СюжетыОбщество

Дети и гвозди

А вы натаскали своего ребенка на разумное, доброе, вечное? Подготовились к экзамену по русскому языку?

Этот материал вышел в номере № 58 от 31 мая 2013
Читать
А вы натаскали своего ребенка на разумное, доброе, вечное? Подготовились к экзамену по русскому языку?
Изображение

У Маршака была басня про смотрителя парка, который к каждому дубу прибил таблички с нравоучительными надписями — о том, как надо беречь природу. Деревья от этих гвоздей сохли, но агитации в их защиту было море. Маршак резюмировал: «Мы с вами книги детские читали, пробитые насквозь гвоздем морали». Это он еще не видел современных пособий по русскому языку.

Меньше становится доброты

В обязательном для всех старшеклассников страны ЕГЭ есть часть С: сочинение по прочитанному тексту. Сформулировать авторскую позицию, согласиться или поспорить с ней, а свою точку зрения подкрепить двумя аргументами из литературы или собственного опыта. Главное качество, по которому подбираются тексты для части С, — надрывная дидактичность. Недаром чемпион по цитированию в пособиях к ЕГЭ — Владимир Солоухин. Как будто школа вдруг поняла, что дети так и выросли педзапущенными, — и теперь хочет хоть напоследок прокричать им, что хорошим человеком быть хорошо, а плохим плохо! некрасиво жадничать! нехорошо ругаться матом!

Вот несколько цитат из текстов для части С, извлеченных из сборника типовых тестовых заданий, изданного Федеральным институтом педагогических измерений.

«С ужасом вижу я у части современной молодежи легкое и пустое отношение к времени… Сколько теряют наши молодые люди, не заручившись привычкой думать, работать, изучать, делать с ранней молодости!» (Мариэтта Шагинян)

«И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия». (Альберт Лиханов)

«Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. …Разве не добром согревается наш мир?..» (по В. Захарову)

«Я больше не могу каждый урок совать детям эти тексты про «лошади кушают овес и сено», меня от них уже тошнит», — жаловалась на днях знакомая учительница русского языка. Представляете, как тошнит самих школьников? Им на экзамене надо продемонстрировать умение рассуждать об умирающей русской деревне, слезливо жалеть стариков, брошенных их бездуховными отпрысками, утверждать необходимость вернуться к корням, сокрушаться об экологии, ностальгировать по малой родине и порицать город с его растлительным телевидением и погоней за ложными ценностями. Все эти важные темы почвенная публицистика исправно жевала последние сорок лет и зажевала до полного безвкусия.

…Экзамен по русскому языку — это время проверять способность ученика письменно рассуждать. Воспитывать добрые чувства уже не время и не место. И уж тем более не время и не место выявлять политические взгляды.


Изжога у либеральной прослойки

Хотите чего поактуальнее? Пожалуйста. «Припоминая, какую изжогу у либеральной прослойки вызвала попытка Русской православной церкви ввести в школах России курс основ православной культуры, изумляюсь весьма нервной реакции на предмет оного части научной общественности страны». «Не погружаясь в пучину нового идеологического противостояния, не могу, однако, не заметить: тех, кто не желает просветления своего народа, не становится меньше…»

Это еще один текст для подготовки к ЕГЭ. Автор — какой-то Г. Рогов, находится этот шедевр русской прозы в пособии В.В. Львова, Г.Т. Егораевой, Л.И. Пучковой «Русский язык. Типовые тестовые задания», рекомендованном ИСМО Российской академии образования.

Школьникам предлагают откровенно тенденциозный отрывок на тему, которая до сих пор вызывает в обществе острейшие дискуссии. В классе — дети разных убеждений, иных этот текст явно раздражает. Может, пусть не злятся, а учатся спорить? Хороший учитель научит детей распознавать манипуляции, выявлять логические ошибки, аргументированно спорить: мол, «вопрос поставлен некорректно», «аргументация логически бессвязна», «неправомерно отождествляются понятия»… Но не берем же мы для экзамена публицистику Проханова или Лимонова, хотя они куда талантливее Г. Рогова? И хороший учитель к пособию не прилагается.

А цель обычного учителя — натаскать школьника на сочинение «проходных» текстов к ЕГЭ. Он просто даст школьнику готовые клише: «автор с болью в сердце пишет о том, что…»; «свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом»… Ученик и настрочит, как научен: «с горькой иронией пишет Г. Рогов о безумном конвейере духовного оскудения нации», и я даже не знаю, что хуже — искренняя вера в тезисы Рогова или экзаменационное лицемерие.

Плохая эмоция

А вот текст Е. Лебедевой в том же пособии: «Негативные эмоции, гнев, чувство вины ведут к болезням. Известная американская писательница Луиза Хей написала на эту тему свыше десятка книг и даже разработала систему, согласно которой каждому заболеванию присуща своя негативная мысль, плохая эмоция…»

Братцы, постойте, опомнитесь. Луиза Хей — известная оккультистка, ньюэйджевка, идеолог так называемой «Первой церкви религиозной науки», женщина бурной судьбы и большого напора, проповедница идеи, что рак происходит от непрощенных обид. Зачем эта сектантская проповедь в школе?

Пособие предлагает на основании этих откровений «подобрать аргументы к тезису: Каждый человек — хозяин своей судьбы». Если же школьник не захочет писать вялые тексты о том, что улыбка продлевает жизнь, и темпераментно напишет, что на самом деле думает обо всей этой оккультной чуши, то на этот случай у проверяющих есть секретное оружие: «этическая ошибка» — проявление речевой агрессии. Это Г. Рогову дозволено диагностировать у своих оппонентов «изжогу» и «весьма нервную реакцию». А школьник в сочинении обязан быть бесстрастным, как покойник, иначе баллы долой. И нарушением этической нормы оказывается наличие собственного мнения, и только. Конечно, у нас это сегодня главный тренд, но не в школе же его внушать. Или вы искренне верите, что выпускникам предстоит жить при том же строе?

Блажен незлобивый поэт

В учебник, пособие и экзаменационный текст обязательно должна быть встроена защита от дурака. Но об этом методическом требовании мало кто помнит.

Недавно я взяла в школьной библиотеке учебник-хрестоматию по литературе для 8-го класса под редакцией А.И. Княжницкого. А там приведено стихотворение Тимура Кибирова «Блажен, кто видит и внимает…» из «Парафразиса». Сам автор вряд ли предназначал его для подросткового чтения: там и Алкснис, и Бурбулис, и футболянка после пьянки, и маршал Язов, и вот еще: «А может быть, еще блаженней, кто после семяизверженья во мгле глядит на профиль женин и курит»… Не надо быть городским методистом, чтобы спрогнозировать в этом месте урока коллективное «бугага». И посткоитальное блаженство — вообще не подростковая тема. Надо же понимать, что с учебником будут работать не только талантливые учителя и филологически одаренные дети. Для них можно сделать дополнительное «задание со звездочкой», они сами найдут стихи Кибирова и обсудят их связь с заповедями блаженства. Но включать их в хрестоматию — решение опрометчивое, на радость родителям очередного Уралмаша и на поругание диким детям. Они ведь не увидят ничего другого — ни тоски, ни счастья, ни блаженства, одно «неприличное». Не так давно на Ксении Драгунской оттоптались уралмашевцы, наметанным глазом выхватив из контекста чудесной «Рыжей пьесы» несколько фраз вроде «во двор пойду, зарежу, может, кого» — и не увидев, сколько любви и нежности в этой пьесе.

Пишу об этом — и боюсь, что натравлю на хороший учебник и хорошего поэта какой-нибудь очередной родительский комитет. Они теперь взяли моду влезать в наши профессиональные дела с дубиной народной войны и гвоздить, пока не погибнет все просвещение. Как этой зимой, когда подняли крик на всю страну, не обнаружив в одной программе для 10—11-х классов «Медного всадника» и Лескова — и ни на секунду даже не задумавшись, что программ по литературе существует несколько и что в большинстве из них «Медный всадник» изучается в 7, 8 или 9-м классе, а «Левша» в 6-м. Учителя-словесники сейчас по лезвию бритвы ходят, со всех сторон окруженные инициативными и энергичными профанами, точно знающими, как можно и как нельзя преподавать литературу и русский, что нужно детям, а от чего их защищать. Сейчас начнется: лирика Кузмина на уроке по акмеизму? — пропаганда гомосексуализма! «Сердце рвется к выстрелу»? — пропаганда суицида! «Анна Каренина» — пропаганда суицида, наркомании и неверности, а уж про «Выпьем с горя, где же кружка?» я и думать боюсь.

Скоро нам попросту утвердят списки разрешенных для детского чтения книг: патриотическая лирика, пейзажная лирика, немножко про дружбу, совсем чуть-чуть про любовь — а все остальное запретят за безнравственность. А наша учительская задача окончательно сведется к тому, чтоб обучить детей сочинять гладкие банальности на официально одобренные темы, подкрепляя их десятком рекомендованных цитат из классиков. Как если бы русскую классику писали районные методисты с чернилами в жилах и портретом сами знаете кого на столе.

P.S.Пересдача ЕГЭ по русскому языку пройдет 18 июня.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow