он сам художник своих спектаклей), ставил в своем аттракционно-визуальном и глубоко продуманном стиле Клейста и Сартра, Чехова и Елинек, «Кольцо Нибелунгов» в Мюнхенской опере, получил второго «Фауста» и австрийскую премию «Нестрой», о его режиссуре много пишут (есть уже и сборники статей). Но мюнхенский «Процесс» остался одним из лучших спектаклей Германии в этом десятилетии.
14, 15, 16 июня — на сцене Театрариума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой
«Sho-bo-gen-zo» (Национальный хореографический центр Орлеана, постановщик — Жозеф Надж)
Французский хореограф, один из ведущих мастеров танцевального и пластического театра, хорошо известен у нас. В 2010-м, в год чеховского юбилея, Надж поразил Москву спектаклем о путешествии Чехова на Сахалин, лагерных судьбах Мандельштама и Шаламова. (Зрители все шепотом спрашивали друг друга: «Ему-то наша жуть зачем?» Но зачем-то, знать, понадобилась.) Новый спектакль — о самурайской Японии. На сцене сам Надж и его давняя партнерша Сесиль Луайе.
C 18 по 21 июня — на сцене Театра им. А.С. Пушкина
«За 6000 миль» («Сэдлерс–Уэллс», Лондон и «Сильви Гиллем Продакшн». Хореографы — Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Матс Эк).
На X Чеховском фестивале балетоманы и театралы дружно ломились на спектакль Робера Лепажа «Эоннагата», где светловолосым языком спиртового пламени металась по сцене Сильви Гиллем в роли (или партии?) андрогина-авантюриста XVIII века. Знаменитая британская балерина — из тех существ, от которых трудно отвести взгляд. Такова их аура, особая человеческая природа. Это редкий дар. На XI Чеховском фестивале Сильви Гиллем выступит в Москве в трех одноактных балетах лучших современных хореографов.
С 19 по 25 июня — на сцене Театра им. Моссовета
«Карты I: Пики» (компания «Ex Machina», Квебек. Режиссер — Робер Лепаж)
С 25 по 30 июня — Цирк Никулина на Цветном бульваре
Полную информацию см. на сайте www.chekhovfest.ru